|
De I: Что такое музыка для тебя? Настоящий артист - это ночной путешественник. Он вступает в пространство, где обитают музы. Муза - это женская энергия, а автор - энергия мужская. Между ними должны возникнуть любовные отношения. Муза живет в некоем тонком пространстве, куда входит артист. Он блуждает там на ощупь, стремясь что-то почувствовать, что-то увидеть, встречает музу, и в результате их любовного союза рождается ребенок - музыка. Поэт готов пожертвовать своей жизнью ради этого. Любое настоящее произведение: песня, поэзия - свидетельствует о том, что Бог сотворил это. De I: У тебя прекрасный голос, почему ты отказался петь? Я отказался, потому что быть певцом ужасно, а быть хорошим певцом еще хуже. Чем больше ты понимаешь, тем больше страдаешь. Отвратительно быть певцом в оперном театре, где режиссер ничего не понимает, где все делается только из соображений профессионализма, где нет ни капельки крови. Музыка - это утопия. Когда говоришь о прекрасном, но плюешь на жизнь - теряешь истину. De I: Что для тебя истина? Это чистое сердце, потому что истина переливается только в чистые сосуды. Если человек, выходя из квартиры за сигаретами, смог бы все время оставаться в сознательном состоянии, он стал бы божественным, но это очень сложно. Это очень высокая сфера жизни, которая смешивается с силой природы через подсознание, и мы можем достичь подобного только через сознательную молитву. Молитва - это не просто наши желания, это еще и революция. Нелогично любить другого, тем более - врага. Ведь ты есть ты - люби себя. Эту нелогичность подтверждают твердость и отчаянность революции. Революция всегда привлекательна, потому что она - утопическое представление о мире, и если сейчас она не совершается здесь как факт, она происходит на другом уровне, на небесах. Как говорил один святой монах: там - царство небесное, и ты к нему лицом. De I: Какое оно, твое лицо? Не знаю... У меня много тоски, ностальгии, тишины. Меня обвиняли в том, что я не разговорчивый, не от мира сего, депрессивный, сноб. Все это - очень поверхностные суждения людей, совершенно меня не знающих. В соответствии с их представлениями обо мне - приходится играть чужие роли, изображать веселого парня, рассказывать анекдоты, говорить о неинтересном, находиться с теми, с кем не хочу. Я смиренно отношусь к жизни, кротко. Иногда я сам себя не узнаю. Порой меня это пугает, порой - радует. De I: Как бы ты хотел выглядеть в глазах окружающих? ...Как ангел ностальгии. Как червяк, который любит желтую бумагу или как монах, проповедующий романтизм. Как отшельник, который пьет кофе и разговаривает с Артюром Рембо и Антоненом Арто... Как грустный и отчаянный любовник, которому на земле больше нечего делать. Сказать можно много красивого. Я хочу, чтобы меня видели через мое творчество, через то, что я говорю, чтобы чувствовали - как прекрасна музыка, рожденная в моей душе. Если бы я сам не был влюблен, я вообще не стал бы этим заниматься, репродуцировал бы что-нибудь мертвое. Я же хочу в себе увидеть небо и лазурный свет. De I: Почему тебя не принимали? Когда меня не принимали, я был уверен, что проповедую истину в музыке. Я был храбрым, таким, какой я есть. Я никогда не любил Доминго, Паваротти, Рене Флеминг - это люди, делающие искусство в джакузи. Разве Паваротти - это классическая музыка? De I: Для многих послушать Паваротти - большое событие... Паваротти похож на Келвина Кляйна, которого старые и молодые тетки покупают в «Арбат Престиже». Когда он поет - ангелы не приходят. De I: А когда играешь ты, ангелы приходят? Не всегда, но в большинстве случаев - да. Моя музыка не сахар, скажем так. В последнее время мне нравится, что происходит в мире. Однако тоски тоже много, особенно в оперном искусстве. Это самое безобразное из искусств, это даже и не искусство вовсе, а какая-то техника современного спорта. Многие из певцов, поющих в опере, просили меня помочь им, словно я тренер. В общем, огромная тоска и отвращение. На оперы ходят просто больные люди. Купить дорогой билет - для них это хобби. В опере все страсти одинаковы, нет чистоты чувств, сплошной маньеризм. Возьмем некоторые спектакли, в которых поет Монсерат Кабалье или Рене Флеминг. Хочется просто встать и уйти. Ведь существуют в режиссуре Ежи Гротовски и Тарковский, Питер Брук и Куросава? Почему же опера должна быть такой дешевой? У меня есть друзья, которые плачут от того, как ужасно поют хоры, и как безобразно, без утонченности, все это сделано. Вот ты, например, много знаешь известных певцов, чей художественный уровень был бы высок? De I: Получается, природа дает голос людям не очень высокого культурного уровня? Голос - не главное. Самое главное - способность управлять, а чтобы правильно управлять, ты должен, прежде всего, иметь вкус и утонченность. А что читают наши певцы? «Код да Винчи» да Пауло Коэльо? Это вообще не литература, как и то, что делают в опере - не музыка. Это никого не трогает. Мы слышим ноты и звуки, а музыки нет. Что-то случилось с музой-музыкой, ее священнодействием. Я не понимаю, какое отношение Каррерас с Паваротти имеют к священнодействию в музыке. De I: Готов ли ты говорить о Боге? Я живу БОГОМ. БОГ - всепонимающий. Это - высшая мудрость. Он понимает человека на всех его путях. У нас, православных, принято изучать христианские заповеди. Я из той молодежи, которая мечтает, я до сих пор мечтаю. Я много увлекался эзотерикой, но, к счастью, понял, что нигде ничего не нужно искать... А лучше всего, как сказано: «верь, и не исследуй», - лучше всего просто верить. Но я был очень активен, поэтому для меня был важен поиск. De I: И что ты понял о себе? Я понял - насколько мал и беспомощен. Человек в этом мире должен оставить свой нежный отпечаток, свою молодость в этих космических стенах. Как говорят - вечную память. Мы сейчас находимся в этой лаборатории, чтобы построить наше начало в царствии небесном. Этот мир - только проба пера. Здесь мы даем генеральную репетицию, спектакля не будет, это только большое прослушивание. Мы должны знать, насколько эта жизнь фальшива. Истинная жизнь там - в бесконечности. De I: Жизнь - это черновик? Самые лучшие стихи пишутся в черновике. Когда через много лет я достаю старые черновики, я вижу, что это настоящее. Человек настолько меняется, что правильно было бы каждую неделю менять имя и фамилию. De I: Еcлu бы у тебя была возможность полностью изменить свою жизнь, кем бы ты стал? Не могу сказать. Сейчас меня привлекает идея стать монахом. С другой стороны, я рад, что я Теодор, я ценю то, что дал мне Бог. Я человек, у которого есть свои позитивные и негативные стороны. И я стараюсь, чтобы негативные не влияли на позитивные. Моя позитивная часть - это искусство, которое я сейчас делаю. De I: Опасно ли следовать за тобой? ЭТО очень важный вопрос, потому что я нахожусь в мире поэзии. Этот мир опасен для других, в нем все происходит натурально. Там господин Смерть играет на шарманке. Девушки-пророки с ножами - опасны. Но я привык к ним, ко мне они добры. Сон - это возвращение, недосягаемые грезы, путешествие в один конец, когда обратного пути нет. De I: Как реагировала твоя мама, когда ей сказали, что ее сын - гений? У меня очень кроткая семья. Даже сейчас моя мама никогда не скажет, что я гениален. На все что я делаю, она смотрит с радостью и скепсисом одновременно. Она считает, что я лучший в музыке. В 4 года я мог впервые услышать какую-нибудь мелодию и сразу же ее сгармонизировать. В 3-4 года я уже сочинял песни. Иногда я видел себя сверху, тогда я пугался, потому что я - это не я. Меня даже водили к психиатру. Сейчас со мной тоже происходят странные путешествия, иногда я улетаю. Поэтому меня с детства учили управлять энергией, я занимался разными психодинамическими техниками. De I: Как ты относишься к сознательному рабству, которое выбирают твои поклонники? Я не согласен, что все происходит именно таким образом. Человек, который входит во взаимодействие с моим внутренним миром, должен быть способен бороться с собственным рабством. Но многие воспринимают жизнь поверхностно. Некоторые люди и вовсе ограничены, они занимаются любовью, не любя друг друга и не желая любить. Они ничего не чувствуют, смеются и плачут просто так. Они одинаково себя ведут, одинаково одеваются и разговаривают. Нам всем необходимо понять, для чего мы живем в этом мире. De I: Когда ты планируешь остановиться? Не планирую вообще, возможно, к большому сожалению для многих. Я есть то, что написано на моей визитке, это лучшее определение: Теодор Курентзис, Dreamer of dreams. |