• Авторизация


еще теории 07-08-2006 01:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


продолжение теоретических основ по создания HDR фотографий


RAW

"raw" - сырой, необработанный (англ.)

Файл, который содержит информацию, полученную прямо с цифровой матрицы, без какой-либо обработки фотоаппаратом, плюс всю информацио о параметрах съемки - EXIF данные (диафрагма, выдержка и много еще чего). Файл RAW требует последующей обработки, "проявки" на компьютере с помощью специальных программ, RAW-конвертеров. Это нужно для того, чтобы иметь возможность выжать из фотоаппарата максимальное качество. Большинство современных цифровых зеркалок умеют снимать только в двух форматах - JPEG (8 bit) и RAW (чаще всего 12 бит, которые потом на компьютере преобразуются в 16 бит). В итоге RAW преобразуется в TIFF.



Светочувствительность (ISO)

ISO - это такая организация, занимающаяся стандартизацией.
Эквивалент светочувствительности пленки для цифровой матрицы. Чем больше значение ISO, тем сильнее "шумит" матрица (проявляется паразитный сигнал - аппаратура не идеальна, да и законы физики мешают).
Это я к тому, что кадры, снятые с высоким значением ISO, гораздо хуже поддаются HDR обработке.



Экспозиция (Exposure)

Относительное световое число. Например, увеличение экспозиции на одну ступень означает увеличение освещенности в два раза, на две ступени - в четыре раза. Применительно к фотографии динамический диапазон измеряется в ступенях экспозиции.



Брекетинг экспозиции (Exposure Bracketing)

Также это называют экспозиционной вилкой. Суть в том, что при съемке в режиме брекетинга экспозиции одновременно делается три кадра - "нормальный", недосвеченный и пересвеченный. Например, при эксповилке в одну ступень камера делает "нормальный", недосвеченный в два раза и пересвеченный в два раза кадры. Такой набор из трех кадров чаще всего используется при создании HDR файлов.



Тональная компрессия

Запихивание всех тонов HDR файла в динамический диапазон монитора с сохранением деталей в темных и светлых тонах.



Методы увеличения динамического диапазона


Exposure Blending

Метод использует кадры, снятые с брекетингом экспозиции - (LDR файлы). Из недосвеченного кадра берется информация о светлых тонах, из пересвеченного - о темных. HDR файл не создается.

[400x267]


Также пересвеченный и недосвеченный кадры получают путем разной обработки одного и того же RAW файла, но по качеству результата это больше похоже на Tone mapping.



Tone Mapping

Другой метод увеличения динамического диапазона, менее эффективный по сравнению с предыдущим. 16-битные файлы (например, полученные путем "проявки" RAW-файла) содержат достаточно много информации о полутонах. Эта информация используется для увеличения динамического диапазона с одновременной тональной компрессией. Применяется в случае, если кадр есть только один (при съемке не использовался брекетинг экспозиции).

[220x330] [220x330]

К фотографии с девушкой в венецианской маске (самая верхняя фотография) тоже был применен метод Tone Mapping. До его применения плечо слева было очень темным, а плечо справа - пересвечено.
(Остальные фотографии в этом посте не мои.)



Генерация HDR файла с последующей тональной компрессией

Самый гибкий метод. Получение HDR файла из двух или более LDR файлов. После получения HDR файла (при этом HDR файл можно сохранить отдельно) для дальнейшей работы требуется тональная компрессия, для этого также используется Tone Mapping, где возможны тонкие ручные настройки. Большие фотки кликабельны.

[400x267]

© Jacques Joffre



[500x215]





...и как?


Итак. :)



Photoshop CS2

С появлением на моем компе видеокарты со 128 мегабайтами видеопамяти на борту я получил возможность перейти на Photoshop CS2, поэтому теперь многие приемы обработки я буду описывать применительно к возможностям CS2, в котором появилось много новых и полезных инструментов для фотографов, а так же еще больше фильтров, работающих с 16-битными изображениями. Например, Photoshop CS2, в отличие от CS, имеет встроенные инструменты для получения HDR файлов.

Не открывая никаких файлов, идите сюда: File -> Automate -> Merge to HDR...
Здесь скормите фотошопу имеющиеся LDR файлы.

Если съемка велась с брекетингом экспозиции и с рук, то лучше поставить галочку "Attempt to Automatically Align Source Images". Так как руки - это не штатив, и во время съемки немного двигаются, то даже быстро снятые подряд кадры будут немного различаться. В этом случае фотошоп это учтет.

Нажмите OK...

Фотошоп немного попыхтит и выдаст промежуточный результат.

Как и ожидалось, динамический диапазон полученного HDR изображения превышает динамический диапазон монитора, поэтому кадр выглядит сильно пересвеченным. Для того, чтобы посмотреть все тона HDR изображения, можно подвигать ползунок точки белого. Этот ползунок применяется только для предпросмотра изображения, на конечный результат он не влияет.

Для того, чтобы в конечном HDR файле сохранилась вся информация о полутонах, значение Bit Depth необходимо оставить "32 Bit/Channel".

Нажмите OK...

Фотошоп еще раз попыхтит и выдаст конечный результат - HDR изображение, до сих пор не влезающее в динамический диапазон монитора.

Все вышеописанные действия иллюстрирует вот это видео: m01.mov (QuickTime, 7.5 мегабайт)

Теперь изображению необходима тональная компрессия.

Image -> Mode -> 16 Bits/Channel...

Фотошоп выдаст окно "HDR Conversion", где можно выбрать несколько методов тональной компрессии, автоматических и не очень. Поколдовав с ползунками и тональной кривой, нажмите ОК. В этом окне можно также сохранить или загрузить ранее сохраненные настройки тональной компрессии.

Фотошоп в последний раз немножко попыхтит и выдаст 16-битное изображение, которое теперь можно обрабатывать обычными методами.

Тональную компрессию иллюстрирует следующее видео: m02.mov (QuickTime, 8 мегабайт)




Photomatix Pro

Вместо Photoshop CS2 для получения HDR файла используем программу Photomatix Pro.

Photomatix Pro 2.2.1
Скачать (3 мегабайта)

Программа реализует все методы повышения динамического диапазона цифрового снимка - Exposure Blending, Tone Mapping и создание HDR файла с последующей тональной компрессией.


Автоматический режим: Exposure Blending с тональной компрессией

Откройте в программе все LDR файлы и в меню Combine выберите наиболее подходящий для вашей задачи вариант. Если вы не знаете что выбрать, то выбирайте H&S Details - Auto. Опция "Align images before combining" служит для тех же целей, что и в Photoshop'e.

[330x287]

Результат работы программы откроется в отдельном окне. В данном случае тональная компрессия не нужна, программа уже сама все сделала.

[330x387]



Полуавтоматический режим: создание HDR файла

В этом режиме Photomatix автоматически создает 32-битный HDR файл из нескольких LDR файлов, без тональной компрессии.

HDRI -> Generate HDR

Скормите программе LDR файлы и не трогайте настройки тональной кривой (если вы не обрабатываете сканы с пленки). Не забывайте про галочку "Align input images". Жмите OK.

[330x120]

После пыхтения вы увидите HDR изображение, не влезающее в динамический диапазон монитора. В отличие от Photoshop'a с его ползунком точки белого, здесь есть окно предпросмотра реальных тонов HDR изображения. На мой взгляд, это удобнее.

[330x395]

Теперь нужно применить тональную компрессию. В Photomatix это делается с помощью инструмента Tone Mapping.




Тональная компрессия и Tone Mapping

Инструмент позволяет привести HDR изображение в приличный вид.

HDRI -> Tone Mapping

[330x292]

Здесь настройки более понятны и удобны, чем в Photoshop CS2, но нет тональной кривой.

Если вы откроете 16-битный LDR файл и таким же образом примените к нему инструмент Tone Mapping, то в этом случае Photomatix попытается вытянуть детали в светах и тенях на основе избыточной информации 16-битного файла.

Жмите ОК и сохраняйте файл. Теперь он готов к обработке в фотошопе.






Еще один способ

Вернее, несколько способов.

Способы заключаются в ручной обработке LDR файлов в фотошопе или других подобных ему программах. Мне не нравится тратить время и нервы там, где операции можно с упехом автоматизировать, поэтому здесь я этот ужас не буду описывать.



Это все, что у меня есть вам по этой теме сказать. :)

Понятно, что если у вас на руках несколько сотен снимков с вечеринки, то обрабатывать таким способом эту кучу файлов было бы большой и ненужной тратой времени (хотя можно использовать пакетную обработку, batch). Но если вы сняли кадр, который не стыдно было бы повесить на стену, представить на фотоконкурс или разместить в фотобанке, то сложность его обработки отходит на второй план. Приоритетом становится качество.


(c) Артем Медведев


[590x148]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
who_is_it 07-08-2006-02:02 удалить
ага, видел когда-то :) спасибо за копию, а то потерял и не мог найти :) А фотография этой комнаты - просто идеальный HDR =) Не идеальная панорама, но HDR идеальный :))
Elliries_design 07-08-2006-15:27 удалить
прочитав все так и не могу понять, что такое hdr...хотя использую их как оружение в 3д рендере...смысл просто? философский:) кто в состоянии обьяснить?:)
Canalla_Rematado 07-08-2006-21:49 удалить
Огроменное спасибо! Не знал совершенно. Поэтому никогда на свою камеру не снимал в тифе, да и бкт пользовал редко. Попробывал на жпег файле, получилось немного шумновато, но эффект виден.
Canalla_Rematado 07-08-2006-22:21 удалить
Пока не буду. У меня просто было три фотки БКТ абсолютно неинтересные. Просто попробывал, результат виден, но фотки то красивее не стали. Завтра специально поеду фотографировать. Знал бы раньше сфоткал бы вот такое небо как на фотке. LI 5.09.15 [699x464]
Canalla_Rematado 08-08-2006-00:29 удалить
Хм, кстати, вопрос: а на сколько ставить степень коррекции экспозиции в БКТ? У меня на фотоаппарате от 0.3 до 2 LI 5.09.15
Canalla_Rematado, я ставлю когда как, можно 0,3, 0,7 ну или 1, а 2 - это слишком много. и бкт лучше даже на 5 штук ставить. Чем больше кадров - тем интересней)
Canalla_Rematado 08-08-2006-12:49 удалить
Угу, спасибо. У тебя какая камера? У меня Никон д50 никак не могу найти параметр где устанавливается кол-во фоток в БКТ LI 5.09.15
Canalla_Rematado 08-08-2006-12:50 удалить
По-моему, у меня всего три кадра. А слишком много не плохо будет? И так на серию из 3 кадров уходит секунда LI 5.09.15
who_is_it 08-08-2006-13:05 удалить
Canalla_Rematado, у меня тоже только 3 кадра можно ( нормально, если снимать неподвижные обьекты. Я раньше вообще экспозицию в ручную менял, но всё же снимал HDR :D
Canalla_Rematado 08-08-2006-13:23 удалить
А как снимать подвижные то? Камеру помощнее нужно? LI 5.09.15
who_is_it 08-08-2006-13:35 удалить
Canalla_Rematado, ну... подвижные брекетингом не снимают. Думаю, подвижны лучше снять одним кадром в RAW и потом уже из него делать HDR.
Canalla_Rematado 08-08-2006-13:58 удалить
М.. сорри.. а как делать из RAW HDR? я у тебя вроде везде порылся и не нашел. Может пропустил? Фотоматикс, геникс требут трех фото. LI 5.09.15
who_is_it 08-08-2006-14:48 удалить
Canalla_Rematado, ну я только теоретически предложил :) сам ещё не снимал... может можно как-то сразу из RAW, но в конце-концов из него же можно экспортировать 3 разных jpg фото


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник еще теории | HDR_photo - сообщество HDR_photo | Лента друзей HDR_photo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»