НАПИСАЛ ДОКЛАД НА СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ ХОЛДИНГА ГИДРООГК ПО НЕДОСТАТКАМ В РАБОТЕ КОРПОРАТИВНЫХ СМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПАНИИ. КОМУ НУЖНО - БЕРИТЕ, ПОКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ.
ВЫ ЭТО НИГДЕ НЕ НАЙДЕТЕ.
15 ПРАВИЛ КРЕАТИВНОЙ ВЕРСТКИ, ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ, ПРАВИЛА БИЛЬДОВКИ, БАЛАНС ФОТОГРАФИЙ, РЕЙТИНГ 2008 И ТАК ДАЛЕЕ. МАТЕРИАЛ УНИКАЛЬНЫЙ.
В России грядет бум корпоративных СМИ
На издательском рынке грядет бум корпоративных СМИ. Для рекламодателя это новый эффективный маркетинговый инструмент. В будущем по объемам и тиражам «журналы одного заказчика» могут обогнать традиционную прессу, а гламурным изданиям, избалованным рекламой, составить серьезную конкуренцию.
По мнению председателя Гильдии корпоративных СМИ Владимира Змеющенко, корпоративные издания — самый перспективный сектор в сфере массмедиа в России. Такие СМИ четко ориентированы на конкретную целевую аудиторию и потому более эффективны в коммуникациях с потребителями по сравнению с традиционной прессой.
По мнению Исполнительного директора Ассоциации Корпоративных Медиа (АКМР) России Джемира Джемировича Дегтяренко: «Профессиональные корпоративные СМИ – это, можно сказать, сердце корпоративных коммуникаций, их квинтэссенция. В корпоративных СМИ находят отражение как внешние коммуникации, так и внутренние (под корпоративной прессой мы подразумеваем, прежде всего, клиентские внутрикорпоративные издания и b2b). Разнообразные формальные и неформальные корпоративные коммуникации – приказы, решения руководства, общение руководителей компаний с сотрудниками и клиентами, обсуждение корпоративного этического кодекса или других важных документов, рассказы сотрудников о прошедшем отпуске или увлечениях своих детей и т.д. - все это как бы объединяется, находит наиболее полное воплощение в качественной корпоративной прессе. Корпоративное издание способно дополнять и многократно усиливать эффект использования других форм корпоративных коммуникаций. Например, одно дело - просто провести на предприятии конференцию молодых специалистов (или семинар, тренинг, конкурс на лучшего по профессии…), другое дело – еще и осветить ход, результаты этого мероприятия на страницах корпоративного издания. Одно дело – когда директор просто награждает сотрудника Почетной грамотой, другое дело – когда об этом еще и пишет корпоративная газета… Как сердце заставляет кровь циркулировать в организме человека, так и корпоративные СМИ заставляют информацию циркулировать в корпорации. Учитывая, что информация становится важнейшим ресурсом развития бизнеса, понятно, насколько важно компании иметь качественное корпоративное СМИ – здоровое сердце корпоративных коммуникаций».
История и успехи корпоративных СМИ нами тщательно анализируются. Для примера можно порекомендовать каталог «Лучшие корпоративные издания России» от Издательского дома Richard Cash Publishers. В каталоге представлены лучшие российские издания В2В, В2С и В2Р направленности. До этого подобные каталоги издавались лишь в Европе, поэтому проект Издательского дома «Richard Cash Publishers» является уникальным событием на российском рынке корпоративных медиа.
Всего в каталог вошли более 100 изданий, среди которых газета «Твой МегаФон» (Заказчик — ОАО «МегаФон»), газета «ЕвроХим» и журнал «NPK: азот, фосфор, калий» (Заказчик — МХК «ЕвроХим»), газета «Концерн РТИ Системы» (Заказчик — Концерн «РТИ Системы»), газета «Почтовые вести» (Заказчик ФГУП «Почта России»), издаваемые компанией «MediaLine» и так далее.
Полного понимания того, чего можно требовать от корпоративного СМИ, у российских компаний-рекламодателей еще не существует, все на стадии эксперимента. Рынок только развивается, не случайно на фоне развития этого сегмента нетрудно найти примеры закрывшихся из-за нерентабельности корпоративных проектов. Но ситуация меняется.
Если раньше многие предприятия выпускали корпоративные газеты, журналы и сайты собственными силами, то сейчас все больше организаций предпочитает передавать этот процесс на аутсорсинг специализирующимся на этом организациям. Например, РА.
