"В мировой литературе лишь 8 сюжетов!" (Курт Воннегут)
14-03-2018 10:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Литературная тема, пунктирно затронутая позавчера, неожиданно оказалась весьма актуальной, судя по активности обсуждения. Попробую немного её развить. Итак, восемь классических сюжетов мировой литературы "по-Воннегуту"!
Писатель Курт Воннегут сумел уместить все произведения мировой литературы и кинематографа в восемь простых сюжетов. В целом, все истории рассказывают нам о том, как люди выбираются из ям, встречают свою вторую половину или теряют все, что смогли получить в этой жизни. Сам писатель не только создавал истории, но и анализировал, как это делают другие. Его магистерская диссертация по антропологии, которую он писал в Чикагском университете, была посвящена тому, по какому принципу развиваются сюжеты историй в разных культурах. По его мнению, все истории можно классифицировать по графику линии судьбы главного персонажа, которая колеблется от неудачи к успеху. Эти сюжеты могут многое рассказать о культуре, в которой они были написаны.
Частично Воннегут представил свою теорию в книге «Человек без страны», добавив туда несколько графиков, на которых вертикальная линия обозначала движение от неудач к успеху, а горизонтальная — от начала к концу истории.
(Желающие могут найти сей труд и посмотреть детализацию самостоятельно).
Самые популярные и любимые читателями и зрителями сюжеты это «Человек в полной заднице» и «Парень встречает девушку». При этом вариации их могут быть самыми разными, то есть, например, во второй истории совсем необязательно должны фигурировать парень и девушка. Главное — это путь, который в разных обстоятельствах проделывает главный герой.
Сюжет "Человек в полной заднице" предполагает историю в которой главный герой попадает в неприятности, но ему удаётся выбраться из них, обретя неоценимый опыт.
Из популярных в России фильмов и книг к сюжету «Человек в полной заднице» можно отнести «Робинзон Крузо» и с некоторой натяжкой «Преступление и наказание», а также фильмы «Властелин колец» и «Санктум», а из недавних «Интерстеллар».
(Для экстремалов масс-культа добавим сюда фильм "Гарольд и Кумар уходят в отрыв"))))
В сюжете «Парень встречает девушку» главный герой сталкивается с чем-то исключительно удивительным, теряет это, а затем обретает вновь, и уже навсегда.
К категории «Парень встречает девушку» можно отнести «Капитанскую дочку» Пушкина и половину классической литературы в целом. Например, эти сюжеты есть и в «Войне и мире», и в "Джейн Эйр".
Кинематограф также очень любит этот сюжет. Его использовали и в классическом кино, например, в «Кавказской пленнице», а также в голливудских фильмах вроде «Дневника памяти» или «Вечного сияния чистого разума».
Несколько иной сюжет Воннегут видит в "Истории о сотворении мира" и религиозных сюжетах "Ветхий Завет", "Новый Завет". С одной стороны эти сюжеты повествуют о том, как Бог наделяет человека многочисленными дарами. С другой стороны, Библия рассказывает о падении, которое следует за этими дарами и лишает человечество всех принадлежавших ему благ.
"История о сотворении мира" повествует о дарах Богов. Сначала глобальных (небо, земля, океаны), а потом помельче (мобильники, колесо, домашняя птица повышенной яйценоскости) . Как правило, подобные сюжеты не характерны для западной литературы, являющейся корнем для русской классической, послепетровской.
К сюжету же "Ветхого Завета" можно отнести такие литературные произведения как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а также огромное множество романов-антиутопий, которые рисуют идеальный мир, оказывающийся неидеальным. При некоторой натяжке, в эту категорию входят трагедии, где все начинается более или менее хорошо, а затем рушится. Сюда можно отнести и фильмы об апокалипсисе, например, популярный сериал «Ходячие мертвецы»: нормальный мир можно считать раем, который герои потеряли из-за эпидемии.
(Что характерно, сейчас фильмы о конце света становятся все более популярными).
Разница между сюжетами "Ветхий Завет" и "Новый Завет" заключается в том, что после наделения героя многочисленными дарами и последующим его невероятным по своим масштабам падением в сюжете "Ветхий Завет" опускается занавес, а в "Новом" герой потом обретает еще большие дары и вечное благо.
Сюжет Нового Завета, по мнению Воннегута, больше похож на современные истории, и еще, чем он особенно восхищался, напоминает сказку о Золушке. По словам самого Воннегута, сюжет о "Золушке" столь популярен, что всякий, кто создает его очередной пересказ, зарабатывает миллионы.
В кино достаточно активно эксплуатируют этот сюжет, например, в фильме «Брюс Всемогущий» героя Джима Кэрри наделяют способностями Бога, но он затем сам все портит, правда, затем исправляет свои ошибки. Сюда же можно отнести и известный фильм «Красотка» с Джулией Робертс, ставший в России культовым. В эту же категоирю попадает любимая многими «Москва слезам не верит».
В общем, сюжет №6 "Золушка" и вроде бы является самостоятельным, и вроде как развитие сюжета №5 "Новый Завет". Витиеват классик!))
Следующий классический сюжет - "От плохого к худшему", где с самого начала всё плохо, но дальше становится только хуже, вплоть до полной безнадёги. ("Короче все умерли"(с))
Типичным произведением можно рассматривать книгу Кафки "Метаморфозы" или "Сумеречную зону" Стивена Кинга. Также в категорию «Все хуже и хуже» можно отнести, например, «Медного всадника» или «Смерть героя». Из фильмов сюда явно попадает нашумевший «Левиафан».
И последняя категория "Как попасть Наверх?"
Произведения данного сюжета держат в напряжении зрителя-читателя до последнего, ибо, как в жизни там непонятно "К добру или к худу произошло ЭТО в жизни героя?". К категории «Как попасть наверх» можно отнести множество фильм и книг, например, «Клан Сопрано» или фильм «Общество мертвых поэтов».
К примеру, в «Гамлете» Шекспира до конца непонятно, хорошо или плохо то, что происходит с героем.
По мнению Воннегута, гениальность «Гамлета» состоит как раз в его неопределенности: «Шекспир сказал нам правду, а люди так редко это делают, будучи слишком увлеченными собственными взлетами и падениями. Правда же состоит в том, что мы знаем о жизни так мало, что даже не в состоянии определить, что для нас хорошо, а что плохо».
Вот такая классификация, господа-читатели!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote