• Авторизация


ОНА 16-08-2007 19:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ещё одну дверь в мысли и чувства мужчин приоткрывает Андрей Кончаловский:
 
«Считайте написанное ниже беллетристикой. Многое, конечно, почерпнуто из жизни. Но что-то было так, а что-то не совсем так, и, может быть, не со мной и не с ней, а с кем-то ещё. В общем, художественная литература…
 
Были у меня страхи в детстве. Боялся я маминого приятеля-негра Вейланда Родда, никогда не видел чёрного человека. Боялся картинки-чудовища в книжке сказок. Но больше всего боялся пылесоса. Когда его включали, я бежал по квартире. Квартира была маленькая, двухкомнатная, но бежал я по ней бесконечно долго, забивался в дальнюю комнату и держал дверь обеими руками, пока пылесос не выключался. Ужас, охватывавший меня, помню до сих пор. И помню свои руки, вцепившиеся в дверную ручку над головой.
 
Потом приходила мама, успокаивала меня, я плакал, она укладывала меня в постель и, поглаживая по спине, говорила:
- Спи, мой Андрончик… Спи, мой маленький…
Мамы со мной уже больше нет. вернее, она со мной, но увидеть её я уже не могу. Засыпая, когда мне одиноко, слышу над собой мамин голос и повторяю себе её слова:
- Спи, мой Андрончик… Спи, мой маленький…
 
А одиноко мне по большей части бывает, когда расстаюсь с женщиной. 
 
Вот так, внутренне свободный, одинокий, я лежал во время “Кинотавра” на жутком матраце в гостинице “Сочи”, пытаясь заснуть, и повторял шепотом мамины слова. Приехал я в Сочи на три дня, оттуда должен был лететь в Турцию готовить съёмки “Одиссеи’.
 
Фестиваль, особенно когда приезжаешь ненадолго, - вещь приятная. Знакомые лица. Встретил Бондарчука, других приятелей. Сел в переполненный лифт, народу много, стоим нос к носу. Через два человека от меня – молодая женщина в тёмных очках. Мы встретились взглядами. На моём лице ничего не отразилось. Она сняла очки и – вот женский инстинкт! – повернулась, чтобы показать, что и профиль у неё тоже хороший! Мне было трудно сдержать улыбку. А профиль был чудный, нежный, с бровями, летящими к вискам, и высокими скулами.
 
Мы вышли на одном этаже. Она пошла в одну сторону коридора, я в другую. Я шёл и думал: “Надо повернуться и пойти в ту сторону, куда пошла ОНА”. Повернулся, Она уже входила в номер. Поглядел, какой номер. Тут же позвонил Ей. Подошла Её подруга. Короче, я пригласил Её пообедать.
- Я уже пообедала, - сказала Она.
- Всё равно приходите, - сказал я. – Посмотрите, как я буду есть.
- Когда?
- Через десять минут.
 
Через десять минут мы встретились внизу, начался процесс ухаживания.
У каждого мужчины есть для этого свой набор средств агитации и пропаганды. Каждый делает это по-своему, но набор приёмов всегда тот же.
 
Цель воздействия – показать, какой ты хороший, интересный, умный, богатый, добрый или ещё что-то в зависимости от того, что может интересовать противоположную сторону.
Цель воздействия – сближение.
Если совсем просто, я, конечно, понимаю, как вульгарно, цинично и прозаически звучат эти слова, цель – снять с женщины трусы.
Можно даже не отдавать себе в этом отчёта. Можно даже иметь возвышенное намерение жениться. Но цель часто именно эта. Естественно, существует множество промежуточных стадий: объятия, поцелуи. Итак, снять трусы, потом понятно что, а потом, тоже не редкость, - оставить не тот номер телефона и исчезнуть. Люди часто обманывают…
 
Я, конечно, знаю много приспособлений, они включаются словно бы сами по себе, мозг сопротивляется вяло, иронизирует над самим собой, а язык продолжает болтать ту же ерунду, тот же набор шуток, историй, анекдотов. И самому себе я кажусь голубем, топчущимся с курлыканьем вокруг голубки. Или павлином, распускающим хвост, чтобы пленить подругу ослепительной радугой. Эти гордые птицы не осознают, что делают, ими управляет инстинкт. Думаю, что и мужчину ведёт тот же инстинкт. Мозг говорит ему: “Ну, ладно! Опять ты за прежнее! Не надоело повторять всё те же анекдоты? Как стыдно, как пошло, как неискренне”… А язык болтает, а глаза горят…
 
