Хоакин Феникс: Одна маленькая просьба!
Киноакадемия: Да?...
Хоакин Феникс: Когда будете давать мне Оскар, представьте меня, как Джокера.
(Юмор из интернета)
На прошлой неделе я посетил премьеру фильма «Джокер». Получил яркое впечатление, которым имею желание поделиться. Далее последует текст, вполне возможно содержащий некоторые спойлеры, поэтому если вам, господа-читатели, принципиально находиться в неведении, то лучше прочитайте его после просмотра фильма. Если же нет, то…
Тринадцать лет назад Барбара Брокколи перезапустила «бондиану» сменив Броснана на Крейга, которого не сразу приняли не оттого, что он был блондин, не похожий ни на кого из своих предшественников, а оттого, что фильмы про Джеймса Бонда с ним волей продюсеров перешли из разряда «сказка для выросших мальчиков» в категорию «драма-триллер про сотрудников внешней разведки». То же самое произошло этой осенью с Джокером: комикс превратился в драму. В социальную драму о человеке, в жизни которого случился «один неудачный день - и все изменилось». Только этот день растянулся у героя на долгое-долгое время.
Кто главный герой фильма? Нежный и заботливый сын; человек с неврологическим расстройством, неудачливый аниматор, желающий стать стенд-ап комиком; нездоровый человек, чья потребность в безопасности постоянно подвергается угрозе со стороны внешнего мира. И этот человек в один не самый прекрасный момент своей жизни выясняет, что всё, что он любит, всё чего он хочет достичь, по большому счёту вся его жизнь, за исключением того, что её отравляет – фикция! Огромная ложь с одной стороны, а с другой - жуткий самообман! Как говорят в Израиле: «Если твои дела идут плохо – дай им пройти, поскольку значит это – не твои дела». А раз этот мир настолько плох, то значит это – не твой мир и «Господи, сожги его! Не хочешь?! Тогда я сам!!». И он идёт. Потому что Артур Флек устал от равнодушия общества, провонявшего отходами и мусорным мешком, внезапно сменяющегося агрессией.
Вот Флек, каждый день в сумерках обессиленно восходящий по лестнице, словно на Голгофу, в другой, прекрасный полдень, полный энергии, пританцовывая от вдохновенного ожидания начала своей новой жизни, с радостной улыбкой спускается с неё уже Джокером. Он больше не хочет проповедовать любовь к ближнему, неся в этот мир смех, счастье, радость, как делал это раньше. Старый мир этого не заслуживает! И христианская символика на этом не заканчивается. В предпоследней сцене, извлекаемый бездыханным своими последователями из кабины раздавленной машины, как из могилы, герой воскресает на её капоте, откашливается кровью, рисует ею себе новую улыбку, кровавую улыбку нового мира Хаоса, мессией которого он является, и раскидывает руки над толпой, как новый Иисус. Но Иисус, карающий смертью за предательство, карающий пулей за оскорбление достоинства ближнего, карающий уничтожением за откровенный посыл "на хрен" человека с его мнением! Он - Пророк, готовый ударить первым, показав толпе пример, как нужно ставить на место зарвавшихся в своей временной безнаказанности.
И не стоит утверждать: «В таком случае, Джокером может стать каждый, у кого выдался плохой день! Джокер - такой же человек, как и мы с вами!», поскольку в данном киновоплощении это ваш самообман!
Общество чуть менее чем на 96% сформировано из тех, кто готов улыбаться мерзавцу соседу, здороваясь с ним поутру; приглашать на празднование дня рождения на работе тех, кого, положа руку на сердце, им хочется не угощать, а отравить угощением; помогать деятельным участием тому, чьим неприятностям, в глубине души, они радуются и так далее. И всё ради чего? Ради собственной потенциальной выгоды! Как с той дохлой вороной в телеге эстонца: «Прик-к-котиц-ц-ца!». А Джокеру никто и ничто не пригодится, кроме бензина и динамита (которые, как мы помним, стоят дешево), если наличествующий вокруг мир вызывает лютую изжогу и желание нарисовать ему бритвой улыбку, поскольку «лишь утратив всё до конца — мы обретаем свободу». В общем, даже не пробуйте. Порежетесь или ушибётесь. Просто сходите в кинотеатр и посмотрите, почему стоит быть добрее, тактичнее и сдержаннее в жизни. Как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк», а не то – кровав урок.
И помните, - такова жизнь!