• Авторизация


Без заголовка 11-08-2009 01:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ОБНАЖЕННАЯ ПРАВДА РИХАРДА ГЕРСТЛЯ. ЭКСПРЕССИОНИЗМ КИСТИ И ЧУВСТВ)



Работая над этим материалом, вспомнил слова – «Талант не зависит от возраста».
Если посмотреть с одной стороны, то этот художник прожил всего 25 лет, живописью занимался чуть более пяти лет. С другой стороны, ему удалось войти в историю живописи и стать полноправным членом австрийского триумвирата экспрессионистов, который кроме него составили Эгон Шиле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980). Эти австрийские художники начала XX века сознательно эпатировали консервативное бюргерское общество изображением обнаженных тел в откровенных позах. Отдельным монолитом австрийской живописи конца XIX века, несмотря на очевидную взаимосвязь с вышеназванными художниками, стоит, конечно, Густав Климт (1862—1918).

[показать] [показать] [показать]

Эгон Шиле Автопортрет 1911 г. Частная коллекция
Оскар Кокошка Автопортрет 1918-19 г.г. Музей графики Альбертина, Вена
Густав Климт (фото)

К сожалению, после смерти героя сегодняшнего материала не осталось никаких документов, записей, писем, да и из огромного количества работ сохранены чуть более 80 произведений. Но обо всем по порядку.

Рихард Герстль
Richard Gerstl


14 сентября 1883 Вена - 4 ноября 1908 Вена

[показать]

Рихард Герстль Смеющийся автопортрет 1908 г.

Австрийский художник-экспрессионист, известный своими глубоко психологически выразительными портретами и автопортретами, а также пейзажами.




Глава 1. Хулиган и бунтарь

Рихард Герстль родился в Вене.
С самого детства он решил стать художником, чем вызвал недовольство своего отца.

[показать]

Рихард Герстль Портрет отца Эмиля Герстля 1907 г.

В школе он учился плохо, в конце концов из-за плохого поведения он был отчислен из престижного заведения в Вене – Piaristengymnasium, с записью в характеристике "дисциплинарные трудности". Его состоятельные родители наняли юноше частных преподавателей.

В 1898 году в возрасте пятнадцати лет, Герстль был принят в Академию изящных искусств Вены, где он учился в классе художника Кристиана Грипенкерля (1839-1916)
Еще будучи студентом, Рихард начал отвергать стиль Венского Сецессиона (the Vienna Secession), считая его претенциозным искусством.
Его яркий индивидуализм не позволил закончить образование.
Крайне строгий профессор Грипенкерль, известный своей фразой, адресованной несколько лет спустя по поводу Эгона Шиле - "Сам Дьявол поселился вас в моем классе», возможно, то же самое он говорил раньше о строптивом Герстле. В конце концов профессор заявил Рихарду – «Так как Вы рисуете, я умею ссать на снег!» (пардон, это цитата!) – и выгнал студента из Академии.
Недовольный отсутствием признания его неформального стиля живописи, Герстль в течение двух лет продолжал рисовать, занимаясь самообразованием.

[показать]

Рихард Герстль (фото)

Летом 1900 и 1901 годов, Герстль посещает венгерскую колонию художников в Надбанье, где учится в мастерской венгерского живописца Симона Холлоси.
После двух лет «скитаний» Герстль возвращается в Венскую Академию, где находит прибежище в более либеральном классе профессора Генриха Лефлера. Кроме своего друга и однокурсника Виктора Хаммера он не идет на контакт с другими студентами.

В 1904 и 1905 годах Герстль с Хаммером снимают одну мастерскую. Их отношения были дружескими, Хаммер постоянно оказывал помощь Рихарду в учебе и во взаимоотношениях с Лефлером. Несмотря на это, трудно определить, насколько близки были эти молодые художники. Поскольку в 1906 году, независимо от своих личных чувств к другу, Герстль снимает личную студию.

Вскоре студент Герстль поспорил со своим новым учителем, и в 1908 году покинул студию Лефлера навсегда. Считают, что повод для ссоры имел политическую подоплеку. Рихард отказался принять участие в процессии в честь австрийского императора Франца Иосифа I. Он посчитал, что участие в таком мероприятии "недостойно художника".

Глава 2. Святая к музыке любовь

Хочется отметить, что Герстль с юности был страстно увлечен музыкой.
Он всегда чувствовал себя более комфортно, общаясь с музыкантами, чем со своими друзьями-художниками. Хотя, если признаться, то и друзей у него не было.
Рихард даже пытался познакомиться с Густавом Малером, но противоречивый композитор не пошел на контакт.
Около 1905 года Герстль в доме окружного судьи в Траункирхене познакомился с, как его называли критики, «радикальным» композитором Арнольдом Шенбергом.
Шенберг познакомил Рихарда с композитором Александром фон Землински и членами музыкального общества, которое собиралось в его доме.

[показать]

Рихард Герстль Alexander von Zemlinsky лето 1907 г.

Есть предположение, что Герстль и Шенберг договорились о «бартерном» обмене – композитор давал Рихарду уроки музыки, а тот, соответственно, учил Арнольда рисовать.
Пишут, что Герстль и Шенберг вызывали друг другом взаимное восхищение, основанное на неординарности и самобытности их талантов.

[показать]

Рихард Герстль Self-portrait with Blue Spotted Background лето 1907 г.

[показать]

Рихард Герстль Portait Arnold Schönberg

На одном из сайтов я прочел, что Шенберг позднее сделал короткую по времени, но впечатляющую карьеру художника. Но, увы, ни одного визуального доказательства этого факта я не нашел.
Художник был так близок к музыкальному кружку Шенберга, что в 1907 и 1908 годах был приглашен сопровождать Шенберга и его друзей на ежегодные летние каникулы в Гмунден.
В течение этого времени, Герстлем были написаны несколько портретов Шенберга, его семьи и друзей. Лучшими среди этих работ критики считают два групповых портрета семьи Шенберга, «замечательные по своей психологической насыщенности». Вам судить!

[показать]

Рихард Герстль The Schonberg Family 1907 г.

[показать]

Рихард Герстль Schönberg Family

Поскольку композитор будет фигурировать в дальнейшем рассказе о жизни Герстля и сыграет немаловажную роль в его судьбе, думаю, стоит познакомиться с ним поближе.

Арнольд Шенберг
Arnold Schönberg


13 сентября 1874 Вена - 13 июля 1951 Лос-Анджелес

[показать]

Арнольд Шенберг (фото)

Австрийский композитор, музыкальный теоретик и влиятельный педагог, лидер Второй венской музыкальной школы. Известен тем, что в начале карьеры, подобно Брамсу и Вагнеру, активно выступал против немецкой романтической традиции. Во времена фашизма в Австрии, его музыка, наряду со свингом и джазом, была названа «вырождающимся искусством».
Арнольд родился в еврейской семье в районе Leopoldstadt в Вене (в прежние времена там было еврейского гетто). Его мать Паулина, уроженка Праги, была учительницей музыки, отец Самуил, уроженец Братиславы, был владельцем магазина.
Юноша был в основном самоучкой, иногда беря уроки у композитора Александра фон Землински, который должен был стать его зятем – жениться на сестре Арнольда.
В 1899 году в двадцатилетнем возрасте, Шенберг, работая в оркестре оперетты, написал секстет Verklärte Nacht ("Transfigured Night"), который стал очень популярным произведением.

Шенберга, как композитора, признавали Рихард Штраус и Густав Малер.
Сам Шенберг изначально презиравший музыку Малера, услышав его «Третью симфония» был покорен гением композитора. Позже вплоть до смерти Малера они общались и дружили.
Несмотря на свое еврейское происхождения, в 1898 году Арнольд перешел в лютеранство ( к иудаизму он вернулся в 1933 году после прихода к власти Гитлера).
В 1904 году Шенберг начал преподавание гармонии и композиции. Летом 1910 года Шенберг написал учебник по теории гармонии «Harmonielehre», изданный в 1922 году, который и по сей день остается одной из влиятельных книг по музыкальной теории. Шенберг часто использовал технику «Sprechstimme» (мелодекламация) для двух женских голосов и небольшого ансамбля из 5 музыкантов.