Она очень хорошо меня слушала. Я могу быть интересными собеседником, умею такую лапшу навесит на уши! Рассказать и что-то очень умное, философское, и что-нибудь совсем научное… Ей было интересно, я расспрашивал, кто Она, чем занимается. Она отвечала. Я узнал, что Она актриса, недавно кончила театральную школу, играет на сцене, у неё скоро премьера…
 
Она пила вино, я – водку, закуска была хорошая, настроение – замечательное. Женщина мне нравилась. У Неё были раскосые глаза, высокие скулы, чуть вздёрнутый нос, с шариком на конце, как у клоуна.
 
Мы договорились встретиться чуть позже, в номере у меня были ягоды, пошли ко мне. Никогда не узнаешь, что в голове у женщины, хотя порой бывает и видно, чего она хочет и чего не хочет, чего боится, чего не боится. Никогда нельзя заставлять женщину делать что-либо вопреки её желанию…
 
Я решился, положил Ей руку на грудь. Не знаю, как написать, чтобы это не прозвучало вульгарно, но эта грудь была как раз по моей руке. У всех всё разное – и носы, и губы, и груди, и всё остальное, но бывает грудь, напоминающая мне опрокинутую пиалу. Вот так рука на неё и легла. Волшебное ощущение! Я же писал уже, что с детства обожаю женскую грудь. Она не сопротивлялась. Удивительно! Мы были знакомы полтора часа. Женщина же должна посопротивляться, хоть для порядка. Так все считают – во всяком случае, многие.
 
- Давай разденемся, - предложил я.
Она молча сняла с себя платье и остановилась посреди комнаты с еле заметной улыбкой. Боже мой, как Она стояла посреди комнаты, беззащитно опустив руки и глядя на меня. Почти как платоновская героиня – просто, доверчиво и в своей беззащитности непобедимо!
 
Я сомневаюсь, что женщина, которая искренне отдаётся, в состоянии что-либо видеть. В отличие от мужчины. Я редко видел женщину, которая не закрывает глаза, когда её целуют, а ещё реже – в момент соития. Если она и открывает глаза – всё равно ничего не видит. У неё ужас в глазах. Физическая любовь – всё равно как падение в пропасть.
 
Редко в своей жизни я испытывал такое наслаждение от физической любви, как в ту ночь. По эмоциональности, по степени отдачи. Были женщины, с которыми в постели весело, были – с которыми приятно, были – которых я даже любил, но ревновать не мог. Не ревновал потому, что в сексе они были достаточно индифферентны. Такую женщину глупо ревновать, потому что понимаешь, что так же индифферентно она отдаётся другому. Но женщину, которая отдаёт всё и умирает, возрождаясь, начинаешь ревновать, опять же потому, что думаешь, воображаешь, что она так не только с тобой – она так с любым мужчиной.
 
Вот это был тот самый случай, когда я испытал совершенно замечательное ощущение полноты телесной любви. То, что вижу – закрытые глаза, прикушенные губы, заломленные руки, - меня возбуждает. Всё безумно красиво. Её руки упираются в стенку. Чтобы толкать себя навстречу твоему телу.
 
Я был очень горд своей кавалерийской победой. Мой старый друг не подвёл меня. Я быстро предупредил Её, что у меня жена, что люблю своих детей – никакого романа у нас быть не может. Но я уже понимал, что не могу уехать вот так просто, или дать уехать Ей, или не видеть Её ещё, или не обладать Ею, или дать кому-то возможность взять её за руки, или… Короче, я чувствовал, что влюбился.
 
Самое необычное из испытанного в этот вечер (Она убежала танцевать, всё-таки был фестиваль) – это ощущение Её кожи под моей рукой.
Вообще человеческая кожа – телесный орган феноменальный. Когда мы ели за столом, я обратил внимание на Её руки. Наверное, у меня склонность к фетишизму. У каждого мужчины свои любимые места в женской фигуре. Я имел разные пристрастия в женщинах, но руки, пальцы, манера их движения, гибкость, пластика и пальцы ног волновали меня всегда. Когда окончательно сойду с ума, стану фетишистом, собирающим дамские перчатки. Они всегда меня впечатляют.
Ещё всегда волнует внутренняя часть бедра. Положив Ей руку на внутреннюю часть бедра, я ощутил шелк. Или бархат. Не знаю. Такого ощущения кожи у меня никогда не было. Это кожа была прохладной и влажной, когда жарко, и сухой и горячей, когда холодно. У этой кожи какая-то инопланетная нежность, гладкость, мягкость. И ещё – в ней какие-то биотоки, нервные окончания.
 
Женщинам я говорю комплименты только тогда, когда мне этого хочется. Тем более, когда момент близости уже в прошлом. Я сказал Ей, что такое ощущение кожи не испытывал в жизни. Она восприняла это как дежурные слова. Убежала. Через день я должен был уезжать.
 
На следующий день – я уже искал Её… Сказал:
- Я уезжаю в Турцию. Хочешь, поедем со мной.
Она посмеялась. Через полтора часа мы встретились снова, я протянул Ей билет, сказал:
- Это на завтра. Можешь лететь, можешь не лететь. Как захочется. Решай сама. Думай.
Она посидела минуту, глядя в пространство своими раскосыми глазами, и кивнула головой. На следующий день в семь утра мы летели в Турцию.
 
С тех пор мы не расставались.
 
Правда, Она уехала к себе домой. Но меня уже несло. На следующей неделе я предложил Ей бросить театр и ехать ко мне в Лондон. Ей показалось это шуткой. Она была уверена, что мы расстанемся и больше уже никогда не увидимся. Случилось иначе. Когда Она вернулась к себе, я позвонил Ей и сказал, что Она может приехать в Лондон, школа для Неё уже готова. Она не ожидала этого.
- У меня же премьера, - сказала Она. – Я играю главную роль.
- К чёрту главную роль, - сказал я.
Она ушла из театра. Премьеру отложили. Она приехала ко мне в Лондон…
А может, Она приехала ко мне в Америку? Или в Париж? Она ведь собирательный образ…
 
Я вообще боюсь себя связывать. Боюсь накладывать на себя обязательства. Как правило, заранее предупреждаю, что ничего длительного у нас быть не может. Я стар. Я женат. Я люблю другую. Зачем обманывать женщину ложными надеждами, внушать ей мнимую перспективу? Так было и на этот раз. У Неё не было ни надежд, ни перспективы. Меня мучила мысль о детях, которых я оставляю, маленькие дочери представлялись мне сиротами, плачущими на мокрой мостовой. Сердце сжималось от боли.
 
Спустя три месяца мы шли по Парижу. Я говорил о том, что меня гложет вина перед дочерьми, чувство отцовского долга. Повисло напряжение. Я понимал, что делаю Ей больно. Она вдруг вздохнула и улыбнулась:
- Я, наверное, Маша из “Трёх сестёр”. Я люблю тебя вместе с твоей женой и твоими детьми.
 
Как счастлив я был с Ней в этот день…
 
Шли съёмки, я был очень занят… Она всё это время была в безвоздушном пространстве. Несколько раз пыталась уехать – я Её не отпускал. Она поступила на курсы, учила английский, через полгода уже говорила. У нас были замечательные чувственные мгновенья. Но я-то уже знал, что влюблён в эту женщину. А Она этого не знала. Я познакомил Её со своим сыном, познакомил со своим папой – Ей трудно было понять, что я не стал бы знакомить ни с сыном, ни с отцом женщину, с которой у меня просто случайная связь.
 
Когда чувствуешь себя завоевателем, способным одаривать, наполняешься огромной энергией. Ко львам это особенно относится. Но я был в работе, у меня было без счёта дел. Я чувствовал себя завоевателем, чувствовал себя дающим – всё было как будто просто. У Неё достаточно лёгкий характер, я даже удивлялся. Она не обижалась ни на мои глупости, ни на мои грубости. Просто смеялась в ответ. “Боже мой! – думал я. – Какая лёгкая женщина! Вот счастье!”
 
