Точка сингулярности литературы обнаруживается в другом эпизоде священной истории. В похмельное утро после первородного греха. Как запротоколировано в Книге Бытия: И воззвал Господь к Адаму, и сказал ему: где Ты? Представьте себе всю глубину молчания, наступившего на этом месте. Разверзлась бездна, отделившая сознание от бытия, и по вектору вопроса нужно уложить слова ответа, чтобы вернуться назад, в еще видимые очертания целостного существования. И здесь впервые Адаму приходится говорить о себе, за себя, от себя. Он должен изыскать доводы для своего пребывания вне Божьей воли или найти способы воссоединения с ней. Вопрос Господа к Адаму отнюдь не риторический (при всем Его всеведении). Творец дает человеку возможность самоопределения, запуская механизм рефлексии, и требует от него выражения своей сущности в отчужденной речи. Разумеется, это вопросительное наречие где относится не к ориентации тела в пространстве, а к положению души в мире и означает вопрошание дальше и глубже: кто ты теперь и как намерен жить? Поставленный под вопрос человек должен теперь сам найти raison d‘etre, то есть обосновать свое право на существование, или, другими словами, смысл жизни.
Владимир Ермаков. Вещи, которые лучше молчания
Существование отчужденной речи - это именно то самое, что сделало человеческую цивилизацию. Можно лишь воображать теперь, насколько мощнее нас, людей, оказались бы слоны или дельфины (а возможно и волки), если бы они овладели письменностью и книгопечатанием...