Проблем у корпоративных изданий достаточно много. Одна из них – обратная связь и отклик читателя. В ходе опроса 93 издателей корпоративных СМИ были получены следующие данные:
Проблемы, с которыми сталкиваются представители корпоративных СМИ, чаще всего возникают по следующим причинам: многообразие целевых аудиторий (20%), территориальная разобщенность подразделений компании (18,5%), нехватка профессиональных кадров (15,4%) и недостаток специальных знаний и литературы (13,8%) На последнее в большей степени указывают представители организаций регионального масштаба. Низкая степень содействия со стороны руководства и нехватка финансовых средств отмечены в меньшем количестве ответов (по 6,9%). В основном на эти проблемы ссылались сотрудники компаний, деятельность которых носит международный характер. 15,4% ответивших не отметили ни одной проблемы.
Охватить даже основную проблематику в данном докладе за 40 минут не представляется возможным. Поэтому мне хотелось бы осветить только Основы эффективного построения креативного популярного корпоративного печатного СМИ.
Коротко о содержании: Содержание деления корпоративного СМИ видится примерно следующим:
Название
колонки/
рубрики
| Общая модель
содержания
|
"Официальная хроника" | Текущие новости от руководства организации; Новости о реорганизациях, слияниях, (важнейших) кадровых перестановках; Финансовая информация: годовые финансовые бюллетени-отчеты организации перед сотрудниками (следуя японскому опыту); пояснения, касающиеся различных нововведений финансово-хозяйственного толка и комментарии на этот счет; вопросы заработной платы и т. п.; Информация о технологических новинках и новых методах производства, новой продукции (для промышленных и коммерческих предприятий); Официальные поздравления, награждения, соболезнования и т.п. |
"Людям о людях" | Информация от самих сотрудников, отделов социальной и культмассовой работы. |
Рубрика отдела ПР | Информация на усмотрение отдела ПР |
Светская хроника/развлечения | Поздравления от сотрудников, in memoriam, корпоративные мероприятия/праздники, развлекательная информация |
Очевидно, что приведенный перечень далеко не полон. Дальнейшее информационное наполнение зависит от специфики самих предприятий и организаций.
Применительно к анализу конкретных корпоративных СМИ, издаваемых федеральной гидрогенерирующей компанией ГИДРООГК хотелось бы отметить, что:
Издателям корпоративных СМИ прежде всего всегда следует помнить: Каждое из дочерних предприятий, является звеном в единой цепи компании, имеет четкое представление о своих обязанностях, и свое личное место невозможно представлять, не помня постоянно о роли и месте твоего предприятия внутри холдинга. Корпоративное СМИ существует для того, чтобы сформировать такой образ мышления, который подталкивал бы весь многотысячный персонал компании к достижению единой цели.
Формирование развитой службы общественных связей компании - чрезвычайно важный элемент всей работы по повышению качества информирования персонала, акционеров и региональной общественности. Ее первостепенная задача состоит в том, чтобы иметь практически ежедневное представление о положении дел в компании, добиться бесперебойности и полноты информационного потока. Отправной точкой для коммуникационного менеджмента должно быть понимание того, что без работников высокого класса, без развития способностей человека у компании нет будущего. Персонал компании, осознающий, что работает не только за хлеб насущный, но и ради достижения общей цели, получает стимул к более напряженному труду. Воспитание таких работников - важнейшая забота структур, которые занимаются корпоративными коммуникациями.
Памятуя о месте отдельных предприятий в федеральной компании, нельзя готовить материалы о презентации директоров в отрыве от их роли и места в совете директоров и реализации стоящих глобальных задач холдинга. В подаче материалов о директорах дочерних предприятий и руководителей направлений компании необходимо избегать следующих моментов: это не должна быть прямая речь с сухими официальными высказываниями, если это не официально заявление руководителя. Материалы должны быть интересны каждому работнику, и строиться в форме вопрос-ответ. В интервью должна быть обозначена цель, к которой компания идет и перспективы, которые должны вызывать у читающего материал рядового сотрудника ощущение стабильности компании, перспективах ее развития и уверенности каждого работника предприятия в завтрашнем дне. Кроме того, необходимо обозначать, что успех отдельного руководителя направления, директора дочерней компании – это успех всего коллектива без которого не были бы достигнуты положительные результаты тем самым, избегая отрыва работника от процесса развития компании.
Не надо смешивать рассказы о перспективах и развитии компании с элементами интервью в рубрику «персона» как это сделано в материале «Вспомнить все» где речь идет об истории создания компании ГидроОГК и в последние два вопроса корреспондента «есть ли в вашей жизни человек, встреча с которым повлияла на вашу жизнь» и «есть ли у Вас хобби» вообще выбивается из формата статьи.
Однако, научить профессионализму за один доклад невозможно, так как для этого нужны долие годы и опыт такой работы, который приходит со временем. А может и вообще не прийти.
Анализируя имеющиеся в нашем распоряжении материалы, нам представляется, что подробнее всего следует остановиться на верстке корпоративных СМИ.
По мнению одного из мэтров профессиональной журналистики директора компании Independent Press в Москве Дэвида Рэндалла, написавшего книгу "Универсальный журналист", и являющегося одним из лучших преподавателей журналистики в России и Центральной Азии:
Макет, возможно, сродни визуальному облику газеты, но за ним стоит больше, чем видит глаз. Главная цель макета - пробудить в людях желание читать статьи и создавать привлекательные, выразительные полосы. Макет - это комментарий посредством дизайна. Как и в мастерстве письма, здесь важна мысль, лежащая в основе конструкции, а не только то немногое, что видно невооруженным глазом.
Макет и верстка - это очень сложная тема, и многие журналисты склонны считать ее некой черной магией, секреты которой доступны лишь узкому кругу художников. Это происходит потому, что они путают дизайн и верстку.
Разработка макета, то есть выбор основных шрифтов и параметров внешнего вида газеты, - дело дизайнеров. Но верстка - во всем, кроме страниц с разными рубриками, которые нередко требуют вмешательства дизайнера и его навыков, - дело журналистов.
1. Содержание должно быть превыше формы.
Не надо заводить для страниц новостей несколько жестких макетов, в которые впихиваются статьи независимо от их объема и значимости. Главное, о чем вам следует думать, - это содержание и то, в каком виде вы его представите. А как с этим справится верстальщик - второе дело.
2. Полосы внутри раздела должны различаться.
Во-первых, полосы следует макетировать по-разному. Вы придадите свежесть и энергию страницам новостей, если будете варьировать макет - на одних страницах статьи будут набраны в две колонки, на других - в четыре. А время от времени можно пустить вверху страницы небольшую статью на ширину всей полосы, а под ней - основной материал таким же образом.
Разнообразие достигается и варьированием объема и характера основного материала. Если статьи всегда примерно одного объема, это приедается. Одна из ваших задач при редактировании отдела в газете, а то и всей газеты, - заставить читателей гадать, что будет дальше. Нельзя давать им возможность предсказать, что вы сделаете дальше и как это будет выглядеть.
3. Иллюстрации также должны быть разнообразными.
Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе.
Однако вряд ли художественная ценность - первое, что приходит на ум при взгляде на множество фотоснимков, заполняющих газеты. Им не хватает жизни, реализма и информативности. Практически все они - принудиловка, от которой нечего ждать хороших кадров для миллионов тиражей. Вот ужасающие примеры этих фотографий:
А. На паспорт. Это снимок, на котором помещаются голова и плечи фотографируемого. Хорош на своем месте (в нижней части полосы малого формата, при умеренном использовании и при разнообразии типов внешности фотографируемых. Беда в том, что это почти исключительно мужчины средних лет в костюмах. Если пользоваться такими снимками чрезмерно, то газета будет похожа на альбом с марками.
Б. Рукопожатие. По непонятным причинам эти снимки почти всегда делаются в тот момент, когда фотографируемые стискивают друг другу руки, одновременно осклабившись в камеру. В реальной жизни люди при рукопожатии смотрят друг на друга, а не вправо или влево. Для таких снимков нет никаких оправданий. Их следует просто запретить.
В. Строй. Такое бывает, когда группа людей что-то делает или сделала, но газета не успела запечатлеть действие. Напротив, фотограф прибывает как раз вовремя, чтобы снять всех участников, выстроившихся в одну линию плечом к плечу, словно перед неминуемым залпом расстрельной команды. Такой снимок также не должен увидеть свет. Если нужно снять группу людей, расставьте их неформально либо так, чтобы это отражало само событие.