И этот очаровательный беспорядок в шкафах, брошенные на стулья платья, чулки. Я делал замечание, Она послушно всё убирала, но через день беспорядок возвращался. А Её смех! Громкий, неконтролируемый, заливистый, заразительный. Не смех, а пение. Когда Она в театре начинала смеяться, люди с неодобрением смотрели на Неё, ак будто Она делала что-то неприличное. Но особенно мелодично смеялась она, когда я говорил Ей что-то очень игривое.
 
Однажды я представил себя идущим по вечерней тенистой аллее мимо утопающей в сирени беседки, и вдруг из-за сырого благоухающего куста раздался Её заливистый смех. Сердце моё остановилось. И я сказал Ей:
- Я умру, если услышу твой смех, когда ты будешь не со мной, где-нибудь на летней террасе, утопающий в развесистой сирени…
 
Меня тащил водоворот чувства. Я не видел препятствий, хотя понимал, что этой женщине я мог бы быть дедом. Что мы не пара. Но когда я говорил Ей об этом, Она только смеялась:
- Ты гораздо моложе моих ровесников.
 
Однажды Она позвонила мне на съёмку:
- Меня пригласил молодой человек послушать джаз.
Меня, что называется, всего скрутило, но виду я не показал.
- Конечно, пойди.
Я пришел домой из монтажной: десять часов, одиннадцать, двенадцать, час ночи – Её нет. Я весь извёлся, изслонялся по комнатам – не знал, куда девать себя. В два часа Она вернулась. Вошла на цыпочках, я сидел в гостиной. Она с удивлением посмотрела на меня: видимо, лицо моё было выразительно.
- Ты почему не спишь?
- Как почему? Я жду тебя.
- Ты меня ждёшь? – Она искренне удивилась.
Я не ожидал такой реакции.
- Ну конечно. Ты ушла с мужчиной куда-то. Я тебя жду.
- Ты меня ждёшь?
- Ну конечно.
- Почему ты меня ждёшь?
- Потому что я… я люблю тебя, - вдруг сказал я. – Поэтому и жду.
- Ты меня любишь?
- А что ж ты думаешь! Мы уже восемь месяцев вместе.
- Прости меня! – Она встала на колени, с ничего не понимающим лицом. – Я думала, что сейчас ты будешь ругаться, кричать: пришла, разбудила!
 
Впервые я почувствовал себя слабым. Ревность делает человека слабым.
До этого момента в наших отношениях всё было просто.
Потом опять всё было замечательно. Она поступила в театральную школу, держала экзамены на английском. Это было для меня очень важно. Я был так рад за Неё!
 
Но школа принесла новые приступы ревности. У Неё появился круг друзей. Человек Она верный и компанейский, людей, с которыми работает, учится, искренне любит. Я этого перенести не мог. Тем более что я был в Москве.
Нет ничего изобретательней фантазии ревности. Ревность хитра на выдумки, рисует самые болезненные картины там, где им вообще нет места. Вот это состояние изменило меня в самую худшую сторону.
Не замечали ли вы, что для влюблённого особое значение приобретает всё: интонация, звонок вовремя, мокрый след от волос, вмятина на подушке – всё дорого, всё имеет особый, сокровенный, неразгаданный смысл.
 
Я стал анализировать каждое своё слово, каждое Её слово, свои поступки, Её поступки, извёл Её бесконечными телефонными звонками, надоедливыми, бессмысленными упрёками, многозначительными паузами. Она их терпеливо сносила. Всех Её друзей я возненавидел, хотя они были милые ребята. У меня переворачивалось всё нутро, когда я их видел, хотя старался быть дружелюбным, очаровательным, всем улыбался. Я же всем им гожусь в учителя, профессора.
 
Начался бесконечный анализ любого, самого малого происшествия. Почему Её нет в час, или в два, или в пять? Она терпеливо объясняла мне.
Ревность скручивает человека, причиняя ему боль. Я начал понимать свою жену, её поведение. Сколько раз я взрывался от негодования, когда Ирина, мать моих двух дочек, упрекала меня, подозревала, следила за моими передвижениями по Москве и вообще всему земному шару. Сколько раз она подозрительно глядела на меня своими синими глазами. А теперь я вот так же невыносим.
 
Мне стало казаться, что Она стала избегать меня в постели. Как просто всё было раньше! Я был завоеватель. Теперь я стал думать, что Она должна быть инициатором нашей физической близости. Хотя почему? Раньше инициатором всегда был я. Если Ей не хотелось этого, то для меня это становилось гипертрофированно важным. Никогда не знал, что усложнение взаимоотношений так болезненно. Какой же толстокожий я был… Или есть?
 
Когда ты влюблён (не любишь, а влюблён), возникает ощущение повсеместного присутствия любимой женщины вокруг тебя.
Ты идёшь по улице в другом городе и стараешься увидеть Её в толпе, хотя знаешь, что Её там не может быть.
Или ты идёшь по улице, зная, что сейчас Она в университете, но всё равно смотришь: а вдруг Она с кем-то идёт.
Видишь блондинку – думаешь: это Она. Наваждение! Всюдность.
 
Вот и я дожил – у меня появился комплекс возраста.
До сих пор я не знал, что это. Пришла мысль, что нам трудно быть в одной пьесе, мы попали в неё по ошибке. Нам вообще надо быть в разных пьесах. И в этой мы в разных актах: Она – в середине первого, а я – в начале третьего. Она свою жизнь начинает, а я стараюсь оттянуть конец своей.
 
Я пошёл с ней однажды, сидел, пил, смотрел, как Она танцует со своими друзьями-студентами, и понимал, что эти молодые люди с упругой кожей, крепкими мышцами, весёлыми белозубыми улыбками самим фактом существования являются угрозой мне. И испытывал счастье и боль, глядя на эту страсть, эти блестящие глаза, эту пылкость и отдачу, с которой Она танцевала.
Я смотрел на Неё из третьего акта, в котором живёт моё тело.
Первый раз меня посетило это ощущение боли, своего рода неполноценности. Ведь между нами дистанция в несколько десятилетий, я из другой эпохи, я не могу Ей дать того, что Она должна получить от мужчины, конечно же, молодого. Я не могу дать Ей эту энергию, этот бессмысленный ветер, эти дурацкие выходки и шутки.
Сколько раз я говорил Ей, что нам нужно расстаться! Зачем Ей быть со мной? Но она всегда отвечала:
- Это мой выбор. Я сама решаю, с кем я.
 
Щедрость, с которой Она относится ко времени в силу своей молодости, и скаредность, с которой я отношусь к своему, несовместимы.
Она – миллионер; я – нищий. У нас разные курсы валют – у Неё очень низкий, у меня непомерно высокий. Если вечером у нас не случается физической любви, восприятие этого совершенно разное. Для Неё желание восполнимо в будущем, для меня – момент счастья навсегда потерян. Для Неё не сегодня, так завтра, для меня – не сегодня, так, может быть, никогда.
Во всяком случае, так это воспринимаю я, Гумберт Гумберт.
 
Особенно грустно, что объяснить это невозможно. Я вынужден заставлять себя быть щедрым в отношении того, чего у меня так мало осталось.
Вы помните, что это художественная проза? Мы же договорились…
 
До тех пор пока я сопротивлялся, я проповедовал такую философию:
- Мы все должны быть самостоятельны. Можем жить друг от друга отдельно. Родились же мы отдельно и умрём тоже отдельно. Поэтому должны быть способны жить каждый сам по себе.
Она слушала меня, слушала. Потом сказала:
- А по мне, лучше вместе и навсегда.
Я подумал: “Ну, я вряд ли на такое способен”.
Но наступил момент, когда я выдавил из себя:
- Лучше вместе и навсегда!
 
Ревность – это увеличительное стекло, через которое ты разглядываешь, как правило, ложные мотивы, доставляющие тебе боль.
Это вера и неверие, где каждая пауза может быть истолкована совершенно взаимоисключающе. Одну минуту я верю, что она меня любит и что это навсегда, другую – твёрдо убеждён, что всё ложь и обман.
Когда Ей бывает грустно или Она молчит, я начинаю придумывать тысячу причин этому. Но свербящая причина одна – то, что Она со мной, а не с кем-то другим. Если Она грустно улыбается, то это из-за того, что не хочет меня расстраивать.
Эти фантазии доводили меня до исступления. Я возвращался домой после долгой пробежки и говорил:
- Я понял. Я всё понял.
 
