В истории космонавтики России сегодняшний день связан с трагической смертью Юрия Гагарина. Ровно сорок лет назад первый человек, полетевший в космос, погиб в авиакатастрофе. До сих пор существует множество версий этого происшествия. Среди них - столкновение с воздушным шаром-зондом и попадание машины Гагарина в хвостовую струю другого самолeта.
Сто восемь "звездных" минут. Именно столько длился первый полeт человека в космос. И именно в тот миг судьба космонавта Юрия Гагарина, кажется, начала "обратный отчет". После у него были еще 7 "геройских" лет. Разъезды по миру, полeты. Он все это время "держался на высоте".
То было хмурое мартовское утро: пасмурно, прохладно и, самое главное, - облачно. Тренировочный полет на истребителе космонавт Гагарин и летчик-испытатель Серегин проводили в сложных метеоусловиях. Самолет с первым космонавтом на борту разбился в глухом лесу Владимирской области.
На месте крушения МиГ-15 сейчас стоит мемориал. 1Шестнадцатиметровая гранитная стела пронзает землю как раз в том месте, где были найдены обломки самолeта. В 10 часов 31 минуту стрелки наручных часов легендарного космонавта застыли.
В тот самый день неподалеку (под Киржачом) прыжки с парашютом выполняли коллеги Гагарина. Друг космонавта Павел Попович 27 марта 1968 года детально помнит до сих пор.
"Когда раздался этот взрыв, я даже сказал - вроде как сверхзвуковой самолет пошел. Мы с Леоновым переглянулись, и что-то как eкнуло. Мы поняли, что Юры нет", - вспоминает Павел Попович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Что именно произошло тогда в небе - не смогла выяснить даже спецкомиссия. Предположения были самые разные: от научно-обоснованных, но недоказанных, до совершенно невероятных и даже бытовых. Над истинными причинами авиакатастрофы эксперты ломают головы и спустя 40 лет.
"При входе в облака тяга двигателя уменьшилась, и летчики перевели двигатель в режим максимальной тяги или в боевой режим. В этот момент произошел отказ двигателя", - говорит Александр Козы рев, доцент Московского государственного технического университета им. Баумана.
Оперируя терминами из курса физики, Александр Козырев убеждает, что у самолета заглох двигатель. Исследователь опирается на книгу своего отца - известного в двигателестроении ученого.
Версию с двигателем полностью опровергает специалист по авиационному оборудованию Игорь Кузнецов. Полковник в отставке убежден, что самолет был исправен. Но им в последние секунды полeта пилоты уже не управляли.
"После снижения в негерметичной кабине при скорости 145 м/с вертикальная скорость снижения. Это вызывает так называемый лавинообразный рост давления. Давление растет на 11,7 миллиметров ртутного столба в секунду. Более 6 минут они находились под жесточайшими перегрузкам", - замечает Игорь Кузнецов, полковник в отставке, в 1968 г. - ведущий инженер НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС.
Было ли это действительной причиной трагедии - опять же не доказано. Нужны новые исследования. На основе современных знаний. Специалисты сходятся лишь в одном: смерть первого покорителя космоса была стечением обстоятельств и абсолютной нелепостью.
"После запуска первого спутника я стал мечтать. Мечтал, что, может, когда-нибудь поведу комический корабль. Очевидно, с тех пор заболел космической болезнью", - рассказывал Юрий Гагарин.
Безмерно обаятельный - его "знаменитая" улыбка покоряла всех. Небольшого роста - это как раз оказалось достоинством - идеально помещался в корабль-спутник. Юрий Гагарин был будто создан для этой миссии. Неподражаем. Даже когда шeл по красной дорожке докладывать о выполнении задания Родины с развязанным шнурком. Исторические кадры кинохроники, которые обошли весь мир.
"Никто не знает, и я не знаю. Если кто-нибудь знает истинную причину гибели Гагарина - пусть скажет мне", - просит Павел Попович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Настроение сейчас - супер!
[384x512]