[показать]

А.Шенберг за работой

Первая мировая война нарушила все его планы, в возрасте 42 лет он попал в армию, оставив много незавершенных работ.
После смерти композитора Ферруччо Бузони, который служил в качестве директора класса музыкальной композиции в Прусской Академии искусств в Берлине, Шенберг был назначен на этот пост, но по причине здоровья смог приступить к исполнению обязанностей в 1926 году. Шенберг находился на этом посту вплоть до прихода к власти нацистов в 1933 году, после чего композитор был уволен, и ему пришлось бежать из страны.

Он эмигрировал в Париж, а затем в США. В Бостоне он стал преподавать в консерватории Малкина. Затем он переехал в Лос-Анджелесе, где преподавал в Университете Южной Калифорнии и университет штата Калифорния. Шенберг обосновался в Brentwood парке, где прожил всю оставшуюся жизнь и подружился со своим соотечественником и партнером по теннису - композитором Джорджем Гершвином.
В течение американского периода Шенберг написал ряд заметных работ, в том числе Концерт для скрипки с оркестром, соч. 36 (1934/36), ораторию для хора и оркестра «Ода Наполеону», соч. 41 (1942), кантату памяти жертв Холокоста «A Survivor from Warsaw» , op. 42 (1942) и др.
В 1941 году композитор стал гражданином США.
Искусствоведы считают, что его смерть вызвал его же суеверный характер.
С этим связаны интересные факты его биографии.
Его подруга Катя Манн, вспоминала, что Арнольд всегда боялся, что умрет в год, который будет кратен числу 13. Он так боялся своего шестьдесят пятого дня рождения в 1939 году, что один из друзей попросил астролог Дэна Рудхайера составить для Шенберга гороскоп, в котором было сказано, что год не будет фатальным.
Но в 1950 году, на его семьдесят шестой день рождения, один из астрологов Шенберга предупредил его о том, что следующий 1951 год может быть опасным, поскольку возраст - 7 + 6 = 13. Это ошеломило композитора, и без того подверженного депрессиям. В пятницу, 13 июля 1951 года, он слег в постели, а 4 августа умер от сердечного удара. С ним рядом находилась его вторая жена Гертруда.

Глава 3. Любовный треугольник

Итак, Герстль дружил с семьей Шенберга и нарисовал серию портретов композитора и его семьи.
С женой Арнольда Шенберга, Матильдой, Рихард познакомился в том же доме окружного судьи в Траункирхене.

[показать] [показать]

Рихард Герстль Mathilde Schoenberg лето 1907 г.
Рихард Герстль Portrait of Mathilde Schoenberg (эскиз)

Он неоднократно рисовал её, и, в конце концов, их отношения зашли слишком далеко, и они стали любовниками.
Любовь перешла в неистовую страсть. Что способствовало развитию этих отношений и чем покорила Матильда сердце Рихарда останется навсегда тайной. Но могу лишь сказать, что Матильда была абсолютно не похожа на идеальную девушку Герстля, которую он написал в 1906 году.

[показать]

Рихард Герстль Идеализированный портрет юной дамы 1906 г.

В конце концов Шенберг застал обоих в неудобный момент, сказал что-то непотребное, и разразился большой скандал.

В августе 1908 года жена Шенберга Матильда, оставив мужа и детей, ушла к молодому художнику, и любовники сбежали в Вену, оставив композитора в депрессии.
Шенберг очень переживал потерю жены. Измена Матильды произошла в самый разгар его крупной работы. Летом он начал писать одно из своих самых «революционных» произведений - Струнный квартет № 2.
Во время отсутствия жены Шенберг написал также тринадцатую песню цикла «Das Buch der Hängenden Gärten», основанную на стихах немецкого поэта- мистика Стефана Георга, которые совпали с его нынешним настроением.
При этом Шенберг долго и настойчиво убеждал Матильду вернуться в семью и даже угрожал самоубийством. Матильда, раздираемая сложным выбором между композитором и художником, между мужем и любовником, в конечном итоге, всё же, выбрала семью и в октябре вернулась к мужу.

[показать] [показать]

Рихард Герстль Portait Mathilde Schönberg
Рихард Герстль Mathilde Schoenberg in Garden лето 1907 г.

Теперь молодой художник, узнав об этом решении возлюбленной, впал в глубокую депрессию.
В одночасье он потерял все: любимую, друга, честное имя в обществе. К тому же его до сих пор не признавали в художественном сообществе, как серьезного художника.
Несчастная любовь к жене друга, безнадежность их отношений, амбиции непризнанного таланта - все это и стало причиной самоубийства Герстля.