И начинал рассказывать Ей, почему Она поступила так и так, и из-за какого мужчины Она это делает, и какой истинный смысл слов, сказанных Ею вчера. Она лежала, накрывшись подушкой, смотрела из-под неё на меня испуганным глазом. Единственное, что говорила в ответ:
- Абракадабра!
Меня это не успокаивало. Успокоение приходит, когда человек просто говорит:
- Я тебя очень люблю.
Даже если это неправда. Как это странно! Человек хочет верить.
- Скажи мне, что этого не было! Что ты меня любишь!
- Да, этого не было, я тебя люблю…
Всё! Хотя знаю же, что было и что любит не меня…
 
Мужчине нужна иллюзия, что он очень возбуждает женщину, что с ним она получает удовлетворение. Этот возвышающий обман увеличивает его потенцию. Несколько раз в жизни я испытывал тот же комплекс, который был у моего Ивана в «Возлюбленных Марии»: от возбуждения, нервности, любви, страха я полностью терял способность быть мужчиной.
Но есть женщины, которые так легко возбудимы… Её коснулся, и всё… Всё произошло.
Естественно, не в любой момент.
Но случались мгновения, когда можно было взять Её за пальчики ног, и Она уносилась в счастье. (Боже мой! Сущий папаша Карамазов… «И цыпленочку тоже…»)
 
Она мне рассказала однажды, что во время репетиции была в таком возбуждении, что у Неё случился оргазм от того, что кто-то оттянул и отпустил лямочку Её сарафана.
Можете себе представить, как болезненно сжалась внутри меня моя воспалённая ревность. Я стал ещё невыносимее, стал «ревновать к стульям».
 
Меня в Ней всегда изумляло целомудрие. Оно меня всегда возбуждает, а порочность, опытность отпугивают. Видимо, я по своей природе разрушитель, как Ставрогин, меня тянет к себе непорочность. Каждый раз, когда занимаешься с Ней любовью, ты Её разрушаешь. Каждый раз лишаешь Её невинности. Целомудрие, с которым Она относилась к эротике, Её женственная покорность возбуждали меня необычно.
Оргазм, я думаю, есть высшая форма беззащитности. Момент самой большой слабости человека. В этом и заключается интимность.
 
Но мужчина атавистически создан как воин, как воплощение грубой силы, а женщина – как носительница жизни. И если мужчина чуть ли не сразу после оргазма готов отряхнуться и, схватив дубину, охранять выход из пещеры, то женщина пребывает в этом состоянии достаточно долгое время. Точнее, женщина той психофизической конструкции, которая мне близка.
Есть женщины и иного рода: они, как мужчины, могут отряхнуться и бежать дальше. Но мне нравятся те, которые остывают долго, которые лежат с полуулыбкой на лице и прикрытыми глазами и дают тебе ощущение, что только ты, ты один можешь доставить это почти смертельное счастье их мягкой и тёплой сущности.
 
Ну, хватит о плотском. Теперь о более высоком. Она способна молчать вместе с тобой – редкое достоинство. Она говорит мало… Нет, бывают моменты, когда Она тараторит без остановки, это естественно для женщины. Но Она может и часами молчать, причём не потому что Ей скучно, и это всегда захватывающее молчание.
 
Мы приехали в Париж, устроились переночевать, я проснулся очень рано – Она спала мёртвым сном. Как бревно. Нет, как ребенок. Удивительная вещь, воспитанная матерью (отца у неё не было – любовь к матери беспредельна): мама очень уважала чужой сон, никогда никого не будила. В нашей семье уважение ко сну не было никакого. Мой папа приходил, всех будил, грохотал: «Вставать! Вставать! Вставать!..» Она вся в свою мать. Если кто-то спит в доме, Её не слышно. Ты ещё не спишь, но Она думает, что ты спишь, и боится пошевелиться.
 
Накануне вечером мы читали стихи. Она очень любит стихи.
Во мне проснулись мои старые клише. Когда влюблён – вспоминаю стихи, не влюблён – забываю их. Я вспомнил все стихи, которые читал любимым женщинам и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад.
Мы лежали в постели, начинался пепельно-серый рассвет, Она спала.
 
