• Авторизация


из книги 04-08-2006 23:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Беседа восемнадцатая
ОТЧЕГО ТЕКСТЫ БЫВАЮТ СКУЧНЫМИ!
— Ну, а теперь задумаемся над тем, что чаще всего мы делаем абсолютно автоматически, не давая себе отчета в том, какие шаги предпринимаем. Нам кажется, что просто ищем подходящие слова...
— Но мы уже говорили о том, что на самом деле все сложнее — идет формирование структуры текста, я это помню!
— Да, причем не просто формирование, но и оформление ее, материализация с помощью весьма разнообразных методов...
— ...которые мы назвали... Как мы их назвали?
— Для упрощения дела — методами предъявления информации. Но, если быть более точным, их следует определить как методы предъявления элементарных выразительных средств — того «строительного материала», из которого журналистский текст складывается. Вы помните, откуда к нам приходит этот «строительный материал»?
— Да. Факты мы берем из жизни, из текущей действительности^ образы и нормативы — из «культурных запасов» общества.
— И как Вы думаете, для того чтобы внести их в текст, предъявить читателю, зрителю или слушателю, годятся одни и те же методы?
— Едва ли... То, что существует в культуре, то существует... Мы тут прикасаемся к уже созданному!
— Конечно! Здесь — объективное основание для того, чтобы и журналистской практике сложились два ряда методов этой группы: в одном объединены те, что служат воплощению фактов, в другом — те, с помощью которых предъявляется прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре. Разумеется, журналисты используют их в своих произведениях комплексно, комбинируя с помощью монтажа так, что возникает живая ткань текста, в которой оказываются отражены и действительность, и авторская позиция.
— У меня большое желание взять в руки какой-нибудь журналистский материал и попытаться разглядеть все эти методы.
— Мы так и сделаем. Но только сначала я хочу спросить: Вам приходилось задумываться, почему иной раз журналистские тексты бывают скучными?
— Естественно. Чаще всего это связано с тем, что в них мало информации, нет новизны, нет оригинального взгляда на вещи.

— Да, конечно... Но есть и еще одна причина, которая Г>1, ет помехой и при восприятии очень информативного в смьк вом плане текста: его монотонность. Полифония жизни сфор ровала человека таким образом, что для него стало нормой : принимать мир объемно. Одномерность, однообразие веч оборачиваются недостатком какого-то пласта информации и I ч зывают снижение активности, скуку. А почему возникает мом-тонкость?
— Вы, по-видимому, хотите сказать, что из-за однообразия и, тодов?..
— Да. Несмотря на то что журналистика за время своего | > > • вития выработала достаточно много вариантов предъявлен 1п м тексте фактов и материала культуры, используются они дал> > « не полностью. В каких-то случаях это оправдано спецификой п . дания или программы, принятыми там стилистическими сын дартами, жанровыми особенностями выступления. Но чаще л< т в том, что далеко не всеми методами журналисты владеют от наково свободно. Настолько свободно, чтобы в условиях жг. > кой оперативности и дефицита места и времени автоматами I и выбирать из них не самые простые, «легкие», а самые вы т рышные.
Вот теперь можете взять в руки газету. Давайте действо п. ч I так: я даю характеристику метода, а Вы находите в текстах им полненные этим методом фрагменты и зачитываете их.
— А если там такой метод не обнаружится? Вы же сами гов^Л рите, что не все они используются активно. Может, сразу под4* брать подходящий текст? 11
— Ну, если в одном материале не найдете, возьмете друго!! Только не забывайте, что в тексте-то методы комбинируются,! нам нужно для осознания выделить каждый из них в «чистом виде»!
— Попытаюсь... Для начала возьму материал Зои Ерошок «//Ь замеченные люди». 1
— Приготовьте еще два-три текста... 1 * Сначала рассмотрим методы предъявления фактов. Наиболи простой из них — констатация. Он представляет собой указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия. В сущности, кие указания на реалии встречаются как «атомарная составл щая» и в более сложных методах — присутствуют в них в «сн* виде». Говоря о констатации как самостоятельном методе, однако, имеем в виду случаи, когда такое обозначение ре;| шм играет не вспомогательную роль, а служит решению специал ной творческой задачи.
180
— Нашел! Вот, пожалуйста, сразу два факта подряд передаются таким образом: «Ее сына посадили. Услышав это, я испугалась».
— Да, тут два случая использования констатации.
Без применения этого метода трудно обойтись в работе над [любым материалом. Но для некоторых жанровых разновидностей |журналистского текста он оказывается основным.
— Для хроникальных заметок, например, да?
— И не только для хроникальных — для всех новостных информационных заметок...
Более сложный вариант предъявления фактов — описание. Этот метод предполагает воспроизведение реалий в их предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых деталей.
— Картинки с натуры?..
— Иногда с натуры, иногда нет — описание бывает двух видов. «С натуры» — это описание репортажное, оно включает в себя детали, подтверждающие, что журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Второй вид — описание реконструктивное, развернутое с помощью воображения журналиста на ос-| юве тех данных, которые были им получены от свидетелей и участников происшедшего. Главное правило в первом случае — подчинять отбор деталей сверхзадаче материала, соблюдая при •том чувство меры. Главное правило во втором случае — обязательно устанавливать границы реальности происходившего, специально проверять действительность отобранных деталей. Среди курналистов ходит множество баек про смешные ошибки, допущенные из-за нарушения этого правила. Хрестоматийный пример: в материале описывается, как герой подошел к зеркалу, снял шапку и расчесал свою роскошную шевелюру, а на самом 1еле оказывается, что шевелюры у него давным-давно нет...
— Пример репортажного описания я, кажется, нашел. Снача-ю идет прямая речь героини... Кстати, это тоже часть описания, да?
— Конечно. Это воспроизведение услышанного автором в момент контакта с героиней. Так что Вы нашли?
— Довольно длинный рассказ героини кончается словами:
«Думала, если буду иметь свою копеечку, детей скорее на ноги поставлю. А может, надо было дома сидеть?,' Не знаю... Голова кругом идет...»
181
И дальше: ;
«Протягивает стопку мелко исписанных листков, вырванных (• тетради в клеточку. Это черновик ее письма в народный суд. Начало письма:
"Я хочу пояснить все, что мне известно, так как моих показана что прислали сыну до суда, в бумагах нет"».
А вот еще пример — отрывок из материала Эльвиры Горюхинв «Страшнее империи могут быть только ее осколки»:
«Грузинское село Мамисаантубани ("отцовский уголок") лежит • развалинах. Растет кукуруза-мутант. Валяются орехи. По ветру раз* носятся странички из школьных учебников...»
— Да, это типичные варианты описания. Из увиденного и ус* лышанного журналистка отбирает самые важные, самые говори щие детали, и текст получается выразительным, передает И смысл происшедшего, и его эмоциональный колорит. А рекой структивное описание?..
— Я нашел его в другом материале— «Барселонцы! Здравствуй те, я— ваша тетя Нина!» Галины Сапожниковой. Он написан н<1 основе рассказа героини о ее попытке уехать на жительство л Барселону. По-моему, здесь тоже типичный вариант:
«В канун Рождества Клотильда подкатывает на своем моторол лере, каску в руках держит. Нина Михайловна обняла ее и давай (Я веть... Клотильда махнула рукой: поехали! И помчались они— две бабушки — на мотороллере прямо к "Аэрофлоту"».
— Вы обратили внимание на очень важное обстоятельств когда журналист дает реконструктивное описание, оно очпи выигрывает, если есть указание на источник положенных и > и основу сведений. Но особенность этого отрывка в том, что они сание здесь используется в комбинации с повествованием еще одним методом, рассчитанным на воспроизведение <|>,и тов через их внешнюю, видимую сторону. Только эта внешмч сторона передается в данном случае не через детали обета! и и. ки, облика или поведения людей, а через обозначение осн<ч. ных моментов происходящего: последовательности дейстнмм поступков, событий. Как и описание, повествование было и фиксировано в структурах текста еще Михаилом Васильевич. , Ломоносовым. Бытует оно тоже в двух видах и регулируется т же правилами.

