Источник: http://blogs.privet.ru/user/mariya-angelika?&tag_id[]=1568387
"
|
Слива Мэй Хуа
Живопись сливы - Мэй Хуа ( 梅花 ) , как отдельное направление, было заложено в династию Тан ( 7-9 вв.) и окончательно оформилось в начале династии Сун (10 в.). Большая популярность написания сливы объясняется философским содержанием, заложенной в ней, его поэтической интерпретацией и особенно этической символикой.
Мэй Хуа символизирует благородную чистоту, стойкость и несгибаемость, так как "живые соки сохраняются в деревьях сливы и в лютый мороз", а цветы начинают распускаться ещё во время снега.
Поэты-патриоты нередко обращались к символу Мэй Хуа для выражения идей стойкости и независимости.
Цветущая слива - один из наиболее узнаваемых символов восточной художественной традиции.
Человек, изображая этот мотив, рисует не само дерево, а идею, энергию, породившую его.
СЛИВОВАЯ ВЕТВЬ - это:
Живопись сливы развивалась параллельно с живописью бамбука
и была очень любима поэтами-монахами, которые вкладывали в образную символику Мэй Хуа философские построения «Книги Перемен» (И Цзин).
Так, цветы сливы олицетворяли силу Ян (небесное начало),а ствол и ветви – силу Инь (земное).
При этом цветоножка - это Тай Цзи (Великий Предел), к которому возвращается цветок после опадания лепестков.
Раскрытый цветок имеет пять лепестков – пять перводвижений.
Тычинки означают 7 планет (пять планет, Солнце и Луна).
Ствол сливы изображается разделённым на две самостоятельные части, отражающие Ян и Инь, ветви располагаются по 4-м направлениям,олицетворяющим 4 времени года.
Расположение и форма ветвей может быть 6-ти видов, соответствующих 6 уровням «Книги Перемен», а окончание ветви имеет 8 изгибов-развилок, соответствующих 8 триграммам (Ба Гуа).
Наблюдается ещё девять стадий развития цветка:
от завязи, бутона, цветка с закрытыми лепестками (молодой Ян), полураскрывшегося бутона, полного цветения (зрелый Ян), полуувядающего цветка (малый Инь), который, опадая, превращается в зелёный плод сливы (старый Инь).
Поэтому из четырёх «благородных растений», несущих в основном этическую символику, слива Мэй Хуа в большей мере олицетворяет и символизирует космогонические принципы и общие закономерности природы.
Слива, по преданию, произрастает на священной горе Куньлунь. Человек, отведавший ее плод, обретал способность не тонуть в любых водах. Легендарный основатель даосизма Лао-цзы родился под сливовым деревом. Лао-цзы («Старый ребенок») при рождении был назван именем Ли («Слива»). Слива – древний символ пяти народов Китая, их союза: китайцев, маньчжуров, монголов, мусульман и тибетцев.
В пору, когда еще тихо Дремлет природа под снегом,
Вести приходят из сада,
Первые вести весны.
Там мэйхуа пробудилась:
Там по воскресшим побегам -
Россыпи розовой яшмы
С солнечной стороны.
Полураскрыты, воздушны,
Нежно цветы засияли,
Тонкий, едва уловимый,
Льется вокруг аромат.
Словно красавица вышла -
Нет ни забот, ни печали -
Тут же, в саду, примеряет
Новый весенний наряд.
Нет, не напрасно природой
Создано это творенье,
Смысл и глубокий и тайный
В нем несомненно сокрыт.
Не потому ли сегодня
В радостном возбужденье,
Свет разливая над садом,
Месяц так ярко горит?
Чаши янтарные дружно
Сдвинем, любуясь цветами,
И до капли последней
Выпьем хмельное вино
За мэйхуа, что, красуясь,
Благоухает над нами!
С ней совершенством сравниться
Прочим цветам не дано.
Ли Цинчжао (поэзия Х-ХIII в.)
Слива вместе с бамбуком на китайских картинах символизирует - единство мужа и жены.
Слива, сосна и бамбук втроем - являются символом прочной дружбы.
|