• Авторизация


Мой любимый мультфильм 13-01-2007 15:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[240x392]
«Унесенные призраками» – предпоследнее (в момент написания) творение великого Миядзаки. После «Принцессы Мононокэ» с откровенно жестокими сценами и явным противостоянием человечества и природы мы могли ожидать чего-нибудь подобного, но дождались доброй и печальной истории, в которой не менее серьезные проблемы раскрыты легко и ненавязчиво.

Где мы только не встречаем сказок про то, как дети спасают своих родителей, попавших в беду. Этот сюжет присутствует у всех народов мира практически без исключения. Исходя из вышесказанного, «Унесенные призраками» не могут претендовать на оригинальность, но, тем не менее, данное аниме уникальное.

Когда дети вырастают, они теряют нечто, что позволяло им смотреть в детстве на мир иначе. Про это писал еще Антуан де Сент-Экзюпери. Так же происходит и с родителями главной героини «Унесенных призраками». Все началось из-за того, что родители не поверили своему ребенку. Мелочь, но к чему приведшая... Так вот незаметно Миядзаки подводит нас к проблеме взаимоотношений поколений. Самое интересное, что родители так ничего и не поняли в конце – изменить их взгляды на жизнь не получилось. Взрослые – это взрослые, таков их порядок жизни. Миядзаки не снисходит к детям, он возвышается до их уровня, ибо им дано многое, чего нет у взрослых, а у взрослых нет ничего взамен. Дети способны на и любовь, и на другие глубокие чувства, в которых взрослые часто им отказывают. Но когда «творится любовь», это отрицание становится неважным. Можно сказать, «Унесенные призраками» – аниме про детей для взрослых. Оно напоминает, каково это быть ребенком, чувствовать и жить иными ценностями…

Чтобы спасти родителей, главная героиня Тихиро сознательно остается в ином мире. Он не лучше и не хуже, он иной. Миядзаки не дает оценку иному – достаточно, что оно не такое, к чему мы привыкли. Так же и мир не враждебен к попавшей в него девочке, как может показаться сначала – она просто чужая ему. Волшебство всегда привлекало людей, но, оказавшись в волшебных купальнях «Абурая», главная героиня понимает: главное волшебство - внутри. Отличный пример – можно легко раздавить страшное проклятье, обратившееся в червячка, и оно исчезнет, но для этого надо решиться… В каждом человеке есть что-то хорошее, надо только разглядеть, а если ты не видишь - это целиком и полностью твоя вина. В нашем мире так жить нельзя, просто невозможно, но в мире оживших легенд и мифов, куда попадают герои аниме - очень даже можно.

Ребенок способен менее остро воспринимать изменения, поэтому Тихиро быстро осваивается в новом непривычном месте. Трудности меняют ее, но и она сама меняет окружающих. Все взаимосвязано - не пусти девочка одного из странных созданий, мокнувших под дождем, все произошло бы совсем иначе. Жизнь состоит из событий, переплетенных так тесно, что, изменив одно, изменишь все остальные. Курсивом между строк - измени себя, и мир измениться. Так и с Тихиро - она взрослеет, становится терпимее - и все ей становится легко и просто. Вместо борьбы - назови старую колдунью «бабушкой», и ты уже победила. Нет хитрости и расчета, есть только простота и чувства. Самые ценные из наших поступков - интуитивные. «Унесенные призраками» просто полны такими простыми истинами. Они в каждом поступке героев, в каждом слове, в каждом пейзаже за окном...

При всей легкости сквозь весь сюжет проходит понятие «долга». Тихиро должна помочь родителям - она даже об этом не задумывается, и это ее основная цель. В конце, уходя от друзей, она обещает встретиться еще. Все мы знаем цену таким обещаниям... Но родители вместе с ней - значит все правильно. Так что «Унесенные призраками» учат терпению - не в конкретной ситуации, а пожизненному, вытекающему из понимания. И нет «хэппи-энда», но финал светел, тих, изящен - все встало на свои места в этой изменчивой жизни, значит, все так, как должно быть.

Ну и нельзя оставить без внимания проблему защиты окружающей среды, затронутую Миядзаки (хотя сам он открещивается). Все мы должны делать все, что в наших силах - даже если ты всего лишь маленькая девочка...

Особая ценность - сюжет построен плавно, последовательно. Все логично и взаимосвязано - смотришь и радуешься! Все персонажи полностью соответствуют тем маленьким (и не очень) истинам, которые раскрываются в сюжете. Нет определенных критериев - все в чем-то хорошие в чем-то плохие, это зависит от восприятия. Кто сказал, что дети все делят на черное и белое? Только не Миядзаки – дети гораздо более чуткие и понимающие, им доступны все цвета и краски. Неудивительно, что Тихиро быстро освоилась – существа из мифов гораздо ближе ей, ведь мифы творились человечеством, когда все были, как дети.

Опять же извечные противопоставления Миядзаки - две сестры-колдуньи, одна - деловая и жестокая, другая - домашняя и мудрая. Однако эти различия разлетаются при детальном рассмотрении - и вот две старые женщины просто с разными занятиями предстают перед нами, обладая одинаковыми добротой и другими чертами.

Очень хорошо представлена история ученика колдуньи, забывшего имя, точнее, поменявшего его на возможность стать могущественным. Ничто не дается даром. Хотя имя ему вернулось именно так - это и есть чудо. Кстати, чудеса в «Унесенных призраками» – нечто обычное и банальное, но значимости своей не теряют, ибо любое чудо становится таковым только тогда, когда его так воспринимают.

Зло (изначальное) - одна из сестер-колдуний, хотя она сама по себе не зла, просто таковы правила. Это сразу же уничтожает всякую возможность найти негативного персонажа. Ученик колдуньи совершает кражу в надежде вернуть имя - это тоже не зло само по себе, а лишь результат непродуманных поступков. Ребенок, обещающий сломать руку - руководствуется простой детской вредностью; ворчащая подруга Тихиро - просто любит ворчать; Безымянный, проглатывающий людей и не только - стремится таким образом заполнить душевную пустоту. Нет отрицательных героев!

Все персонажи продуманы, все без исключения человечны. К концу просмотра в каждом выделяются знакомые и понятные черты. Главное – чувства рисуются просто и ясно: дружба (Безымянный, так долго пытавшийся купить ее, находит друга в лице Тихиро, которой нужны родители, но не деньги), любовь (чтобы вернуть имя, просто необходимо влюбиться), гнев, радость, сожаление, раскаяние… Миядзаки, не стесняясь, рисует даже жадность - не стоит стесняться того, что так привычно для нас. Волшебный мир не смотрится таковым - кажется, стоит пройти по туннелю в горе, и мы попадем в купальни «Абурая». Да, уйти и не оглядываться это сложно, а Тихиро, в отличие от Орфея, справилась, но «встречи очень важны, они никогда не забываются» – слова деда Камадзи рождают надежду. Просто удивляешься, как в такое маленькое аниме поместилось так много...

Как всегда, нас радует фирменная рисовка Миядзаки. Ну, что тут сказать - либо любить, либо не любить. Ибо, с одной стороны - всегда предсказуемо и похоже, с другой - на одном (высоком) уровне. Отличное изображение духов и божеств, прекрасные оригинальные персонажи (на примере деда-паука, угольков, фонарного столба - проводника, гигантского ребенка и птицы-двойника колдуньи). Тени и фонари - ночью и голубое небо и зелень - днем. Для осознания ужаса, постигшего родителей Тихиро - детальное изображение свиней во всех подробностях. Автор играет с рисунками, при их помощи расставляя приоритеты для восприятия. Это отлично видно, когда мы совершенно по-разному воспринимаем двух сестер-близнецов, пока нам еще не ясно, действительно ли они разные, или это обман.

Чудесные задние планы и детали, несущие обязательную для рисовки Миядзаки смысловую нагрузку. Атмосфера волшебства создается именно за счет рисовки, так же как и ощущение бедствия, постигшего речку, чей дух так испачкан.

Особенно красив дракон - ученик колдуньи, цветы в саду, поезд, проезжающий по воде. Пейзажи за окном этого поезда - одна из важнейших деталей для понимания.

Музыка - определенно фоновая. Красивая, передающая общую оценку ситуации, но не детали или настроения и эмоции. Прекрасная финальная композиция закрепляет ощущение, что, просмотрев «Унесенных призраками», мы приобщились к чему-то неуловимому в нашем мире, но от этого не менее важному.