182
— В двух видах, то есть существует повествование репортаж->юе и повествование реконструктивное?
— Да. Репортажное, если последовательность происходящего 1ередается как свидетельство автора, а реконструктивное, если • жа восстанавливается на основании свидетельств других людей.
— Вот, по-моему, как раз комбинация репортажного повествования и описания — очень сильный кусочек в конце материала «Не-шмеченные люди»:
«В какой-то момент я не выдержала:
— Господи! А было что-то в вашей жизни хорошего помимо плохого? Она долго молчала. Я спросила:
— Ну, когда вы замуж выходили, мужа любили?
Она вдруг покраснела, засмущалась и тихо-нежно сказала:
— Я его и сейчас...
Слово "люблю"осталось непроизнесенным».
— Верно, здесь комбинируются два метода... А «чистого» по-пествования там нет?
— Одну минуточку... Нашел реконструктивное повествование:
«В 1970 году Вера Васильевна вышла замуж. Ей было восемнадцать лет.
В 1971 году родилась Люба. В 1973-м родился Александр. В 1978-м— Владимир. В 1979-м— Николай».
А вот есть и «чистое» репортажное, только это из материала '•)львиры Горюхиной «Оквадраченные сердца»:
«Комиссия по розыску и обмену военнопленных располагается в здании бывшего ЦК партии. Мы шли оформлять документы. Никто из комиссии не захотел взглянуть на мальчика, которого майор Измайлов с таким трудом вырвал из плена. Мы так и остались у стен Старой площади. На Сережу пропуск не выписали, на меня и подавно».
— Вот видите, Вам удается с ходу различать в тексте разные нарианты подачи реалий. Значит, это не так уж сложно.
Следующий метод предъявления фактов — характеристика. Она позволяет представить тот или иной фрагмент действительности не через внешние проявления, а прямо со стороны сущности. В данном случае мы предлагаем читателю результат работы нашей мысли, добытый посредством сложнейших мыслительных операций, о которых уже шла речь. Процесса этой работы в текс-1с мы не видим, в основе характеристики — выводы журналис-
183
та, причем совсем не обязательно сухие, абстрактные, кик аналогичном производственном документе. Диапазон эмощ нального звучания их достаточно широк: от нарочито официи, ного тона до ядовито-саркастического.
— Пожалуйста,нашел— опять у Зои Ерошок. И очень виеч<Ц ляет:
«Вера Васильевна должна быть забитой, униженной, опустошснк А она— другая. Измученная жизнью,но не предъявляющая к ней ниц ких претензий. Исстрадавшаяся, но не ожесточенная. Обладали личной структурой или хребтом. И— самоотверженная, прощающА Ее нравственное чувство, ясное, самодостоверное, не нуждается нц\ чем лишнем. И может даже странной показаться такая без нит\>л ности, без гримас, несудорожная нравственность».
— Само собой разумеется, что воспринимать с доверием щи торскую характеристику адресат информации будет лишь и н<м случае, если она оказывается обоснованной, опирается на уп*-дительные аргументы, как в этом материале. Только надо имен, н виду, что характеристика может относиться не только к чел»пику, но и к событию, к обстановке, к ситуации в целом.
— А вот кусочек из «Оквадраченных сердец»... Похоже на ы рактеристику, но что-то меня смущает. Послушайте:
«Когда вступают в силу наши законы, не учитывающие ни пси\ч ческих состояний, вызванных пленом, ни чрезвычайных обстоятелы-пт, # каких оказывается конкретный человек с конкретной судьбой, кил' эти законы множатся на чиновничью бесчеловечность, мы получи» только одно — бегство».
!
