Вышла на нас одна фирма - типа организация корпоративного отдыха, выезды на природу, детские праздники и прочая, прочая, прочая... Очень мило, вот этим бы и занимались. Набрела на них каким-то чудом группа московских школьников и желает в каникулы приехать посмотреть Нижний Новгород. А эти товарищи, вестимо, в экскурсионном туризме ни в зуб ногой. А денежек лишних огрести всё равно охота. И начинается...
Звонит представительница этой фирмы и просит организовать экскурсионное обслуживание один полный день в городе. Я, как путная сволочь, скрепя сердце и уже чуя, чем всё опять кончится, высылаю общее описание экскурсии, то есть перечень основных экскурсионных объектов, с которыми познакомятся дети. Без указания конкретного времени, добавив, что, мол, наши опытные экскурсоводы подстроятся под любую вашу разнарядку, т.е. время начала/окончания, обед и т.п. В итоге всё пошло по старинному сценарию: в долгом и нудном телефонном разговоре дамочка предпринимала всяческие попытки подкопаться и выжать из меня готовую программу приёма с полной разбивкой по времени. Моё терпение кончилось, когда меня попросили порекомендавать проверенное заведение, где группу можно недорого покормить обедом. Пришлось даме объяснить, что мы не даём готовых программ и не рекомендуем точек питания. Если хотите продуктивно поработать - передавайте нам группу за агентское вознаграждение и всё обслуживание целиком мы берём на себя. На этом разговор и закончился. Дама, судя по всему, обиделась и сочла меня жадиной.
Да бога ради, пусть обижаются сколько угодно. Только вряд ли они понимают, что составить программу экскурсионного обслуживания - это несколько сложнее, чем найти в интернете телефон гостинницы, транспортника и пары кафе. Что надо представлять, как всё это работает вместе, а не по отдельности. Что надо принимать во внимание не один десяток мелочей и тонкостей, начиная от того, что едят и что не едят московские школьники и заканчивая пробками в центре города в то или иное время суток. Тот, кто думает иначе - делитант и халтурщик. Всё это знание и опыт, наживаемый не за один день и не за один год. Если загородные экскурсии - это, ко всему прочему, время, деньги и бензин, потраченный на объезды и разведку маршрута. Это личные контакты и хорошие отношения со смежниками - музеями и кафе. Хорошо составленная программа (в идеале - заточенная под конкретного экскурсовода-профессионала, то есть составленная совместно с ним) - это та же самая интеллектуальная собственность. Это результат проб и ошибок, это переживания и искреннее желание сделать всё качественно. Чорт возьми, в конце концов, это просыпание посреди ночи с мыслью "а музей в Богородске лучше бы переставить на час позже". И этим всем надо делиться за "большое спасибо"? Давать с ходу полную разработку, просчитать всё от и до, а потом удивляться, куда внезапно пропала горе-турфирма, так и не сделав заявки?
И что мы получаем на выходе? Два варианта. Вариант первый - поделиться частью прибыли и дать работать тем, кто сделает его хорошо. Получить благодарность от группы и их желание если не самим приехать вновь, то, как минимум, порекомендовать другим. Вариант второй - состроить из себя умного, навалять всё наобум, стопроцентно нарваться на какую-нибудь "случайность", которую, по-хорошему, надо было просто предусмотреть, измотать себе нервы, испакосить репутацию и, главное, испортить людям отдых и впечатление от города. И чего ради? Ради того, чтобы заколотить лишние три тысячи рублей, а потом хоть трава не расти.
Тьфу, противно... Зла не хватает.