[показать] Сейчас исполнилось 32 года со дня выхода первого издания книги Олжаса Сулейменова “Аз и Я”. Книга состоит из двух разнородных и различных по содержанию частей. Вторая часть, посвященная истории шумерского языка и попыткам установить близость его к тюркскому, привлекла внимание узкого круга специалистов и была мало отмечена широкой публикой (и компетентными органами). Зато первая… Здесь автор опубликовал размышления о генезисе, содержании и значении некоторых образов и концепций “Слова о полку Игореве”, а также постарался на базе толкования этого литературного памятника выработать собственную концепцию на характер связей славян и тюрков в начале второго тысячилетия н.э. Вот эта-то часть вызвала яростную полемику, что и привело потом к изъятию книги из торговой сети книжных магазинов и исчезновению из библиотек.
Сам факт, что попытки нового толкования неясных, “темных” мест “Слова”, исправления отдельных написаний в нем, пересмотра влияния тюркского элемента на язык памятника и т.п. вызвали сомнения и возражения, разумеется, вполне естествен. Но дело в том, что выход “Аз и Я” вызвал не научную полемику вокруг книги, а идеологическую травлю ее автора. Именно это делает, в контексте идущих сейчас процессов, происшедшее с О. Сулейменовым в 1976—1977 гг. значимым и поучительным.
Ведь покойное ныне советское государство не ограничивалось политикой, оно определяло и другие сферы человеческой деятельности: науку, культуру, идеологию, искусство, философию, да и бытовые отношения, наконец! Вспомните сакраментальное – “у нас в стране секса нет!”. Но мы сейчас не о сексе.
Не осталась без внимания правящей партии и история литературы. Отношение, например, к Шаламову, Платонову или Булгакову было предопределено однозначно. Был обрисован круг вещей, говорить и писать о которых было табу: глубокая религиозность Гоголя, компромисс с царской властью Пушкина, неприязнь Достоевского к революционерам и многое другое. Подобные образчики советской мысли можно приводить долго. Поэтому вполне естественно, что такое национальное достояние, как “Слово о полку Игореве”, находилось под неослабным надзором “соответствующих органов”. О. Сулейменов не мог не понимать, на что идет, и что любой отход от утвержденных догматов будет воспринято как крамола.
Уже после 90-го года книга переиздавалась трижды, а последний раз - в 2005 году. До сих пор эту интереснейшую вещь можно купить в Озоне. Рекомендую всем, кто интересуется русской литературой и историей.