— Нет, здесь не характеристика. Автор объясняет причвд! появления такой суровой реалии нашего времени, как беимш Этот метод может быть так и определен — объяснение. Он и•• призван передавать сущность происходящего, но — через он., начение его причинно-следственных связей. Его часто испош.м ют в проблемно-аналитических материалах.
— По-моему, я нашел пример объяснения... Это из матери.I, Анны Политковской «Шакал» в «Новой газете». Читать?
— Разумеется. Я помню этот текст, он примечателен сои." тавлением двух кризисных ситуаций: Россия — Чечня и Аш лия — Ирландия.
— Да. Политковская пишет:
«Итак, ситуация такова: кто-то в Лондоне ведет какие-то п<-воры, однако судьба взаимоотношений Ирландии и Лондона реш совсем в другом месте и совсем в других головах. Зачем же перег(, Зачем эти ширмы?
184
Ответ тут крайне прост и потому нам может быть даже непонятен. Но не торопитесь с оценками! Переговоры нужны, чтобы не рубить в проблеме сплеча. Чтобы не делать резких движений. Чтобы тянуть время и тем спасти хоть чьи-то жизни. Чтобы не рвались бомбы. Чтобы никто не погиб. Чтобы избежать жертв среди ни в чем не повинных людей - у них не принято допускать летящие щепки при рубке леса. Пусть даже это все будет происходить ценой публичного полуобмана. Игры в слова и символы, за которыми пусто».
— Верно, тут типичный пример объяснения. А дальше, если мне память не изменяет, Анна использует еще один метод предъявления фактов — рассуждение. Оно, как и характерно-шка, как и объяснение, служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспектив. Только в отличие от характеристики и объяснения в данном случае в центре внимания ока-иивается и процесс мыслительной работы по выявлению этой ' ути: вместе с журналистом адресат информации проходит весь путь постижения существа дела. Часто как исходный момент рассуждения журналисты используют вопросную форму выра-•| ения мысли.
— Точно, дальше Политковская начинает с вопроса: «Что бы предпочли вы? Такую игру или нашу в "размахнисьрука —раззудись плечо "?» Между прочим, и у Зои Ерошок в «Незамеченных людях» есть /'нссуждение, которое начинается с вопроса:
«Я все думаю: почему она написала в суд это беззащитное и бессмысленное письмо ? В котором ни о чем не просила. Которое никто не читал.
Она переживала. Она была в отчаянии. Но главное— форма ее переживаний: детская, наивная, ничего не понимающая.
Я должна сказать. Реагируйте потом как угодно. Но дайте сказать. Соблюдите форму.
Содержание абстрактно. Форма конкретна.
Форма— это то,что содержит. Как хорошо скованный обруч держит бочонок. Форма — это единственное, что может держать. Все остальное — песок, на котором ничего нельзя построить.
Форма содержит кисель нашей психики. Или ты кисель, растекающийся в потоке. Или — приобретаешь способность сохраняться».
— Очень интересный пример. Автор идет к пониманию харак-
•ра героини материала через включение сведений о ней в кон-
•кст своих ранее сложившихся представлений, а в итоге — су-шственно обогащает эти представления и получает вывод обще-.) плана, применимый ко многим людям, ко многим реалиям.
— Но в этом отрывке есть и нормативы, и образы...
185

— Мы можем обнаружить их и в характеристике, и в об нении, даже в описании и "повествовании. Они же для тор служат, чтобы «высвечивать» смысл фактов. Контекст но этих случаях возникает во многом благодаря им. А вот как предъявляются — это вопрос особый, и мы сейчас должны дем его рассмотреть. Только прежде закончим разговор о мс и предъявления фактов.
— А разве мы еще с ними не справились ?!
— Есть еще один метод, о котором мы не говорили: тин|| ция. Это обобщенная подача сведений о действительности и неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, 0 ких к художественным. Типизация чаще всего используется и называемых «безадресных», беллетризованных материалах, мающих промежуточное положение между журналистикой и | дожественной литературой. Однако и в обычных журнал» ских текстах нередко встречаются фрагменты, иногда довол| развернутые, где факты теряют значительную долю конкрсть ти, зато приобретают масштабность благодаря типизации, смотрите, пожалуйста, материал Анатолия Рубинова «Какой надо иметь порядок, чтобы так его охранять?» в «Новой газе! Там есть абзац, который начинается словами «На рынках их ятся больше всего».
— Нашел. Да, вот типизация:
«Не мною замечено: многие рыночные милиционеры утром прихо на свою боевую службу, по-армейски размахивая обеими свободными | коми, а вечером, довольные жизнью и погодой, уходят с тяжелыми сул ми. В обеих руках».
И дальше в таком же духе.
— Надо сказать, что использование этого метода обязьпмя журналиста к большой ответственности: очень важно, чтобы обобщениями такого рода стояла подлинная жизнь.
Ну, а теперь обратим внимание на второй ряд методо! предъявления ЭВС. Как мы вносим в текст образы и норматиим] существующие в культуре? У Вас есть по этому поводу какие соображения?
— Пожалуй, да. Во-первых, непосредственно через лексику < ведь она тоже несет в себе образы. Помните рассуждение Зои шок про содержание и форму? Песок, кисель, обруч, который держи бочонок... Она берет вроде бы обычные слова, но...
— Они представляют собой обозначение чувственно воспр|Ц нимаемых образов, включаемых в новые связи, и потому спим
186ло много экстравагантных перемен. Тогда один очень старый человек по фамилии Эренбург написал стихи, которые кончались так:
Хитро придумано,
признаться,
Чтоб хорошо сучилась нить, Поспешной
сменой декораций Глаза от мыслей отучить».
— Да тут примеров и не требуется, вариант простой...
Собственно, сложного и в остальных методах нет: ссылка (апеллирование) — это указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, без подробного его раскрытия (предполагается, что он аудитории хорошо известен); изложение — свободный авторский пересказ такого материала; переосмысление —
•им, ,я, автору текста принадлежащая трактовка известных обра-
•чг. 1ли нормативов.
— Вы знаете, в «Незамеченных людях» есть фрагмент, где обра-
и нормативы вводятся последовательно всеми этими методами: ]чала идет изложение, потом переосмысление, потом апеллирова-I, снова переосмысление... Но он так целостен, так хорош, что тарировать его кажется кощунственным.
— А не надо препарировать. Давайте просто прочтем.
— Он идет после рассуждения, где речь о форме, — мы с ним г знакомы:
187


















оппонируем всегда, не обижая и не оскорбляя. Просто задаем такие вопросы, чтобы слушатель понял, кто перед ним. Но предельно корректно». И объяснил, почему «Эхо Москвы» внимательно слушают и в посольствах, и во властных структурах: «Мы доносим всю полноту информации до людей, которые принимают решения, независимо от масштаба их деятельности». За этими признаниями отчетливо просматриваются продуманные профессионально-нравственные ориентиры.
— Пожалуй, да, Вы меня убедили...
— Тогда давайте посмотрим, на какие конкретно нормы должен ориентироваться журналист в той или иной области нравственных отношений.
Итак, отношения «журналист — аудитория». Анализ этических кодексов, высказываний работников пера и эфира, трудов по профессиональной журналистской этике позволяет заключить, что для этой группы норм определяющими сегодня являются следующие:
1) всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;
2) уважать право людей знать правду, своевременно предостаь ляя им объективную и правдивую информацию о действи тельности при четком отделении фактов от мнений, противо действуя намеренному сокрытию общественно значимых све дений и распространению заведомо ложных данных;
3) уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио или телевидению и содействуя общедоступности средств массовой информации;
4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, используя их в качестве ценностной основы произведений, не допуская в своих произведениях смакования подробностей преступлений, потворства порочным инстинктам, и также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;
5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации, содействуя открытому диалогу с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации и дезориентации его посредством неточных или двусмысленных заголовков.
218
— Все это звучит как этический кодекс!
— И слава Богу! Для студентов факультета журналистики очень важно осознать свое профессиональное становление и как процесс приобщения к нравственным ориентирам журналист- ^ ского сообщества.
Рассмотрим вторую группу норм — те, что регламентируют отношения «журналист — источники информации». Этот ряд выглядит сейчас таким образом:
1) использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. п.) только в обстоятельствах, когда возникает серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений, не позволяя себе бестактности, давления, шантажа, во всех случаях, за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию обусловлена Законом;
3) указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть серьезные основания сохранять их в тайне;
4) сохранять профессиональную тайну относительно источника информации, если существуют веские основания для анонимности, позволяя себе нарушить ее с согласия информатора только в исключительных обстоятельствах: когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу не разглашать определенные сведения во всех случаях, кроме тех, когда информация оказалась намеренно искажена.
— Ну и жизнь у нашего брата! С одной стороны, мы должны обеспечить обществу всю полноту информации о происходящем, а с другой — и то нельзя, и это... Откуда же полнота возьмется?
— Да, жизнь непростая, но проблемы, о которых Вы говорите, чаще всего связаны с уровнем профессионализма. Опытный журналист никогда не станет легко раздавать обещания что-то не разглашать, сумеет найти законный путь установить тот или иной факт...
219
— Иногда и опытные оказываются перед необходимостью пол; чить информацию любой ценой!
— Конечно! Но в этих случаях они сознательно берут на се ответственность...
В третьей группе сосредоточены нормы, которые признак: регламентировать отношения «журналист — герои». Какой бы си туацией ни заинтересовался журналист — позитивной ли, про» блемной или конфликтной, — участники событий, происходя» щих на объекте, становятся положительными или отрицательными героями его материалов. Нередко от него зависит их дальнейшая судьба. Отсюда — исключительное значение данного ряда норм. Наиболее существенны среди них, на мой взгляд, такие:
1) заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть истолкованы как корыстные и противоречащие общественному благу или пристрастные;
2) уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя корректность, такт и выдержку в ходе общения с ним;
3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;
4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя, помня, что это лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с окружением, но и дискредитирует в глазах этого окружения автора публикации и журналистику в целом;
5) воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека, а именно: от реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков персонажа; от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом.
— Первую норму я, признаться, не до конца понял. Если мне хочется, скажем, написать о любимом школьном учителе, который открыл мне глаза на мир, я что, не должен этого делать ?
220
— Почему же? Вы всегда можете подготовить публицистическое эссе, в котором на опыте Ваших собственных отношений с учителем поделитесь своим мнением о нем с другими людьми. Но вот если в Вашей бывшей школе сложилась на сегодняшний день конфликтная ситуация, требующая анализа и журналистского выступления, надо подумать, стоит ли Вам делать этот материал самому. Лучше, если им займется кто-то из беспристрастных коллег, а Вы можете выступить для него как один из источников информации.
Перейдем к следующей группе норм?
— Я правильно понимаю, это линия «журналист — авторы»?
— Пожалуй! Поскольку журналист выступает и как лицо, принимающее участие в организации массовых информационных потоков, он по роду своих профессиональных обязанностей выходит на контакты с представителями самых разных профессий, привлекая их к обсуждению важных общественных проблем, заказывая им публикации, помогая приводить их тексты и тексты, пришедшие «самотеком» (письма), в соответствие с нормативами цивилизованного общения в средствах массовой коммуникации. Тут неизбежно возникновение проблемных ситуаций, выход из которых требует от журналиста морального выбора. Нормы, на которые он при этом опирается, образуют следующий ряд:
1) строить отношения с авторами на основе взаимного уважения,
ориентируясь на добровольность сотрудничества, избегая «за-авторства», терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности;
2) ценить самобытность автора, стремиться сохранить авторское своеобразие текста как в мыслях, так и в лексико-стилисти-ческом решении, не допуская «вкусовой правки»;
3) согласовывать с автором все изменения в его материале, вплоть до стилистических поправок, а в случаях, когда это невозможно (например, сокращение текста в момент передачи или верстки номера), после публикации объяснять причины самовольного журналистского вмешательства в материал, принося при необходимости извинения;
4) аргументировать самым тщательным образом отказ в публикации, когда это неизбежно, стараясь не нанести автору материала обиды, не ранить его самолюбия;
5) беречь свою профессиональную репутацию, никогда не заимствуя из арсенала авторов ни идей, ни фактов, не навязывая создателю произведения своего соавторства (за исключением случаев, когда такое соавторство в интересах дела необходимо).