Если у Вас есть друзья, которые не понимают, что Вы нашли в «этих китайских мультиках с большими глазами», посадите их посмотреть «Унесенных призраками»... Это сразу же исправит ситуацию. Данное аниме никого не оставит равнодушным. Это шедевр. Остальные слова - лишние.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
explosive_lynx 13-01-2007-15:55 удалить
А мне этот мультик не нравится!слишком серьезный!
Lyserg 13-01-2007-18:26 удалить
Мне понравился))У меня аж в двух вариантах он есть. И еще Наусика из Долины Ветров,Мой сосед Тоторо,Принцесса Мононоке и Ходячий замок - и все Миядзаки
Pretty_black_cat 13-01-2007-19:37 удалить
Ух ты!Принцессу Мононоке я смотрела, а остальное-нет.но очень хочу...
explosive_lynx 13-01-2007-19:39 удалить
Pretty_black_cat, а я еще ходячий замок смотрела!
Pretty_black_cat 13-01-2007-19:44 удалить
Название прикольное-а там про что?
Lyserg 13-01-2007-20:14 удалить
У Миядзаки еще есть такие полнометражки как Ведьмина служба доставки и Небесный замок Лапута.


Ходячий замок [2004]
Howl's Moving Castle
Hauru no ugoku shiro
Howl no Ugoku Shiro
Шагающий замок Хаула
Передвижной замок Хаула
Бродячий замок Хаула
ハウルの動く城

Производство: Япония
Жанр: фэнтези, приключения, романтика, драма
Тип: полнометражный фильм, 119 мин.
Премьера: 20.11.2004

Режиссёр: Миядзаки Хаяо
Автор оригинала: Диана Вайн Джонс

Не ошибусь, если скажу, что многие ждали последнюю (в момент написания) работу Хаяо Миядзаки с нетерпением. Перерыв обычно выдерживается ровно столько, сколько надо для создания творения с оттенком шедевральности и для максимального интереса к работе у зрителей. Однако на этот раз всем ожиданиям не дано было оправдаться.

В «Бродячем замке Хаула» Вы увидите весь стандартный набор, свойственный Миядзаки. Волшебство - в данном случае не этническая магия или параллельный мир, населенный духами и божествами, а синтез нашего мира и магии. Хотя магии – сильно сказано, не магии, а именно волшебства. Ибо создавалась для нас сказка, а сказкам свойственно волшебство. Глобальная проблема – на этот раз война. Это всего лишь развлечение в руках умелого кукловода, но серьезность в описании такой огромной игрушки не дает воспринимать боевые действия только как средство от скуки. Любовь – странная, возникающая внезапно и не поддающаяся логике. Такой и должна быть любовь, но в «Бродячем замке Хаула» она как-то совсем не вписывается в повествование, хотя и является одним из главных сюжетообразующих факторов.

Когда-то жила-была волшебница, которая искала себе наследника. И уже почти нашла, как он заключил договор с небольшим дьяволом и перестал нуждаться в учителе. У всего в этом мире две стороны медали – договор обернулся проклятием, забирающем сердце, а учительница затеяла войну только для того, чтобы вернуть нерадивого ученика. Гибнут люди, рушатся города, а ученик все не возвращается, мало того – он пытается в одиночку остановить войну…

Стоит ли оно того? Нет, совсем не стоит. И наставница Хаула – того самого нерадивого ученика – не должна идти на такие жертвы, чтобы что-то доказать ученику. НО она идет… Не женщина – чудовище! У нее нет оправдания! Для сравнения – Юбаба просто действовала по законам мира, где жила, а госпожа Юбоси хотела добра для своих людей – людей, за которых несла ответственность, и которые ей доверяли. И добра так, как она его понимала…

Вот почему в «Бродячем замке Хаула» нет светлого финала, который характерен для Миядзаки. Есть «счастливый конец», обещанный волшебницей по совершенно ничтожной причине, но ей ли стоять в очереди за предлогами для своих поступков? Зло не стало иным, оно просто замаскировалось. Это правильно – так в жизни оно и бывает, но сказочность от этого пропала – в данном моменте… В остальных осталась. Поэтому чувствуется несоответствие одних сюжетных линий другим.

Еще просто странный факт – завязка сюжета строилась на проклятии, которое было наложено на Софи, главную героиню. Постепенно, по ходу событий проклятие исчезает, но внимание на этом не акцентируется – становятся неясными причина и следствие… Зачем насылать проклятие, если оно само проходит?

Вот что идеально, так это графика. Все кадры очень хорошо и четко прорисованы. Герои – оригинальные и классические «миядзаковские». А про фоны и детали и говорит нечего – это вообще визитная карточка студии «Гибли». Получаешь огромное удовольствие от одной только рисовки, что является огромным плюсом «Шагающего замка Хаула». Очень запоминающе изображен сам замок – множество предметов, составляющих единое целое, так и притягивают взгляд. Отличная военная техника. Интересное изображение животных и различных существ – например, ходящего пугала.

Музыка – также замечательная. Композиции саундтрека вполне можно слушать отдельно, и они не покажутся оторванными от аниме. Но сочетание графики и музыки – это почти 90% той атмосферы, что царит во время действия… Остальное и остается персонажам. С одной стороны – это очень хорошо, что так много внимания уделяется таким сторонам, как музыкальное сопровождение и визуализация, но у Миядзаки с этим всегда хорошо, а в других его аниме еще хорошо и с сюжетом, и персонажами…

Герои в «Бродячем замке Хаула» типичные, но это не плохо. У них есть все, что надо для подобных сказок – всепрощение, храбрость, стойкость, романтика. Но сюжетные линии не способствуют раскрытию персонажей, а сводят все к какой-то шаблонности. Нет «изюминки» при отличном качестве – вот главный минус данного аниме.

Добро и зло противостоят – это понятно. Глобальные проблемы решаются. Мы, зрители, учимся добру и пониманию, во всяком случае, видно, что этому нас хотят научить… Но как же нелепо смотрятся некоторые ситуации, а точнее персонажи в этих ситуациях.

Простить зло в лице волшебницы-наставницы – просто невозможно, а прощение нелепой, смешной Ведьмы с Пустыря выглядит вынужденной уступкой идеалам. Главные персонажи играют в игру друг с другом – куда зрители не допускаются. Как иначе объяснить постоянные скачки в возрасте у Софи? Хаул ли ее видит молодой, то есть, воспринимает такой, какая она в истинном обличии? Или же она действительно молодеет?

Способен ли Хаул отречься от своей цели, достижения мира, только из-за изменения цвета волос? Зачем он посылает Софи в отлично продуманную ловушку к наставнице, хотя знает про ее коварство? И, в конце концов, все понимают, что в лице маленького песика приютили шпиона – почему не волнуются?

Не видно возможности для главных героев самим победить – им может помочь лишь случай. Это грустно и совершенно лишает смысла их доброту, понимание и храбрость…

В общем, все в порядке. Все обычные для Миядзаки вещи соблюдены. И Вы получите удовольствие от просмотра. Но данное аниме выигрывает лишь в сравнении с творениями других авторов, не среди аниме «Гибли», никак… И это, на мой взгляд, так печально.



Рецензия #2:

© Артём Федько, 2005.03.08


«Гибли», как много в этом звуке для сердца анимешного слилось! Приступая к просмотру картин, созданных этой анимационной студией, всегда надеешься на что-то оригинальное. Ну, а если к созданию мультфильма приложил свою руку гуру японской анимации Хаяо Миядзаки, то тут уж меньше, чем на шедевр рассчитывать не приходится. Однако не стоит судить о произведении только лишь из-за имен и регалий людей, создавших его. Имеет ли право «Бродячий замок Хаула» войти в анналы истории и навсегда занять почетное место среди лучших?

Любая картина несет в себе две нагрузки: визуально-звуковую и смысловую. Начну, пожалуй, с первой. Здесь все просто, потому что обсуждать графику «Гибли» — это все равно, что попытаться рассказать слепому, как выглядит радуга. Может быть, это моё сугубо личное мнение, но я считаю, что никто не рисует аниме лучше этой студии. Взглянуть хотя бы на такие их картины, как «Принцесса Мононоке», «Ведьмина служба доставки», «Унесённые призраками» — их нельзя перепутать ни с какими иными. Вся соль заключается в детализации сцен, планов и в особенности герое картины. Довольно часто произведения аниме критикуются за бедность мимики персонажей — мол, все они на одно лицо, а эмоции выражаются только лишь посредством стандартных штампов (ох, как мне это хорошо известно, сам когда-то пытался рисовать). Действительно, опровергнуть данное утверждение практически невозможно, тут нужно любить этот стиль, а иначе увольте. Другое дело фильмы производства студии «Гибли». Герои её картин обладают богатой мимикой и эмоциональностью, и получается это настолько просто и естественно, что абсолютно отпадает надобность в каких бы то ни было чиби-вставках, лупбеках для усиления эффекта и тому подобного. Персонажи не просто нарисованы, они — живые. Ну, теперь думаю даже у тех, кто ни разу не сталкивался с творчеством «Гибли», появилось хоть какое-то представление о том, что они могут увидеть, а предстоит увидеть мир, похожий на Европу конца девятнадцатого века. Только вообразите себе узкие европейские улочки, широкие площадя, феерию цветов и одеяний дам, статные военные, до боли напоминающие гусаров. Вдобавок ко всему этому зелёные ландшафты лугов и лазурные воды озёр, скалистые горы и дождливые пейзажи, сменяемые лучами робкого солнца и яркой радугой. Всё? Нет, конечно же, не будь это творение Миядзаки! Этот, казалось бы, на первый взгляд столь привычный, пусть и старомодный, мир оказывается не так уж прост, его наполняют причудливые машины и существа, летательные аппараты, парящие только по им одним известным законам физики. А еще мне очень нравится, как автор изображает зло в своих фильмах. Оно всегда представлено в виде какой-то аморфной тёмной массы, которая обволакивает, затягивает и подминает под себя всё вокруг. В фильмах «Гибли» и Миядзаки у зла нет лица, и я полностью согласен с автором, в реальной жизни происходит именно так, и дать обличие злу означало бы всё сильно упростить.