Я смотрел на Её детское, страстно спящее лицо (замечательно у Пастернака: «Как только в раннем детстве спят»), и вдруг почувствовал пространство этой женщины. По-другому тут не скажешь. Я вдруг почувствовал, что вошёл в Её душевное пространство и оно огромно. В него вмещается любовь, нежность, знание, романтика, чистота, верность, дружба, человечность, честность. Я вошёл в храм. Это ощущение повергло меня в смятение. Я никогда не задумывался о людях с этой точки зрения.
 
Я стал вспоминать, в каких ещё человеческих пространствах мне когда-либо в жизни случалось бывать. Нет, такого пространства у меня никогда прежде не было. Были другие, все были тесноваты, с небольшой кубатурой. У Неё пространство было огромно.
 
Потом она поехала на съёмку, Её утвердили в роли. Мы почти каждый день разговаривали по телефону. Она говорила, как Она скучает. Её партнёром в фильме был очень интересный юноша, красивый, талантливый. Я не мог к ней приехать – не позволяла работа.
Потом Она вернулась, и на лице Её было волнение. Я всегда знал, когда Она волнуется. От волнения Она вся покрывалась влагой.
 
Я всегда Ей очень верил. Когда я увидел эти взволнованные влажные руки и этот взгляд, я понял: случилось что-то страшное.
- Что-нибудь случилось? – спросил я.
Она кивнула.
- Ты влюбилась.
Она покачала головой.
- Ещё хуже.
- У тебя был роман.
Она опустила голову.
Я собрал вещи и ушёл. Она не сказала ни слова…
 
…Нет, было не так.
Я начал снимать картину. Она должна была продолжать учиться. На картине у меня появилась ассистентка, молодая, красивая, деловая. Она так за мной ухаживала! Я почувствовал, что есть, наконец, человек, с которым я ничего не должен делать – всё делается само. Вдобавок она говорила на трёх языках без акцента. Я почувствовал, что появилась женщина, которая облегчит мне жизнь, которую, уж точно, не надо будет ревновать. Настоящая жена художника. Не актриса.
Такая жена в результате появилась у Бергмана, после того, как его женами были Биби Андерсон и Лив Ульман, у Вайды, после того, как у него была Беата Тышкевич.
Появилась очаровательная женщина, которая могла вести все твои дела, отвечать на все телефонные звонки, с которой можно было не заботиться ни о чём, кроме творчества. К тому же, в каком порядке все шкафы, телефонные счета, бумаги! Бесценное качество спутницы жизни.
 
Я понял, что должен отпустить свою любовь. Она для меня слишком молода. Я сказал Ей, что живу с другой женщиной.
 
Но картина кончилась. Ассистентка уехала к себе в Италию. Наши отношения прекратились. А Она… Она нашла себе молодого человека.
 
И опять я остался один. Я вспомнил Ирину, синеглазую мать моих двух дочерей. Когда мы расставались, она говорила:
- Как ты не понимаешь, что делаешь? Старый, кому ты будешь нужен? Ты умрёшь один. Некому будет за тобой ухаживать.
 
Да, может быть, она была права. Много раз в жизни я оставался один. Только теперь мне уже не двадцать, не тридцать и даже не пятьдесят. Лежу в кровати. Всегда во времена бессонницы я пытаюсь согреться, поджимая ноги к подбородку. Слышу над головой мамин голос.
 
Я вижу себя пятилетним мальчиком, лежащим на тёплой, нагретой за день круглой земле, на которой живёте вы, мои читатели, мои други и недруги, мои человеки. Мне становится тепло и покойно под звёздным небом, и, засыпая, я повторяю вслед за мамой:
- Спи, мой Андрончик… Спи, мой единственный… Спи, мой любимый…
 
…А может быть, всё-таки мы так и не расстались? Может быть, вместе прожили долгие годы, доставив друг другу так много счастливых минут…»
 