Многие потом вспоминали, что Герстль был человеком неуравновешенным и импульсивным (все-таки экспрессионист!). Утверждают, что он потерял рассудок из-за потери Матильды (пардон за каламбур!).
Поражает его автопортрет, написанный за несколько дней до самоубийства. Становится понятным, почему Рихард изобразил себя обнаженным. «На кого ты меня променяла?» - как бы вопрошает потухший взгляд художника.

[показать]

Рихард Герстль Selbstporträt als Akt 1908 г.

В ночь на 4 ноября 1908 года Герстль отправился в свою студию, находившуюся в однокомнатной квартире. В течении нескольких часов он сжег все свои бумаги, документы, эскизы, картины.
После этого он повесился напротив большого зеркала, предварительно пару раз, для верности, пырнув себя кухонным ножом.
Хотя многие его картины, находившиеся в студии (чуть более 80 штук) остались невредимыми, есть основания полагать, что большая часть его произведений, а также личные биографические документы и письма были уничтожены в течение этого вечера, сгорев в огне. Сохранились лишь восемь рисунков Герстля, среди которых несколько автопортретов.

Похоронен Герстль был в семейной могиле на кладбище Sieveringer.

[показать]

Могила Герстля.

Хочу добавить, что это самоубийство имело существенное влияние и на творчество Арнольда Шенберга. Его музыкальное произведение «Erwartung» (Ожидание) основано на событиях осени 1908 года.

Глава 4. Творчество

Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве.
В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко были представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии и Австро-Венгрии часто называют «поколением экспрессионистов».
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы.
Рихард Герстль покончил с собой еще до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным.

[показать]

Рихард Герстль Автопортрет (рисунок датирован 29 сентября)

Он первым из австрийцев выступил за "психологическую" живопись. Творчество художника было посвящено, главным образом, изображению человеческой фигуры. По мнению искусствоведов, в каждом из их произведений незримо присутствует «дедушка» Фрейд.

[показать]

Рихард Герстль Портрет дамы 1907 г.

[показать]

Рихард Герстль Man in Meadow (Alban Berg) лето 1907 г.

[показать]

Рихард Герстль Nude in Garden лето 1907 г.

Работы Герстля включают портреты в натуральную величину друзей и родственников, многочисленные автопортреты и ряд небольших пейзажей, которые являются самыми доступными из работ, созданных этим чувствительным, возбужденным и сложным художником.

[показать]

Рихард Герстль Rack railway

[показать]

Рихард Герстль Orchard лето 1907 г.

[показать]

Рихард Герстль Lake Traunsee with the Schlafende Griechin mountain 1908 г.

[показать] [показать] [показать] [показать]

Рихард Герстль Wiese mit Häusern im Hintergrund 1908 г.
Рихард Герстль Am Donaukanal 1908 г.
Рихард Герстль Sonnige Wiese mit Obstbäumen 1908 г.
Рихард Герстль Blick in den Park 1908 г.

Его произведения были написаны на десятилетия впереди своего времени.
Написанные динамичными цветами, выразительно густым слоем, картины Герстля во многом напоминают работы американских абстрактных экспрессионистов ХХ века.
Картины Герстля, конечно, резко контрастируют с более декоративными работами Густава Климта, бывшего в начале 1900х на пике славы. Но недолгое сияние Климта вскоре уступило место воздействию на экспрессионистов Ван Гога и, особенно, Мунка, работы которых Герстль мог видеть на венских выставках.
С этими мастерами его сближали интеллектуальные и моральные муки, которые сопровождали его все годы становления, как личности и художника.

[показать]

Эдвард Мунк Автопортрет в Копенгагене 1909 г.

«Полуобнаженный автопортрет на синем фоне» (1901-02, Вена) имеет потрясающее подобие «Половой зрелости» Эдварда Мунка. На портрете Герстль изобразил себя с выражением светлого ожидания на лице и голубым сиянием за головой.

[показать]

Рихард Герстль Selbstporträt, Halbakt vor blauem Hintergrund 1901-02 г.г.

