Мораль
01-10-2006 20:05
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Что такое ″правильно″? Что такое ″нехорошо″? – Это настолько размытые понятия, что жить ими никак нельзя. У Веббера и Райса в арии Понтия Пилата прокуратор произносит фразу «But what is truth? How can it be the Law, if it of mine isn’t as same as yours?» – «Но что есть истина? Как она может быть Законом, если моя правда не совпадает с твоей?» в ответ на слова Иисуса о том, что-де «Bore the Truth» – «Нес Истину».
Мораль нуждается в объяснении; что интересно – действительное объяснение морали неизбежно приведет к разрушению ее, поскольку ее база почти эфемерна. «Все добродетели суть физиологические состояния, а именно главнейшие из органических функций, которые ощущаются как необходимые, как хорошие. Все добродетели, в сущности, — не что иное, как утонченные страсти и повышенные состояния. Сострадание и любовь к человечеству как известная степень развития полового влечения. Справедливость как развитой инстинкт мести. Добродетель как удовольствие от сопротивления, воля к власти. Честь как признание сходного и равно могущественного» [Friedrich Nietzsche, “Wille zur Macht. Versuch einer Umwertung aller Werte”:255].
Моральные категории не дают ни одной четкой формулировки, требуя, однако же четкого выполнения неясного понятия. Мораль – закон для быдла: «не надо думать – с нами тот, кто все за нас решит» (Высоцкий, «Солдаты группы ″Центр″») – не надо думать, просто исполняй.
К сожалению, мораль никогда не будет изжита полностью, это заметил еще сам воин Ницше: «Ложные ценности невозможно искоренить при помощи аргументов – совершенно так же, как и искаженную оптику в глазу больного. Нужно понять необходимость их существования – они суть следствия причин, которые не имеют ничего общего с доводами» [Wille zur Macht:262].
Мораль очень полезна среднему человеку, он ее и создал, он ею и живет. Фактически, моральные ценности представляют собой псевдо-цели, т.е. для того, у кого никоих целей ввиду скудоумия нет, есть мораль как обеззараженный шаблон цели.
Свобода индивида несовместима с моралью: «нравственность ни что иное (или не более) как подчинение обычаям, каковы бы они не были; обычаи - традиционный способ действий» [Ницше, ″Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках″], а свободная личность должна решать сама, а не зависеть от традиций.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote