Вот интересно, согласно структурно-функциональной модели работы мозга А.Р. Лурии весь мозг можно поделить на три основных структурно-функциональных блока:
1. Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга
2. Блок приема и переработки информации
3. Блок программирования и контроля
В самом простейшем приближении это работает так - на примере любой деятельности, допустим, решение математических задач - первый блок обеспечивает адекватный уровень активации мозговых структур, как показали эксперименты Моруцци при разрушений некоторых связей этого блока с корой, крысы теряют активность совершенно - попросту говоря спят. Второй блок отвечает за восприятие и обработку внешней информации, на нашем примере - восприятие знаков, их положения относительно друг друга, однако он служит не только для этого, как показали клинические данные, больные с повреждением tpo(это относится ко второму блоку) не могут производить вычислительные действия, ну вообще говоря действия с использованием какого-либо понятия пространства у них страдает. Третий блок как раз в данном случае служит для согласованности действий и направлении их на решения задачи, в случае поражения этого блока мозга больные становятся адинамичными, не могут удержать никакую деятельность, нуждаются для выполнения любой деятельности во внешнем контроле, порой пошаговом. Конечно мозг работает как система, модель структурно-функционального работы мозга как раз говорит о том что все три блока работают совместно, все они имеют взаимные связи друг на друга, например третий блок мозга может оказывать влияние на первый, чем обеспечивает нужный уровень активации для обеспечения конкретной деятельности. Вообще понятие функция было очень хорошо пересмотрено А.Р. Лурией в его книгах "Основы нейропсихологии" и "Высшие корковые функции человека".
Однако к чему я все это, исследования с помощью метода ЭЭГ показывают что во время определенной активности(допустим решения математических задач) определенные участки мозга работают совместно, тогда как при решении других задач паттерн(узор) активности другой. Можно говорить о том что определенная деятельность связана преимущественно с теми или иными участками мозга, хотя, безусловно, обеспечивается всеми. Можно сказать что определенная деятельность требует максимально активности одних участков, при невмешательстве других участков. Так же, тут я уже предполагаю, когда мы говорим о подобной системе структур, мы можем говорить об индивидуальных различиях в работе этих структур. Например известно, об этом говорил П.К. Анохин, что деятельность может быть выполнена разными путями, это особенно хорошо видно когда те или иные структуры повреждены и другие структуры берут на себя часть их функции, на примере дыхания можно это показать следующим образом - если избирательно выключить активность межреберных мышц, то увеличится вклад диафрагмы, если же выключить и её, то животное все равно сможет обеспечивать эту функцию путем "заглатывания" воздуха. Так вот, можно ли говорить, учитывая все вышесказанное, что определенная деятельность требует большей работы определенных структур и следовательно, требует большего из развития. Тут сразу же можно вспомнить классные эксперименты с котятами с рождения помещенными в полосатую камеру, где наличествовали полоски только одной ориентации(например горизонтальные) в последствии котята не могли ориентироваться в камере с полосками ориентированными по другому(по вертикали например), или же дети маугли которые в результате пропуска чувствительного периода не могли научиться нормально говорить в последствий. Я хочу сказать о том, что грубо говоря, люди могут решать определенные задачи разными методами и вклад определенных структур в решение этих задач будет разным. Это важно. Почему? Тут я и подхожу к выводу, можно говорить о том что внешняя стимуляция развивает одни структуры сильней, по сравнению с другими, то есть в результате индивидуальной стимуляции в процессе жизни мы получаем на выходе определенный стиль решения задач. В адекватных для него ситуациях он обеспечивает адекватное решение, однако в некоторых случаях он не в состоянии обеспечить адекватный уровень адаптации. Внешняя среда участвует вместе с генетической предрасположенностью в формировании мозговых структур. И тут, стоит наверное учитывать эти влияния, для того что бы стимулировать ребенка формируя наиболее адаптивный вариант индивидуального развития мозговых структур.
[231x548]