В мартовском спецвыпуске восемьдесят "офицеров" отечественного литературного процесса - писатели, критики, переводчики и журналисты - ответили на 17 непростых вопросов о книгах.
Получилась действительно полезная, развивающая статья, которую мне было вдвойне приятно читать хотя бы потому, что в тексте были упомянуты имена моих любимых университетских преподавателей.
А один из них - Олег Андершанович Лекманов - был среди опрошенных литераторов.
1.Самая недооцененная книга XX века?
Полагаю, я ее не читала. Если читала, то это «Два Капитана» Вениамина Александровича Каверина. Уж если давать нобелевскую премию автору советской эпопеи, то, разумеется, Каверину, а не Шолохову.
Но все-таки первое, что мне пришло в голову – поэзия Иосифа Джугашвили (Сталина).
Если бы он стал известным поэтом, то, может быть, был бы человечнее, и многие остались бы в живых.
2. Самая переоцененная книга XX века?
«Тихий Дон» Шолохова. И еще у меня есть подозрения насчет «Уллиса» Джойса. Мне кажется, что мощный пиар книги на протяжение всего XX века –реакция на перепроизводство гуманитариев и на «перегрев» мозгов читающего человечества от обилия информации.
Но, скорее всего, я просто еще не доросла до Джойса.
3. Если бы в школьной программе решено было оставить только одну книгу, какую бы выбрали вы?
Это должна быть самая скучная, самая бездарная книга из обязательного списка, чтобы закрепить отвращение школьников к ТАКОЙ программе и ТАКОЙ школе в целом. Пусть это будет «Тихий Дон» Шолохова.
4. Какая книга точнее всего отражает современность?
Романы Виктора Пелевина для меня точнее любых ежегодников. «Generation P», «ДПП/nn», «Священная Книга Оборотня» - по одному из этих трех романов потомки будут судить о девяностых и «нулевых».
Открыла для себя романы Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).
Вслед за Стругацкими у меня «пошел» Толкиен. В планах на будущее – прочитать «Лев, колдунья и платяной шкаф» Льюиса. Раньше с трудом воспринимала фантастику. Сейчас сказки для взрослых идут у меня «на ура». Согласно Честертону, это взросление: « Ребенок семи лет, затаив дыхание, внимает повести о том, как Томми открыл дверь и увидел дракона. А трехлетний с восторгом узнает, что Томми просто открыл дверь. Мальчишки любят романтические сказки, а малыши — реалистические: для них реальностью достаточно романтична.» (Г.К. Честертон. «Ортодоксия»).
Из относительно новых книг – «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. Роман-кислородная маска.
«Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Еще для меня как для журналиста очень смешно было читать «Компромисс» и «Соло на Ундервуде» Довлатова.
7. Кто из писателей обладает лучшим чувством юмора?
Мое чувство юмора сформировали Эдуард Успенский, Венедикт Ерофеев, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Виктор Пелевин. Не буду выбирать одного из них.
Над «Камо Гредеши» Сенкевича рыдала навзрыд, не обращая внимания на то, что еду в переполненной электричке. Это роман о первых христианах.
«Легенда о Тиле Уленшпигеле» де Костера заставляет вздрагивать даже сейчас.
Всегда плачу, когда кого-то доброго мучают. У меня гипертрофия обратной связи.
9. О какой книге вам приходилось жалеть, что не вы ее написали?
«Затворник и Шестипалый» Пелевина. Это повесть о дружбе, свободе и любви, написанная честно и свежо. Настолько, что кажется, будто это не текст, а твои собственные сны.
Еще была бы не прочь быть автором «Гарри Поттера». Не пришлось бы дожидаться гонораров из редакций.
Телешоу «Дом 2» приучило меня считать, что «яркость» - это важнее всех добродетелей вместе взятых.
Феерически пошлы передовицы Александра Проханова в газете «Завтра». Но репутацию Проханова в глазах читателей будущего может спасти критик, который докажет, что это он так шутил. Тогда эти передовицы войдут в онтологию сатиры и юмора XXI века.
По моему глубокому убеждению, Нобелевской премией надо отмечать авторов, которые оказали существенное влияние на литературный процесс, «повели за собой». Из наших классиков «нобельки» достойны Достоевский и Чехов.
И все-таки это «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого.
Разбогатею – найму психоаналитика. Пусть он разбирается, как Николенька Иртеньев – главный герой триллогии – повлиял на мою жизнь.
* * *
Нет, не ограничусь одной книгой.
А) «Бемби» Феликса Зальтена, прочитанная мною в возрасте шести лет и, практически, выученная наизусть, - книга, которой я, наверное, обязана тем, что я люблю читать и писать. До «Бэмби» я не воспринимала художественную литературу. Мне хватало двухтомной «Охотничьей Энциклопедии» и «Легенд и мифов Древней Греции» Куна. «Бемби» даже вдохновил меня на собственный роман о лосенке по имени Торнадо. Это был чистой воды плагиат, но я была в восторге от своих талантов.
Б) «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Прочитана в возрасте 12-ти лет во время весенних каникул. Я тогда гостила у бабушки, а у нее в квартире была скудная библиотека: БСЭ, «Как я была маленькая» Веры Инбер и Ерофеев. А через 2 года я написала повесть «Заплатки». Сейчас понимаю, что образ главного героя – спившегося редактора Сани Снегирева – во многом списан с Венички….
С) …и еще, наверное, с Сани Григорьева из романа «Два Капитана» Вениамина Каверина.
Это советский рыцарский роман, в котором нет ни единой фальшивой ноты. Книга сформировала мое представление о романтике, об идеальных отношениях между мужчиной и женщиной.
В) «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя. Роман укрепил мою веру в то, что я буду писать, что писательство и журналистика – лучшие занятия на свете, пусть даже мой любимый Маяковский не написал об этих работах в «Кем быть?».
Г) «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина. Сцена эротического свидания Петра Пустоты и Анки заставила меня впервые проанализировать текст, попытаться понять, как это сделано.
В общем, из этих шести книг можно «собрать» меня.
13. Ваша любимая цитата
«Got a pencil in my pocket – try to put me down!». Это цитата из песни «Lunchbox» Мэрилина Мэнсона. Чем не девиз для пишущего человека?
В трудную минуту я часто вспоминаю другую его цитату: «The more that you fear us – the bigger we get» ( композиция « Disposable teens»).
У Мэнсона, к сожалению, не получаются полноценные стихи, но отдельные строчки его лирики мне очень близки.
* * *
"Нам так редко и неохотно подбрасывают своих, чтобы мы не понимали, какой ужас-чужие" ( Дмитрий Быков. "Эвакуатор")
«Вини-Пух и все-все-все», «Бемби», «Малыш и Карлсон», все книжки Эдуарда Успенского.
«Слоненок идет учиться» Давида Самойлова. Культовая книга среди меня и моей лучшей подруги. Я выросла в журналиста, подруга – в филолога-классика и поэта. Обе поступили в Университет.
По-моему, неплохая реклама.
«Страна глухих». Валерий Тодоровский снял этот фильм по сценарию Юрия Короткова, а Юрий Коротков обработал повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Недавно прочитала отрывки повести – ужасно. Особенно по сравнению с фильмом.
Но все-таки это не экранизация в чистом виде.
Лучшая экранизация, пожалуй, «Шерлок Холмс» Масленникова с Ливановым и Соломиным. Когда речь заходит о знаменитом сыщике, я себе представляю лицо Ливанова. И уверена, что вы, читатель, тоже.
17. Худшая экранизация
Не люблю «Тихий Дон», но после фильма Бондарчука прониклась жалостью к труду Шолохова.