Хм, как-то незаметно я перешёл от графики к содержанию, ну что ж, продолжу в том же духе. Вообще-то у Миядзаки всегда получались содержательные и глубокие фильмы, недаром картина «Унесённые призраками» была удостоена премии Оскар. Тем не менее, фильмы не могут быть абсолютно одинаковыми не только по смыслу, но и по целевой аудитории — если те же «Унесённые призраками» и «Ведьмина служба доставки» рассчитаны больше на молодую аудиторию и в какой-то мере являются поучительными историями на тему «Что такое хорошо? И что такое плохо?», то «Бродячий замок Хаула» больше похож на взрослое кино. Нет, в нём вас не будут досаждать излишней философией или чем бы там ни было. Данное произведение — это фильм из жизни о жизни, пускай и слегка сказочной. Картина повествует о силе любви и изменчивости зла, о крепкой дружбе и бескорыстии. Как это часто бывает, перед искренним чувством не способны устоять никакие злые чары, и превращённая в старуху девушка возвращает свою молодость без помощи колдовства, потому как взаимная любовь сильнее любой магии. Очень красиво автору удалось показать внутренний мир человека. Главная героиня омолаживается, когда ей становилось радостно и хорошо, и состариваится, когда её одолевают грусть и тоска. Точно так происходит с любым человеком, добрые вести нас омолаживают, а плохие старят. Пускай это происходит где-то внутри, но, как известно, то, что накапливается внутри в душе, однажды всё равно выйдет наружу.

Картина заканчивается хорошо, даже как-то наигранно хорошо, но это не неумелость автора, а своеобразный прием, которым он попытался отстранить события фильма от реальности. Все становится на свои места, когда Миядзаки вкладывает в уста королевы, наблюдающей за героями в финале картины, заключительную фразу: «Что ты хочешь сказать? Счастливый конец? Ну ладно, пусть будет Счастливый конец». Итог получается такой. Автор в очередной раз доказал своё умение создать прекрасные мультипликационные произведения, а студия «Гибли», как всегда, не подкачала с графикой. Остаётся надеяться, что вам фильм понравится в такой же мере, как и мне, и что картина займет достойное место на Олимпе мультипликации. От себя хочу порекомендовать просмотр данного творения на большом экране или установке домашнего кинотеатра.





Краткое содержание:

Действие фильма происходит в сказочном мире, напоминающем Европу 19-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом. Скромная жизнь рано осиротевшей шляпницы Софи полностью изменилась, когда в окрестностях её города появился шагающий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими "похищениями" девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым красавцем от приставаний двух солдафонов, она полюбила его с первого взгляда, однако волнующая прогулка с ним стоила юной шляпнице её красоты и молодости, отнятых чарами ревнивой Ведьмы из Пустоши. Шокирующее превращение из восемнадцатилетней девушки в дряхлую старуху заставило Софи покинуть родной дом и отправиться на поиски заколдовавшей её Ведьмы, чтобы та вернула ей нормальный вид. Попав по дороге внутрь шагающего замка Хаула, девушка-старушка осталась жить с хозяином и другими обитателями этого гигантского сооружения на курьих ножках, обретя в них семью, а взамен подарив им тепло и мудрость своего любящего сердца...
[240x339]


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мой любимый мультфильм | Pretty_black_cat - Конец фильма, начало истории | Лента друзей Pretty_black_cat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»