• Авторизация


Из старенького... 27-08-2008 09:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот тут некоторые юные дарования пытаются занять себя высокохудожественным пИсАнием... Ну, что же, похвальная затея... Вот для таковых откопал в архивах инета прекрасное краткое пособие, разработанное некогда весьма известным в узких кругах г-ном Хоаксером:




ПАМЯТКА В ПЮП (Помощь Юному Поэту).



ХОРЕЙ (греч. choreios, букв. - плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. - бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. -5-стопный.

Вытворяя арабески,
Свет горел, окно тревожа,
Под вуалью занавески
Ты стояла настороже.
Ты ждала, но не желала,
Чтобы знал я, что ты ждешь,
И пока ты так стояла,
Шли домою - я и дождь.

_______________________________________
ЯМБ (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Люблю веселую льняную,
Она смеется надо мной,
А я люблю ее иную -
Она становится иной.
Минуты медленны как письма,
А день - бездонный водоем.
Мы - шестеренки в механизме,
Мы с нею точимся вдвоем.

_______________________________________
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys, букв. - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (схема И - И ; напр., "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Не вижу причин для печали,
Могло много хуже случиться -
Веревочкой мог бы завиться,
А так - оказался в начале.
От каждого худа и блага
Я выше и лучше мне видно;
Ведь терпит обиды бумага,
И мне потерпеть не обидно.

_______________________________________
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos, букв. - палец, скорее всего указательный), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом (см. Сильное место и слабое место) на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И. С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль - 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Главная улица - скользкая.
Порвана только что смысла нить!
Люди на звук живо порскают,
Тянутся лицами - выяснить.
Нам до зевак - как до радости,
Кончилось все понимание:
Я тебе - ранние гадости,
Мне в ответ - гадости давние.

_______________________________________
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Разлеглись все враги и друзья
По пеналам своим почивать,
Телефон я разнес из ружья,
Удалившись в себя кочевать.
Заблудился и ногу сломал,
Нахлебался изрядно дерьма...
Ну зачем я в себе кочевал?
Ну зачем ворошил закрома?

_______________________________________
ГАЗЕЛЬ (араб.), вид моноримического лирического стихотворения (см. Монорим) в поэзии многих народов Востока. Состоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте большей частью упоминается имя автора.

Сижу как мышь, не шевеля усами
и чуть дыша,
Пусть ночь повременит часами,
и не спеша
Течет себе, ты спи, родная,
ты хороша,
К утру растает темнота меж нами...

_______________________________________
ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут" - А.С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

_______________________________________
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!", Г. Державин).

_______________________________________
ХИАЗМ [от греч. chiasmos - крестообразное расположение в виде греческой буквы c (хи)], вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке ("Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть").

_______________________________________
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме ("огромность -
опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.

_______________________________________
ДИССОНАНС (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу), 2) В поэзии - неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая - стен-ою); термин малоупотребителен.

_______________________________________
ОПОРНЫЕ ЗВУКИ, звуки, предшествующие ударному гласному в рифме (преимущественно согласные). Рифма, в которой опорные звуки совпадают, называется богатой (ограда - винограда); в русской рифме 20 в. (особенно неточной) совпадение почти обязательно.

_______________________________________
КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются клаузулы мужские ("... огнев-ой"), женские ("огнев-ою"), дактилические ("огнев-еющей"), гипердактилические ("огнев-еющею").





Hoaxer

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из старенького... | andy_quarry - Дневник andy_quarry | Лента друзей andy_quarry / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»