[показать]

Эдвард Мунк Половая зрелость 1895 г Национальная галерея Осло

Художественное и духовное влияние норвежского художника выразительно преодолено, пожалуй, только в двойном портрете умирающих сестер (1905, Вена, Бельведер).

[показать]

Рихард Герстль The Fey Sisters (Karoline and Pauline) зима 1905 г.

Эти и более поздние работы Герстля написаны в стиле постимпрессионизма или пуантилизма.

Эгон Шиле и Оскар Кокошка в 1908 году еще ходили в школу, но даже в зрелости, их работы не могут конкурировать с Герстлем в абстрактной интенсивности.

Глава 5. Признание

Творчество Герстля было почти неизвестно вплоть до 1930-х годов. Ему ведь ни разу не удалось показать свои работы на выставках в течение всей своей жизни.
После его самоубийства семья собрала сохранившиеся картины художника и на долгие годы поместила их на хранение в Венский склад (Viennese warehouse).
Только в 1930 или 1931 году брат Рихарда - Алоиз показал их случайно коллекционеру и хозяину галереи Отто Кейллеру, который сразу же организовал персональную выставку Герстля в своей Neue Galerie в Вене. Среди известных работ Герстля - портрет брата в униформе лейтенанта.

[показать]

Рихард Герстль Alois Gerstl (brother) лето 1907 г.

Несмотря на то, что выставка была успешной, нацистская аннексия Австрии в 1938 году привела вновь к забвению художника. После Второй мировой войны, Кейллер, эмигрировавший в США и открывший там в 1939 году Галерею St. Etienne, представляет творчество художника в Америке.

Специалисты утверждают, что малое количество сохранившихся произведений продолжает препятствовать известности Герстля во всем мире, поскольку большинство сохранившихся работ находится либо в музеях Вены, либо в частных коллекциях. Хотя они же говорят о том, что в настоящее время Герстль признается практически основателем австрийского экспрессионизма.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Рихард Герстль Anna Baumer 1905 г.
Рихард Герстль Smaragda Berg 1906-07 г.г.
Рихард Герстль Mother and Daughter 1906-07 г.
Рихард Герстль Bildnis Henrika Cohn 1908 г.
Рихард Герстль Woman with Feathered Hat 1906 г.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

Рихард Герстль Carl Zentzytzki 1905 г.
Рихард Герстль Johann Georg Prillinger лето 1907 г.
Рихард Герстль Waldemar Unger 1905-06 г.г.
Рихард Герстль Paar im Gruenen 1908 г.
Рихард Герстль Ernst Diez лето 1907 г.

В общей сложности обнаружено шестьдесят шесть картин и восемь рисунков художника. Некоторые полотна сохранились, поскольку были написаны с обеих сторон холста.

[показать]

Рихард Герстль Woman in Light Blue Dress 1905-06 г.г.

Количество этих картин, представляющих около четырех лет работы, может показаться ничтожным, если вспомнить, что Ван Гог писал в среднем около 100 живописных полотен в год, а может и наоборот (например, Вермеер в год писал только 4-5 картин).
Зачем и почему Герстль сжег в последний свой вечер многие свои картины (и сколько их было?) остается неизвестным и имеет несколько гипотез.

[показать]

Рихард Герстль Автопортрет (датирован 15 сентября)

Одна из гипотез говорит о том, что в последние часы своей жизни Рихард решил провести «естественный отбор» своего творчества. За эту версию говорит тот факт, что большая часть его картин осталась все-таки нетронутой и висела на тех же местах в его студии, что и при жизни.
Сложностью остается то, что художник редко подписывал свои работы и еще реже давал им названия.
Все исследователи творчества пользуются каталогами, составленными еще Отто Кейллером в 1931 году.
Например, Рудольф Леопольд, в музее которого в Вене находится много картин Герстля, ошибочно некоторые из картин, написанных летом 1907, обозначил 1908 годом.
Кстати, до сих пор обнаруживаются картины, автором которых искусствоведы называют Рихарда Герстля.

[показать]

Hb[fhl Uthcnkm (?) Портрет мальчика

Материалы взяты из Википедии, сайта Библиотекарь и зарубежных сайтов о творчестве Р. Герстля здесь , здесь и здесь .
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Gold-Brunette - ах, ангел, нам не простят, что мы не люди. | Лента друзей Gold-Brunette / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»