• Авторизация


О чем говорят жесты на иконах? 04-08-2009 22:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tatiana_TIS Оригинальное сообщение

О чем говорят жесты на иконах?





 

 

Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных   его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.

 

За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.

 

Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

[400x476]
святитель Николай

[350x500]
святитель Игнатий Брянчанинов

Ладонь праведника . Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.

[397x500]
св Глеб

 

С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.

 

[243x307]
св. Феодор Ушаков

Две ладони, раскрытые на груди . Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.

 

[400x495]
мученица Анастасия

 

[400x511]
прав. Анна

Рука, приложенная к сердцу , – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.

[459x600]
прп. Василиск Сибирский
 

 

Руки, скрещенные на груди . С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

 

[300x432]
прп. Мария Египетская

Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.

Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это   напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.

[400x618]
свмч. Иларион Троицкий

[342x500]
Царственные страстотерпцы

Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).

[250x484]
апостол Петр

Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

[392x491]
евангелист Матфей

[388x490]
евангелист Иоанн

Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

[400x487]
св. Симеон Верхотурский

 

Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

[309x400]
св. Феодор Ушаков

По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению   пришли к вере.

[400x486]
великомученик Патнтелимон
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.

 

[454x566]
св. Анастасия Узорешительница

Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.

[239x500]
прп. Алипий Печерский

У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.

 

Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является    символом молитвенного подвига.

[400x501]
прп. Серафим

Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.  

[219x500]
прпмц.Елисавета

[310x500]
святая Ольга

Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.

[316x500]
св. Симеон

Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.

 

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.


 

 

 


 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
"также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы" - нет такого благословляющего жеста. В 18-19 веках в синодальной церкви ради защиты троеперстия пытались насильственно ввести изображать святителей и презвитеров с троеперстно благословляющей десницей. Но это не прижилось, посему и икон с таким изображением перстосложения почти не осталось. На древних иконах и подавно такого не найдете. В литургической практике ни святители, ни презвитеры никогда и нигде не благословляли троеперстием. "Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним". Это частичное описание т.н. "именословного перстосложения" ("малакса"). Но, ни на одной из приведенных в данном сообщении иллюстраций малакса не изображена. На иконе святителя Николы Чудотворца и на изображении Игнатия Брянчанинова изображена благословляющая десница с двуперстием. Классическое толкование двуперстия мы можем найти у Максима Исповедника: "Якоже убо крещением таиньствене предает сия нам апостольское предание, сице и знаменованием честнаго Креста все вкупе благоверия таиньство учит ны исповедовати таиньствене, глаголю же, самую Святую и Покланяемую Троицу. И еже с небесе Единороднаго на землю снитие и распятие Его. И еже с небес второе Его пришествие егда хощет судити живым и мертвым, сиречь праведным и грешным. Совокуплением бо триех перст, сиречь палца, и еже от средняго и малаго, тайну исповедуем Богоначалных триех Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога трое. Протяжением же долгаго и средняго, сшедшаяся два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго" (“палец” – большой палец, “еже от средняго” - безымянный, “малый” – мизинец, “долгий” – указательный). Во Христе присутствует полнота Божества и полнота человечества, при этом человеческое естество тварно и не может быть сопоставимо с Божественной природой, посему средний палец в двуперстии несколько наклонен по сравнению с указательным. При том, указательный и наклоненный средний пальцы в двуперстии никогда в древности не трактовались, как буквы "IС", изображающие Имя Христово. Если бы ими действительно были изображены буквы "IС", то это было бы весьма сомнительное явление. Если посмотреть на указательный и средний палец со стороны молящегося, то это будут тогда не "IС", а "СI". Писать Имя Господа наоборот, согласитесь, уже является богохульством. Когда греки заимствовали с Запада малаксу, то святители у них для благословения складывали "именословно" только пальцы левой руки, а правой руки персты слагали только двуперстно. Объяснение очень простое, дано самими же греками. Если сложить "именословно" пальцы левой руки, то со стороны молящегося получается правильная монограмма "IС ХС". Если же сложить аналогично персты правой руки, то со стороны молящегося получается монограмма наоборот "СХ СI". Большинство греческих епископов и в наши дни слагают персты таким образом - правой руки в двуперстии, а левой "именословно" (в правильной монограмме). Некоторые греческие епископы действительно слагают персты правой руки "именословно" (т.е. монограммой наоборот), это появилось у греков в 19 веке под влиянием российской синодальной церкви. Таким образом, введенный в России Никоном обычай слагать святителям персты обеих рук "именословно" к грекам никакого отношения не имеет. Все т.н. "доказательства" приводимые представителями РПЦ в пользу древности обычая слагать "именословно" персты правой руки сводятся к двум пунктам. Первый заключается в том, что придумали ранее не существовавшее у святых отцов толкование, по которому указательный и средний пальцы в двуперстии якобы означали монограмму "IC". А второй сводится к тому, что изображавшиеся в древности нередко на иконах риторские знаки, когда образуя круг безымянный или средний пальцы соединены с большим, объявили неким древним прообразом "именословного перстосложения", что само по-себе не столь забавно, сколь глупо. Касаемо приведенных в тексте толкований иных жестов могу сказать только одно слово - бред. P.S. Драгоценные мои, не стоит воспарять в "высоты" глупости по невообразимым путям вольных полетов фантазии различных горе-исследователей иконографии, которым лень учить языки и читать древние манускрипты.
Маленькое добавление. Опечатался в комменте. Читал утром Максима Исповедника и невольно назвал Триволиса исповедником. Правильно читать не "у Максима Исповедника", а "у Максима Грека". Хотя, по житию его вполне можно назвать исповедником. Прошу меня простить за неточность.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О чем говорят жесты на иконах? | Пудициция - Дневник Пудициции | Лента друзей Пудициция / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»