 
Андрей Кончаловский “Возвышающий обман”
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
Она – это Юлия Высоцкая (в июле на Первом канале повторяли детективный сериал «Первое правило королевы», где Юлия играла главную роль). [230x232] Они поженились в 1998 году. Сейчас у них растут двое детей – дочь Маша и сын Петя.  (200x152, 43Kb) Для тех, кому стало интересно: в воскресенье, 19 августа, на Первом канале в 12:10 будет документальный фильм "Личная жизнь Андрея Кончаловского".
Black_Serpent 16-08-2007-22:38 удалить
Зачитался) Кончаловский молодец - мне понравилось как он учит жизни просто описывая свои мысли.
In_love_Vanilla 16-08-2007-22:44 удалить
Инересно..)))Может даже посмотрю))) =)
dcf 17-08-2007-11:53 удалить
Я потрясена. .. Откровенно, можно подумать - цинично, но на самом деле - просто ПРАВДА. Когда мужчина приоткрывает дверь в свой мир, это так волнительно... Спасибо тебе за цитату этого рассказа.!! LI 7.05.22
dcf, поймала себя на том, что мне нравится и читать, и цитировать Кончаловского (есть ещё парочка постов в дневнике). Возможно потому, что на страницах его книг нахожу объяснения. Бывают ситуации, когда я не понимаю мужских поступков, продиктованных робостью или ревностью.
Исходное сообщение Кадетка Инересно..)))Может даже посмотрю))) =)
Кончаловский не идеален, но есть моменты, за которые я его очень уважаю. Взять хотя бы то, что в 60 лет (!!!) он не побоялся изменить свою жизнь. На фоне огромного количества МОЛОДЫХ мужчин, которые опускают руки и довольствуются малым, это впечатляет.
Исходное сообщение Живность_антипафосная Мдя.. мужчины есть мужчины...
Наш "источник" силы! Будем любить!
Исходное сообщение Black_Serpent Зачитался) Кончаловский молодец - мне понравилось как он учит жизни просто описывая свои мысли.
Я долго набирала эту главу из книги, хотела даже сначала какие-то куски пропустить, а потом поняла, что - нет, её надо целиком выкладывать, иначе теряется вся прелесть хода мыслей Кончаловского. Кстати, в другой его книге ("Низкие истины") есть ещё одна интересная история любви - "Княжна Гагарина". Она наполовину короче данной главы, так что, думаю, как-нибудь осилю и представлю на ваш суд. )))
dcf 17-08-2007-22:57 удалить
Исходное сообщение Беседы_о_любви: dcf, поймала себя на том, что мне нравится и читать, и цитировать Кончаловского (есть ещё парочка постов в дневнике). Возможно потому, что на страницах его книг нахожу объяснения. Бывают ситуации, когда я не понимаю мужских поступков, продиктованных робостью или ревностью.
Кажется, я тоже теперь буду его читать )))) LI 7.05.22
Black_Serpent 18-08-2007-10:31 удалить
Исходное сообщение Беседы_о_любви
Исходное сообщение Black_Serpent Зачитался) Кончаловский молодец - мне понравилось как он учит жизни просто описывая свои мысли.
Я долго набирала эту главу из книги, хотела даже сначала какие-то куски пропустить, а потом поняла, что - нет, её надо целиком выкладывать, иначе теряется вся прелесть хода мыслей Кончаловского. Кстати, в другой его книге ("Низкие истины") есть ещё одна интересная история любви - "Княжна Гагарина". Она наполовину короче данной главы, так что, думаю, как-нибудь осилю и представлю на ваш суд. )))
Буду ждать. Спасибо тебе за то, что делишься с нами такими интересными историями.
Heler 18-08-2007-10:34 удалить
интересно очень, хоть и не во всём согласна, но интересно:)
Heler, расскажешь, что пришлось не по душе? ))
Ch_a_rm 24-01-2008-00:02 удалить
А что это за девушка,которую он описывал?
Ch_a_rm, Юлия Высоцкая (см. первый комментарий). [600x400]
Ch_a_rm 24-01-2008-00:44 удалить
Беседы_о_любви, аа) а почему тогда он пишет,что они расстались?ведь они вместе...
Ch_a_rm, предположение: расставались в тот период, когда Кончаловский писал книгу.


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОНА | Беседы_о_любви - ВСЁ в мире возможно при помощи ЛЮБВИ | Лента друзей Беседы_о_любви / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»