Великая Чистота спросила у Бесконечности:
- Знаешь ли ты, что такое Путь?
- Я не знаю, - ответила Бесконечность.
Великая Чистота спросила о том же у Недеяния:
- Я знаю, - ответило Недеяние.
- Если ты знаешь Путь, то скажи владеет ли он судьбами?
- Владеет.
- Какие же у него судьбы?
- Из тех, что я знаю, могут быть благородные, могут быть презренные, могут быть соединенные, могут быть разделенные. Вот судьбы пути, которые мне известны.
Об этих словах Великая Чистота спросила у Безначального:
- Кто же из них прав, а кто не прав? Бесконечность ли со своим незнанием, или Недеяние со своим знанием?
- Незнание глубже, а знание мельче, - ответило Безначальное. - Незнание внутреннее, а знание - внешнее.
И тут Великая Чистота со вздохом сказала:
- Тогда незнание - это знание? А знание - незнание? Но кто же познает знание незнания?
- Путь неслышим, - ответило Безначальное, - если слышим, значит, не Путь.
Путь невидим: если видим, значит, не Путь.
Путь не выразить в словах; если выражен, значит, не Путь.
Кто познал формирующее формы бесформенное, понимает, что Путь нельзя назвать.
- Те, кто спрашивают о Пути, и отвечают о нем, не знают Пути, - продолжило Безначальное. - Пусть даже спрашивающий о Пути еще не слышал о нем.
О Пути нельзя спрашивать, на вопросы о нем нет ответа.
Спрашивающий о том, о чем нельзя спросить, заходит в тупик.
Отвечающий на то, на что нельзя ответить, не обладает внутренним знанием.
Тот, кто, не обладая внутренним знанием, ожидает вопросов, заводящих в тупик, во внешнем не наблюдает вселенную, во внутреннем не знает первоначала.
Вот почему таким не странствовать в великой пустоте...
[700x525]