221





— А я в свою бытность нештатным автором считал, что мое дело — сдать материал, а дело редактора — выправить, и вполне ему доверялся.
— Надеюсь, у Вас был хороший редактор!
Теперь наша задача — представить ряд норм, регламентирующих отношения «журналист — коллеги». Сложность состоит и том, что фактически тут действуют два вида нормативов: про фессиональные моральные нормы и нормы служебной этики, и это надо учитывать.
Итак, основные нормы данного ряда:
1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других общественных организаций, рассматривая профессио нальную солидарность как условие стабильности и надежное ти положения журналиста в обществе;
2) заботиться о престиже профессии, не допуская уголовно на казуемых деяний и действий, наносящих ущерб авторитету журналистики: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журна листа; не использовать служебного положения в личных цс лях; не отказываться от публикации материалов и не писан, «заказных статей» в угоду чьим-то корыстным интересам; из бегать отступлений от требований права и морали в личнон жизни;
3) приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных об стоятельствах или попавшим в беду, особенно в случаях нару шения их прав или создания кем-либо препятствий к выпол нению ими профессиональных обязанностей;
4) уважать нормативы служебных отношений, принятые в редак ционном коллективе, ориентируясь на такое сочетание дис циплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив оки зывается способен к оптимальному функционированию;
5) заботиться о поддержании в редакционном коллективе достой ного нравственного климата, основанного на честности и до бропорядочности отношений, взаимопонимании и взамовы ручке, содействии друг другу в развитии творческих спосоО ностей, повышении знаний и мастерства;
6) уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские-права, не допуская произвольного, несогласованного вторжс ния в материал (особенно если оно искажает его содержа ние), а тем более плагиата;
222
7) уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.
— И опять я Вам скажу, что журналистские коллективы сегодня далеки от следования этим нормам. Есть и коррупция, и «джинса» — так говорят про заказные, кем-то оплаченные статьи, и «подножки», которые журналисты ставят друг другу...
— И опять я спорить не буду. Есть. Как и много других минусов в журналистской практике. Но противоречия между этими минусами и тем, как должно быть, имеют тенденцию разрешаться — тем и движется журналистика, так и развивается. Библейские заповеди, между прочим, тоже периодически кем-то нарушаются. Но они живут в веках как точка отсчета добра и зла для огромного множества людей, уберегая их от ошибок. Профессиональные нравственные ориентиры, воспринятые в дни профессионального становления, тоже становятся точкой отсчета в испытаниях, которые готовит журналисту жизнь.
— Значит, нам осталось познакомиться с нормами, которые должны регулировать игры с властью?..
— Игры, говорите?.. Да, нам осталось рассмотреть моральные нормы, призванные регламентировать отношения «журналист — власть». Этот ряд складывается таким:
1) проявлять уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному осуществлять управление общественным организмом;
2) оказывать'информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;
3) отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;
4) отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя ее открытости и доступности для конструктивной общественной критики;
5) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного секторов, добиваясь совершенствования системы общественного управления;
6) опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков, не соответствующие действительности и вводящие людей в заблуждение;
223
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник из книги | Юный_журналист - О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, а о светлом настоящем – журналис | Лента друзей Юный_журналист / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»