Г. У меня что-то есть. Обычно это снимок кого-то, кто выиграл или сделал что-то, и мы видим, как на фотографии он держит свою награду, картину или что там еще. В большинстве случаев эти люди улыбаются в камеру и, стесняясь, сжимают предмет своей гордости. Среди вариантов: человек тычет пальцем в награду, склоняется над ней, улыбается, валяет дурака. На таких снимках рабочие держат в руках инструменты, фермеры - колосья, а спортсмены - футбольные мячи. Такой снимок всегда следует заменять тем, на котором человек действительно делает то, благодаря чему попал в газету.
Д. За своим столом. Эту категорию снимков обычно приберегают для боссов. Такие фотографии делаются в офисе, когда герой (или героиня) снимка тупо пялится в камеру либо, что еще хуже, делает вид, что разговаривает по телефону или просматривает документы, глядя при этом в объектив. Эта абсурдная и нереалистическая поза выставляет и его, и газету дураками. Вместо него следует использовать либо портретный снимок более высокого художественного достоинства, либо сфотографировать человека во время реального разговора.
Е. Указующий перст. Эти снимки сделаны, когда фотограф газеты опоздал на место происшествия. Мы видим на таких фото, как человек показывает пальцем туда, где обнаружили труп, где видели НЛО, спасли ребенка и так далее. Разумеется, и в реальной жизни люди показывают на что-то пальцем, но обычно они в этот момент не одни и указывают остальным на что-то конкретное.
Пятнадцать принципов верстки
Макетирование газет, как и все прочее, подвержено веяниям моды. Рамочный макет и поныне самый распространенный в мире. Он аккуратен, опрятен, порой даже чересчур. Лучшие полосы - это те, что не выглядят подобием шахматной доски, а сочетают горизонтали, вертикали и рамки. Такой макет - живой.
Как показывают исследования, люди воспринимают компоненты полосы в таком порядке: основная фотография, самый большой заголовок, правый верхний угол страницы, любая статья с иллюстрацией, затем все статьи в зависимости от размера их заголовков. Всех без исключения читателей раздражает, если страница не сфокусирована на чем-то, когда на полосе нет ни одной броской статьи или иллюстрации. Такие макеты скучны, сбивают с толку, затрудняют чтение.
Следует принимать в расчет культурные факторы, различные для разных стран, многие другие факторы. Есть, однако, некоторые правила, которые сочтут подходящими журналисты в любой газете и в любой стране:
1. Прежде, чем приступить к верстке полос своего раздела, прикиньте, какие статьи и фотографии вы собираетесь на них размещать.
Возможно, стоит составить план всех ваших полос и поглядеть, не имеет ли смысл переставить в другое место какие-нибудь рекламные материалы.
2. Первый шаг при разработке чего бы то ни было - осознать все проблемы.
Прежде чем приступить к разработке полосы, вам следует знать не только то, что вы хотите на ней разместить, но и какого эффекта хотите добиться. Этот навык при верстке приходит исключительно с опытом, поскольку он связан с умением видеть внутренним зрением смакетированную полосу еще до того, как вы займетесь макетом.
3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают ваш идеал дизайна, выясните, можно ли перенести их куда-нибудь в другое место.
4. Первое, что надо определить для каждой полосы, - объем и формат основного текста и фотографии.
Никогда не позволяйте соображениям удобства либо нежеланию возиться с сокращением текста заманить вас в ловушку и заставить урезать фото либо, еще того хуже, пытаться втиснуть в квадратную форму снимок, изображение на котором требует прямоугольного формата.
Каждое последующее поколение будет все менее привычно к печатному слову как основному источнику информации. Если вы выпускаете в наши дни газету, вам придется смириться с этим - либо понести ущерб от пренебрежения этими соображениями.
5. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее.
Каждая полоса должна быть визуально сфокусирована, и если на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, фокуса не будет. Правильный подход к делу поможет вам выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.
6. Снимки нужно помещать посреди текста.
Во-первых, они освещают все полосу, распространяя свет посреди текста, который иначе представлял бы из себя монолитную структуру. Во-вторых, они делят печатный текст на части. Снимки на полях вносят визуальный дисбаланс.
7. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех заголовков на полосе.
В конце концов, что толку иметь основную статью, о которой никто не знает, что она - основная. А основная статья вам нужна. Правило о "40%" - не догма, а руководство к достижению различий в размере, необходимых для того, чтобы четко определить, какая статья основная, а какая нет.
8. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе.
Коротенькие информационные заметки следует группировать воедино. Читателю будет намного удобнее, если все они будут находиться в одном месте, а вам будет проще создать хороший макет страницы.
9. Не допускайте, чтобы в нижней части полоса распадалась на множество мелких заметок.
Так же, как в фокусе, полоса нуждается в якоре, иначе ее содержание начнет распадаться на все меньшие по объему материалы, так что в конце концов фундамент полосы будет состоять из россыпи заметок в один абзац. Это то, что дизайнеры называют "эффектом водопада". Они не любят этот эффект, и совершенно справедливо. Лучше поместить одну большую статью на всю ширину свободного пространства в нижней части полосы либо переместить туда рекламу.
10. Не забывайте о напряжении, возникающем между статьями, расположенными вертикально и горизонтально.
Живость и энергию газетным страницам придает контраст, или напряжение между горизонталью и вертикалью.
11. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
Один из лучших способов создать скучную страницу - сделать так, чтобы значительная часть находящихся на ней статей имела заголовки одинаковой ширины. Можно сделать страницу еще скучнее - поместить статьи с заголовками одинаковой ширины друг под другом. Например, если статья шириной в три колонки находится над другой статьей той же ширины, ее заголовок можно расположить на одной колонке - на средней.
12. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию.
Это не просто вопрос утомительности. Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины затрудняют его еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их легко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, используя фотографии.
13. Используйте графику, чтобы оживить подачу материала.
Это особенно благотворно сказывается на тех полосах, где есть много слепого текста вдали от основной фотографии. Ценность любого текста только возрастет, если к нему есть иллюстрация, пусть и маленькая.
14. Помните: выделить все - не выделить ничего.
Вам следует решить, каким материалам будет уделено основное внимание, и пусть дизайн прочих будет более спокойным. В конце концов, алмазная брошь куда эффектнее смотрится на простом черном платье, чем на пестрой блузке.
15. Все время изучайте другие газеты.
Анализируйте причины их успеха. Не ограничивайтесь только изданиями, выходящими в вашей стране. Ищите, где только можете, зарубежные газеты и изучайте их.
В завершение хотелось бы отметить, что упомянутый выше опрос представителей 93 корпоративных СМИ выявил и основные тенденции развития рынка корпоративных СМИ.
Более половины опрошенных (54,5%) считают, что главная тенденция рост числа корпоративных СМИ, причем в равной мере как ориентированных на персонал (26,1%), так и на клиентов (28,4%). Об улучшении же их качества как об основной тенденции говорят лишь 6,8%. Треть респондентов (31,8%) придерживается срединной позиции «обе тенденции развития (увеличение количества СМИ и их качества) очевидны». Затруднились ответить на данный вопрос 6,9%. Все это говорит, что сегодняшние издатели корпоративных СМИ обладают не только недостаточной профессиональной подготовкой, и даже вообще ошибаются в определении своего места и роли в создании имиджа и информировании о деятельности головного заказчика.
Вероятнее всего, реализацию таких задач нужно поручать специалистам, которые умеют правильно определить цели такой работы, уяснить стоящие задачи, и грамотно реализовывать их достижение самыми современными способами корпоративной журналистики.
Иногда старые фразы, такие как «кадры решают все» и «кто владеет информацией, тот владеет миром» в рамках иных реалий, предстают перед нами в несколько другом свете. Это непосредственно касается и внутрикорпоративных СМИ, когда речь идет об экономической выгоде, которая зависит не только от личного профессионализма кадров, но и от сплоченности коллектива, оперативности и гибкости его реагирования на любые проблемы.
СМИ, сами по себе являются мощным инструментом для влияния на различные аудитории. Корпоративные же СМИ призваны влиять на внутреннюю общественность, сплачивать коллектив организации и способствовать распространению информации максимально быстро, всеми доступными техническими средствами. Конечно, все виды корпоративных СМИ могут и не быть воплощены в одной организации, но даже по одиночке они способны оказывать ощутимый эффект, важно только правильно определить цели и задачи, которые необходимо достигнуть при функционировании какого-либо СМИ. В итоге мы получаем ощутимый эффект, в виде достижения поставленных ПР-целей и увеличение эффективности рабочего процесса.
СПРАВОЧНО:
Имена 36 победителей 8-й Ежегодной Национальной Премии «Медиа-Менеджер России - 2008» представлены медиа-сообществу АКМР 10 июля 2008 года.
Лауреатами 2008 года стали:
ГРАН-ПРИ
Варин Александр, президент «Вещательной компании Проф-Медиа»- «За достижения в радиобизнесе и ежегодный запуск новых рентабельных проектов»
БИЗНЕС-ПЕРСОНА В МЕДИА
Мамут Александр - «За активную роль на рынке Медиа»
ПЕЧАТНЫЕ СМИ /газеты
Абов Евгений, Заместитель генерального директора холдинга «Российская газета»-«За инновационный подход в развитии зарубежных приложений Российской газеты»
Безпятых Валерий, Издатель газеты «Городские вести», «Ревда Инфо» -«За наиболее динамичное развитие бизнеса печатных СМИ в условиях малого города и высокую эффективность предприятия»
Гольдфарб Станислав, Генеральный директор Агентства «Комсомольская правда - Байкал» (г. Иркутск) - «За инновационные идеи, способствующие развитию регионального рынка СМИ»
Лысова Татьяна, Редакционный директор ЗАО «Бизнес Медиа» - «За редакционное руководство деловых изданий ИД «Индепендент Медиа»
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / журналы
Инютин Артем, Генеральный директор РБК-Медиа - «За успешный вывод журнала РБК в нише деловых изданий»
Ложкин Борис, Президент United Media Holding - «За успешный вывод компании на открытый рынок капитала»
РЕКЛАМА
Вощинский Михаил, Генеральный директор, Vizeum - «За высокие темпы роста»
Ефимов Антон, Директор по развитию бизнеса GroupM - «За успешную реструктуризацию интерактивного агентства MediaNet»
Мишункина Марина, Заместитель генерального директора, «Аргументы и факты» - «За достижение высоких финансовых результатов за 2007 год»
Савицкий Максим, Старший вице-президент, руководитель службы общекорпоративного маркетинга и рекламы банка УРАЛСИБ - «За инновационные решения при реализации рекламных кампаний банка УРАЛСИБ»
Чуйко Владимир, Генеральный директор, «Сахалинская медиа группа» - «За создание централизованной системы продаж рекламных возможностей медиахолдинга»
Можаев Александр, Президент, Агентство маркетинговых коммуникаций (АМК) Znamenka - «За развитие агентства «Знаменка»
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Батурин Андрей, Вице-президент, статс-секретарь, «РОСГОССТРАХ» - «За популяризацию страхования и повышение социальной защищённости граждан»
Лащевский Вячеслав, Председатель совета директоров, Коммуникационная группа АГТ - «За активное развитие индустрии связей с общественностью в регионах Российской Федерации и в странах ближнего зарубежья»
КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СМИ
Кошляков Лев, Заместитель генерального директора «Аэрофлот - российские авиалинии» - «За изменения управленческой и финансовой модели издания бортового журнала «Аэрофлот» с приложениями»
ОТРАСЛЕВОЙ ПАРТНЕР
Кочуков Андрей, Президент Группы компаний I.S.P.A. - «За вклад в техническое развитие ТВ»
, Генеральный директор НОАО «Печать», Нижегородская область - «За вклад в развитие сети распространения печатных СМИ в Нижегородской области и внедрение новых технологий и форматов продаж печатных СМИ»
ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ
Макарон Леонид, Генеральный директор, «Пронто-Москва» - «За развитие отрасли Печатные СМИ»
Эрнст Константин, Генеральный директор Первого канала - «За развитие отечественной киноиндустрии»
Полесицкий Александр, Генеральный директор «Европейской Медиа Группы» - «За удержание лидирующей позиции в радиобизнесе»
Васильев Cергей, Генеральный директор «Видео Интернейшнл»-«За вклад в развитие системы продаж телерекламы»
Коптев Сергей, Глава Publicis Groupe в России - «За вклад в развитие отрасли Реклама»
Кибина
, Директор управления общественных связей, «Сбербанк России» - «За вклад в развитие отрасли Связи с общественностью»
СПЕЦНОМИНАЦИЯ
Ефимова Татьяна, Главный редактор журнала «Здоровье» - «За устойчивое лидерство на рынке изданий о здоровье»
Ветерков Александр, Руководитель департамента «Трудоустройство» ИД «РДВ-медиа-групп» - «За инновационный подход к бизнесу и за успешную реализацию проектов»
Серов Егор, главный редактор радиостанции «Детское радио» - «За создание первой в России круглосуточной FM-радиостанции для детей и родителей»
МЕДИААВТОР
Костин Юрий, Вице-президент по связям с общественностью и международным отношениям, Вещательная корпорация «Проф-Медиа» - «За яркое отражение в литературном творчестве периода становления FM-вещания»