Недавно со спектакля, эмоции еще не уложились в правильный ряд мыслей, так что простите, может будет временами сумбурно. Да и я не театральный критик, но все же...
Билеты я достал на спектакль Андрея Могучего в БДТ каким-то чудом и на очень хорошие места - 9 ряд в партере. У меня только одна версия - кто-то купил и отказался. Этот спектакль для меня не просто, а сразу 4 в одном: сходить в БДТ, посмотреть еще один спектакль Андрея Могучего, и не какой-то спектакль, а по Шукшину и еще с Ниной Усатовой в главной роли.
1.
И хотя я знал, на что иду, но все-таки ради интереса почитал отзывы. Большинство гневных, отрицательных отзывов сводились к тому, что "как посмел этот режиссер так исказить, даже оскорбить великие произведения такого русского, простого, нашего мужика Василия Шукшина! Сделать фарс, цирк с ужасными ужимками, ужасными эффектами и ужасными декорациями! Я ушел (ушла) после первого акта.".
Забегая вперед, хочу сказать, что у нас в партере я заметил только два освободившихся кресла после второго антракта и это при условии, что зал был забит (билеты давно были раскуплены). Если честно, немного жаль неудовлетворенных зрителей, потому что стоимость похода в БДТ очень немаленькая, да еще достать надо! И вот так, не читая аннотацию, не читая кто такой Андрей Могучий просто в омут с головой пойти на его постановку, чтобы разочароваться, что это не классическая спектакль??
2.
О чем спектакль? Два слова про сюжет, скопирую с официального сайта, собственно слова самого режиссера:
"Рассказ “Материнское сердце” у Шукшина как будто не дописан. Парень по имени Витька совершил идиотский поступок, угодил в милицию и, соответственно, в тюрьму. Мать, а как иначе, готова на все, только бы спасти свое дитя. И вот едет она в “краевые” к “добрым людям” в надежде вымолить или выкупить свободу для сына. Так заканчивается рассказ. Нам же показалось, что это только начало длинного долгого пути по дорогам родной страны, что трагедия сына - это только повод для путешествия в сторону исследования души русского человека. Вывести историю на эпический уровень, уровень притчи, сказки показалось уместной и интересной задачей."
Так вот, о чем спектакль? Да все о том же, о загадочной русской душе и судьбе русского человека и судьбе страны через него, о смысле жизни, о иррациональности поступков и помыслов. Представляете да, на что замахнулись? Да на эти темы еще русские классики писали и еще тогда ответов не нашли. А тут!
3.
Необычность постановки, гротеск и фарс? Кто-то воспримет это, как издевательство над нашим народом и страной. А мне кажется, что так может говорить об этом только тот у кого действительно душа болит. Ведь как получается у некоторых "псевдопатриотов"? Помните герой Вицина в известном фильме: "И все так чинно, благородно, по старому!" Вот так закрываем глаза, заметаем под коврик. Но сама фраза на фоне пьяненького папеньки и всего происходящего на свадьбе фарса воспринимается как минимум спешно, а как максимум грустно. Хочется спросить - вы-то как папенька или вам грустно от его слов?
4.
Да что там говорить, и сам Шукшин не сторонился такого приема. В любимом фильме "Калина красная" сцена гулянки главного героя, когда у него "деньги ляжку жгли", когда этот бывший уголовник хотел "бордельеро", а потом он же плакал по судьбе своей и матери - это ли не фарс и не гротеск? Возможно Василий Макарович и чего больше бы снял и сказал, если бы в те годы можно было (и то удивительно, как тогда этот фильм разрешили!).
Вот этот вечный спор, есть ли какая загадочность в душе нашей или это русские сами себе такое придумали... не знаю буду ли я прав, но может в этом и есть загадочность - в сочетании несочетаемого. Губить себя водкой и потом жалеть о своей судьбе, причинять боль родным, но пожалеть выкинутого котенка, ругать правительство, но самому на работе брать взятки (ну всем же можно, а чем я хуже?).
Если уж на то пошло, то сюр и гротеск само собой не Андрей Могучий придумал. Еще классики злоупотребляли. Великие пьесы Чехова, что "Чайка", что "Вишневый сад" - ведь там же тоска беспросветная. И вроде все нормальные, здоровые люди, две руки, две ноги, не отбросы общества, но страдают! А взять Гоголя - его Шинель или Нос, там вообще сюр настоящий и гротеск. Это же не смущает (я надеюсь) нашу уважаемую публику?! Так почему в спектакле "Материнское сердце" должно смущать воплощение черта в виде Чичикова - роль, которая так органично вплетена в сюжет Шукшинских рассказов?
Да, спектакль сложный для восприятия, буквально каждая сценка заставляет подумать, там такая концентрация поводов для размышлений и ты ловишь себя на мысли, что и сам размышлял о чем-то таком. И о теории малых дел и о помощи ближнему... о многом, просто не хочется спойлерить.
И пусть никого не обманывает антураж - деревенская жизнь, деревенские герои... Не богема, не бандитские разборки, не сфера властителей мира... Но у простой деревни трагедии не меньше, а сюжеты такие же! И Шукшин это прекрасно в своих произведениях показывает. Ну тем, кто может заглянуть за обертку, за фантик.
По поводу актеров - все прекрасны! Очень высокий уровень. В спектакле задействованы наверное человек 30, если не больше и аксакалы и дети тоже. :) Ну и Нина Усатова - я даже не знаю, кто кроме нее мог быть так правдиво сыграть эту роль! Актриса еще того поколения и хорошо, что можно увидеть ее на сцене.
5. Эти фотографии с официального сайта. https://bdt.spb.ru/spektakli/materinskoe-serdtse/
Режиссер. Ну что тут добавить... я уже все написал. Но мне лично и "Три толстяка" Андрея Могучего понравились, а там-то фарса и сценических экспериментов было раз в 10 больше! Последний, третий акт я бы может быть смягчил чуть-чуть, пожалел зрителя. :) Но кто я такой, чтобы давать советы? :)
Кстати, по поводу сценических экспериментов, декораций и всего такого. Это конечно высший пилотаж! Наверное только Александринка может потягаться с БДТ. Это очень круто сделано, это сделано профессионалами. Настоящий мотоцикл, настоящий грузовик (ГАЗ-53) и настоящий вагон поезда! Ну ок, не целиком вагон, но его часть. Это более семи камер, которые над сценой создают другую реальность - настоящий фильм в живом режиме и параллельно спектаклю. И все на сцене работает четко и бесшумно. Браво!
6.
7.
Публика. Да, весь зал был под завязку. Как я писал, в партере кажется ушло человека два. В конце все аплодировали стоя, все ярусы.
8. Ну и моя фотка напоследок.
Простите за много букв.
UPD: а, забыл написать. Спектакль получил национальную театральную премию Золотая маска в 2023 году.