• Авторизация


А.Тарковский и русская религиозная философия (на материале фильма «Андрей Рублёв»)-I 14-04-2007 17:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прочитав несколько статей о "Рублёве" в сообществе, подумала, что могла бы опубликовать тут свою работу, посвящённую глубокому культурологическому анализу фильма. Прошу прощения за объём (и это только часть, остальное будет выложено позже), но чтобы понять Тарковского-философа, двух строк никогда не будет достаточно. Думаю, истинным любителям и ценителям творчества режиссёра, это будет интересно!

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРОВОГО БЫТИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА
1. ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНЫЙ ЦЕНТР МИРА

Главная тема не только фильма «Андрей Рублёв», но и всего творчества Тарковского – понимание им характера и сущности взаимосвязей человека с миром, с бытием и ролью человека в нём. Именно в этом пункте отчётливо проявились преемственность творчества Тарковского по отношению к русской дореволюционной философии и противостояние, противодействие марксистской идеологии, сковывавшей свободу философской мысли. В основах тоталитарных систем XX в. было заложено особое восприятие человека, как винтика одного большого механизма, или, точнее «невосприятие» его как Личности. Главенство социума являлось в то же время необходимой базой для существования таких систем, естественно, за счёт подавления личностных качеств человека.
На фоне этой господствующей тенденции та концепция, которая была создана в русской философии многими мыслителями и особенно ярко выражена в трудах Ф.Достоевского и В.Соловьёва, выглядит особенно многозначной и ценной, несмотря на то, что вторая половина XIX в. стала для России эпохой бурного развития именно сферы профессионального философствования в духе традиций западного рационализма. Тут следует выделить одну из основных точек опоры вышеуказанных русских философов – КОНЦЕПЦИЮ ВСЕЕДИНСТВА. Согласно ей главный и единственный источник зла и несовершенства в мире – это РАЗДЕЛЕНИЕ бытия, отчуждение отдельных элементов от мирового, всеединого целого. В частности, Владимир Соловьёв полагал, что наш мир возник в результате полумистического процесса «распадения», «деградации» ИДЕАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА, причём это произошло из-за раскрепощения негативной свободы отдельных элементов всеединства, что привело к обособлению ЭЛЕМЕНТОВ друг от друга и воцарению хаоса в возникшем мире. Для Соловьёва Человек – это точка осмысленности и связности бытия. Претворяя в мире духовные идеалы добра, цельности, гармонии, которые он несёт в себе, которые он извлекает из своей мистической связи с Богом, человек ведёт весь несовершенный мир к воссоединению с идеальным всеединством, к новой, высшей цельности и осмысленности.
Понимание ЧЕЛОВЕКА как единственной силы, ведущей мир к состоянию идеального, полного всеединства, составляет смысл соловьёвской идеи БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В этой идее заключено не только убеждение в уже наличном мистическом единстве человека с Богом. Но ещё заключено сознание глубокого несовершенства и мира, в котором существует человек, и самого человека. Ведь мир и человек взаимодополнительны, их невозможно мыслить независимо друг от друга. Поэтому несовершенство мира есть одновременно несовершенство человека, и сколь бы совершенным не чувствовал себя человек, это чувство обманывает его, поскольку его подлинное и окончательное совершенствование должно подразумевать соответствующее преображение всего мира. Поэтому идея Богочеловечества несёт в себе не столько констатацию уже наличного единства Бога и человека, сколько требование к постоянной работе, постоянной борьбе за достижение полноты этого единства, т.е. полноты совершенства, как самого человека, так и всего мира. В этом, собственно и заключалась извечная проблема русской интеллигенции: как можно быть совершенным самому, если несовершенен мир вокруг?
На мой взгляд, насколько Андрей Тарковский был знаком с сочинениями русских философов начала века, не имеет существенного значения (хотя сомнений в том, что режиссёр прочитал много трудов этих авторов, быть не может – это обусловлено духом тех годов). Ведь вся эта система идей и концепций не была «придумана» упомянутыми мыслителями. В ней было выражено сокровенное мировоззрение русской культуры, которое не могло появиться нигде, и ни в каких умах, кроме как на русской земле в сознании истинно русского человека, впитавшего в себя накопленную поколениями предков сущность бытия. И эта система служила невидимой основой большинству творений русской культуры. Такой чуткий художник, как Тарковский, безусловно, воспринял её через атмосферу духовных исканий, пронизывающих творчество виднейших представителей русской культуры. Воспринял и, как художник-философ, который творит не для признания, не для похвал, а ставит и решает глубокие нравственные проблемы, развил этот комплекс идей в своём творчестве и особенно в рассматриваемом мною фильме. Среди них на 1- е место выходит идея ЖЕРТВЕННОСТИ, о которой будет говориться ниже.
Итак, подобно русским философам начала XX в. и в противовес коллективизму советской культуры, А.Тарковский отверг традиционное представление о том, что человек – это только мельчайшая «песчинка» мироздания, незначительный его элемент, отличающийся и выделяющийся на фоне целого только наличием разума. Для Тарковского человек – это, во-первых, неотъемлемая и органичная часть природы, всего бытия и, во-вторых, центр бытия, тот элемент, через который все мельчайшие частицы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое.
Именно эта мысль, этот смысл вложен в образ Андрея Рублёва в фильме. С одной стороны художник един с миром, «вплетён» в бесконечное течение жизни. Но с другой стороны он и ПРОТИВОСТОИТ миру и бессловесной жизни природы, возвышается над ними; он обладает особым значением и особой ролью в бытии. И здесь слитность, нераздельность мира и человека следует мыслить не как безразличное, нивелирующее единство (как единство капель в реке и самой реки), но по аналогии, например, с неразрывным единством окружности и её центра: он формально отделён от самой окружности, но и не мыслим без неё, точно так же, как и она не может существовать без этого центра потому, что он определяет её форму, её сущность. А человек, в частности, художник Андрей,-- это и есть метафизический ЦЕНТР мира; если бы его не было, то и мир не имел бы ни смысла, ни определённой формы, не было бы в нём ни его несовершенств, «дефектов», ни его красоты и возможностей бесконечного совершенствования.

2. ПОЗИЦИЯ СОЗЕРЦАНИЯ В ОБРАЗЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Итак, человек у Тарковского предстаёт не только как неотделимая часть существующего вокруг мира, но и как своего рода «свидетель» его. Эта позиция созерцания наиболее чётко и ясно обозначена в фильме образом, жизнью Андрея Рублёва.
Чаще всего Андрей является «наблюдателем», «свидетелем», только фиксирует всё происходящее вокруг. Он наблюдает за пьяными крестьянами и скоморохом, за кичливыми, зверскими и дикими «развлечениями» татар, за процессом литья колокола и мастером, который этим занимается… Природа, люди, события осмысляются им, наполняя и передавая нам его, художника, видение мира. И этим свидетельством, принятием происходящего в своём сознании, интегрированием каждого явления в целостность своей жизни Андрей придаёт смысл явлениям и всему бытию в целом. Но при этом он остаётся бездеятельным и пытается своим созерцанием и пониманием несовершенства мира оправдывать это своё внутреннее и внешнее бездействие. Он созерцает вокруг, со стороны, а не внутрь. Андрей Рублёв ищет в мире идеал и, не находя его, страдает, мучается от неразрешённого и вечного вопроса «почему так?» и… в большинстве случаев остаётся пассивным.
Деятельность заставляет человека сконцентрироваться на происходящем, позволяет ему увидеть и осмыслить только то, что дано в этой его деятельности, в то же время то, что составляет «простор» бытия остаётся вне его внимания или «заботы» по Хайдеггеру. Но эта забота должна иметь не столько значение простого наблюдения, сколько бережного отношения к миру. Действие должно стать не тёмным порывом, разрушающим ещё сохраняющиеся элементы целостности мира, но точным и «любовным» «подправлением» недостатков бытия. Т.е. действие ни в коем случае не должно преобразовывать мир в том варианте, который миру не свойствен. И это является не столько созерцанием, сколько доброй, целомудренной, обдуманной активностью, которую следует отличать от простого непродуманного действия.
В фильме ни разу не показано, как Рублёв работает над своими произведениями, и это не случайно. Та божественная живопись, которую мы видим в финале, предстаёт как итог всей жизни Андрея, посвящённой вглядыванию в мир, созерцанию его сущности, когда он молчаливо схватывал каждое его явление и ощущал будущий его идеал. И по отношению к этому главному «делу» его жизни все частные дела, в том числе и технический процесс «исполнения» художественных образов в материальной форме, выступают как не очень значительные детали. Кроме того, это доказывает идею, что Андрей — не столько художник, великий иконописец, реальное лицо, но совокупный образ творческой личности.
Непродуманное действие, как правило, искажает смысл вещей, может влиять на мир разрушительно. Только такая деятельная позиция позволяет не задумываться о последствиях. Достаточно посмотреть на действия Малого князя, и сразу можно понять, что зло творится между людьми «деятельной» натуры. Из-за одолевшей его злости, Малый князь ослепляется и не видит, что причиняет страдания своим же соотечественникам, кощунственно и варварски ведёт себя в православном храме вместе с татарским предводителем. Но рано или поздно даже злодей оказывается в ситуации недеяния, в ситуации, заставляющей увидеть «простор» мира, и тогда для него открываются все разрушительные итоги его поступков. Воспоминание о попытке примирения приходит к князю в самом конце эпизода «Набег», когда он уже чувствует на себе тяжесть вызванного им к жизни зла, и тогда на его лице появляется печать обречённости. Тарковский был убеждён, что каждый человек, даже совершивший самые страшные злодеяния, сохраняет в себе человеческое, нравственное начало и способен на чувство вины и раскаяния (не случайно среди театральных планов Тарковского был замысел постановки «Макбета»). Поставленный волей обстоятельств в позицию пассивного созерцания, лишённый возможности действовать и, значит, вынужденный увидеть мир по-настоящему, во всей его полноте, такой человек обречён на всю глубину нравственных страданий.
Чтобы действие не разрушало ещё сохраняющиеся элементы целостности в мире, оно должно быть незаметным, минимальным, не должно «возмущать» бытие, а реализовываться в нём как его собственная сила, существовать на благо его гармонии. Поэтому оно бесконечно сложно для осуществления и предполагает глубокое предварительное осмысление жизни. Человеку редко удаётся даже раз в жизни осуществить такое действие. Нужно целую жизнь посвятить проникновенному вглядыванию в мир, чтобы в итоге осуществить точное осмысленное деяние, преобразующее мир и людей. Двумя самыми выразительными примерами и универсальными формами такого осмысленного деяния в фильме Тарковского являются творческие дерзания подлинного художника и трагический акт самопожертвования, символом которого выступает Голгофа.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
КРЫЛЬ 14-04-2007-18:23 удалить
Мне кажется вы неправы. И насчет пассивности Рублева. Это рублев-то пассивен? И насчет Соловьева тоже.
Из неоспоримого утверждения Соловьева:

"Согласно ей главный и единственный источник зла и несовершенства в мире – это РАЗДЕЛЕНИЕ бытия, отчуждение отдельных элементов от мирового, всеединого целого. В частности, Владимир Соловьёв полагал, что наш мир возник в результате полумистического процесса «распадения», «деградации» ИДЕАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА, причём это произошло из-за раскрепощения негативной свободы отдельных элементов всеединства, что привело к обособлению ЭЛЕМЕНТОВ друг от друга и воцарению хаоса в возникшем мире. Для Соловьёва Человек – это точка осмысленности и связности бытия."


Вы делаете весьма спорный вывод:

"Итак, подобно русским философам начала XX в. и в противовес коллективизму советской культуры, А.Тарковский отверг традиционное представление о том, что человек – это только мельчайшая «песчинка» мироздания, незначительный его элемент, отличающийся и выделяющийся на фоне целого только наличием разума."

B производите вовсе неправильную, философию, надо думать собственного сочинения:

"
Чтобы действие не разрушало ещё сохраняющиеся элементы целостности в мире, оно должно быть незаметным, минимальным, не должно «возмущать» бытие, а реализовываться в нём как его собственная сила, существовать на благо его гармонии."


Вопрос в том, что все элементы "целостности" смертны, и их разрушение неизбежно.
И Что такое "благо гармонии"? и почему нужно достигать именно его, непонятно.
Прежде всего, спасибо вам за комментарий. Естественно, хотелось бы ответить на него.
Сравнение философии фильма с концепцией всеединства Соловьёва не является в моей работе ошибочным или противоречивым. В цитировании «спорного» вывода вы урезали вторую половину, без которой его нельзя рассматривать и оценивать.
«Итак, подобно русским философам начала XX в. и в противовес коллективизму советской культуры, А.Тарковский отверг традиционное представление о том, что человек – это только мельчайшая «песчинка» мироздания, незначительный его элемент, отличающийся и выделяющийся на фоне целого только наличием разума. Для Тарковского человек – это, во-первых, неотъемлемая и органичная часть природы, всего бытия и, во-вторых, центр бытия, тот элемент, через который все мельчайшие частицы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое». А дабы не пересказывать по-другому уже написанное, приведу опять же цитату из конца раздела:
«…слитность, нераздельность мира и человека следует мыслить не как безразличное, нивелирующее единство (как единство капель в реке и самой реки), но по аналогии, например, с неразрывным единством окружности и её центра: он формально отделён от самой окружности, но и не мыслим без неё, точно так же, как и она не может существовать без этого центра потому, что он определяет её форму, её сущность».
На счёт пассивности Рублёва готова поспорить. Поскольку речь идёт о фильме, а не о художнике вообще, то приведите, пожалуйста, хотя бы один пример из фильма (исключение, конечно, убийство из-за Дурочки), где Андрей выполнял бы действие (понятие «действие» в режиссуре означает событие, направленное на достижение цели, после которого происходит перемена в сюжете и поведение героев).
На счёт «неправильной» философии скажу лишь (и это опять же указано в работе), что я опиралась на Хайдеггера. «Деятельность заставляет человека сконцентрироваться на происходящем, позволяет ему увидеть и осмыслить только то, что дано в этой его деятельности, в то же время то, что составляет «простор» бытия остаётся вне его внимания <…>. Действие должно стать не тёмным порывом, разрушающим ЕЩЁ СОХРАНЯЮЩИЕСЯ элементы целостности мира, но точным и «любовным» «подправлением» недостатков бытия. Т.е. действие ни в коем случае не должно преобразовывать мир в том варианте, который миру не свойствен. И это является не столько созерцанием, сколько доброй, целомудренной, обдуманной активностью, которую следует отличать от простого непродуманного действия».
Говорите, «все элементы "целостности" смертны, и их разрушение неизбежно»… Конечно, всё в мире имеет своё начало, кульминацию и конец. Но ведь речь идёт о том, ЧТО сможет сделать человек для сохранения соловьёвского всеединства и искоренения мирового зла (хоть это до конца невозможно). И чем вас смущает слово гармония? Вам непонятно, зачем нужно стараться достичь её? Однако, не к ней ли стремиться мировое сообщество и каждый человек в отдельности? Понятия, противоположные гармонии (в широком смысле) – разрушение, хаос, анархия, если я не ошибаюсь? А кому, простите, в нашем мире нужен хаос?
КРЫЛЬ 15-04-2007-21:52 удалить
Вопрос в том, что такое событие.
По Э.Бентли в драме всего есть 4 вида распространенных в сценическом действии событий:
Рождение, Смерть, Проповедь, Суд.
(Если вы знаете какие-то другие события, то дополните меня, буду вам благодарен)
Судом, может являтся монолог, где Рублев отказывется идти в Москву. (В данном случае он выступает в роли судьи)
Проповедь, по сути спасает, мальчика вылившего колокол (в 3-ей части). Не помню как его зовут, давно смотрел.

Я еще бездоказательно предположу. И буду скорее всего прав, что переход из акта, в акт, В Андрее Рублеве всегда, сопровождается событием связанным с жизнью Андрея Рублева. Так как без этого не было бы никакого фильма вообще
(поворотный пункт).

Что касается Хайдеггера. Попробуйте открыть сегодняшние новости в Интернет.
И заменить слово "Мир" и "Бытие",в приведенной вами цитате, на слово "Сегодняшний день" и "Наша жизнь". Вы всё поймете:)


Меня смутила не гармония, а БЛАГО ЕГО ГАРМОНИИ, я не знаю что это такое. Звучит не очень:)
Вы знаете, говоря о действии, событии, я имела ввиду ВСЕГО ЛИШЬ :-) толкование этих терминов К.С.Станиславским. Никаких Рождения, Смерти, Проповеди и Суда я у него не нашла :-) А если уж говорить о значимости событий, то есть кульминационное, затактное, финальное и т.д.. Думаю, спорить не будете, что А.Тарковский в своих постановках ориентировался именно на Константина Сергеевича. Не хочу сказать, что в фильме их (событий) нет. Есть непременно! Речь шла о том, что сам Рублёв не совершает никаких конкретных действий, таких же очевидных, как, например, действия татар или мужика, летящего на шаре. Это ещё раз подчёркивает созерцательность художника, стремление сначала познать мир, прежде чем пытаться его исправить, вмешавшись. Естественно, вся жизнь Рублёва была наполнена событиями, и они – как вам не быть правым – чётко обозначены границами эпизодов. Но, повторюсь, конкретные ДЕЙСТВИЯ художника, остаются за кадром.

Слово «его» во фразе «на благо его гармонии» -- это местоимение, заменяющее существительное «бытие». По-моему, так понятно! Но если вы говорите именно о неблагозвучности, то… На мой взгляд, предложение вполне удобоваримо :-)

Да, простите, но не поняла несколько вашей мысли по поводу «мира» и «бытия». Разъясните, если будет нетрудно.
КРЫЛЬ 15-04-2007-23:57 удалить
Хм. Очень уважаю К.С.Станиславского. Сейчас читаю: "Моя жизнь в Искусстве". Очень здорово. Но то, что вы у него не нашли, важнейших событий в духовной жизни любого человека, это проблема...
и не моя! Может быть это проблема времени, в котором он существовал. Когда об этом возможно и модно было говорить, он поднимал театр, было не до того. Потом за это стали сажать и стрелять. И было опять не до этого.



Про действия: Чем не конкретное действие. Отказатся от заманчивого, прибыльного предложения. От денег, славы. Из-за моральных принципов. Это выбор характера в драматической ситуации. Герой просто не может быть тут пассивный. Зритель уйдет из зала.


"Мир, бытиё".Я всего лишь хочу сказать, мир никогда не будет таким, что бы было возможно "бережно и любовно подправлять его недостатки" Это утопия. Что, к слову, и показал Тарковский.
Что ж, давайте разберёмся в действии, ибо я всё же настаиваю на своём. Возможно, я не вполне ясно выразилась, поэтому восполню сей пробел. Чтобы было понятнее, раздвоим действие на ФИЗИЧЕСКОЕ и ВНУТРЕННЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ. Яркий пример физического действия… допустим, пляска Скомороха. А вот Андрей совершает действия как раз другого рода. Вспомните, когда были первые постановки пьес Чехова (хотя бы «Чайка») многие называли их провальными, ибо далеко не всем было понятно, что пьесы Антона Павловича насыщены действием, но действием именно психологическим, внутренним. Именно такие действия совершает Андрей. В них почти нет движения тела, но есть движение разума. Именно об этом я и писала. Это, на мой взгляд, и есть созерцательность.

А на счёт утопии «бережного подправления недостатков»… Это, скорее, не утопия, а цель, к которой надо стремиться. Ведь признанный вами Соловьёв тоже писал об идеальном всеединстве, которого, увы, невозможно достичь. А Тарковский показал как раз возможность приближения к этой «утопии». Разве своим творчеством Рублёв не поселял в души людей те зёрна доброты и гармонии, которые потом давали ростки человеколюбия, веры, любви? Пусть это капля в море, но он ЧТО-ТО ДЕЛАЛ! Ведь глядя на иконы, ни у кого из нас даже намёка на преступные греховные мысли не будет (пусть и недолго :-) Человек словно очищается, становится светлее! Это, на мой взгляд, и есть то штрих, то подправление, о котором говорит Хайдеггер.
КРЫЛЬ 16-04-2007-17:04 удалить
Мне тоже вчера пришло в голову, что мы смешали "Драматическое действие" и "Сценическое действие" . Вполне возможно, что рассматривая сценического действия, Солоницын действительно играл созерцательность, и отрешенный взгляд на мир.

"зёрна доброты и гармонии...":)
Ну да Пугачевский бунт, Степан Разин, Декабристы. Жаль что я не историк. Весь 19-ый век. Польское востание 1830 года. Весь двадцатый век. Поймите я не против мировой гармонии, даже за. Собственно Андрей Рублев, и Тарковский, и Солоницын всё это знали. Вряд ли речь шла о том, что человек становится светлее. Разве, что речь идет о катарсисе.
Возможно и катарсис... Я тоже не историк, но знаю, что те же декабристы, Пугачёв возле икон становились самыми кроткими созданиями и со слезой вымаливали прощение за свои грехи... Да, таково уж свойство души русской: рубануть с плеча, а потом всю жизнь это замаливать.

"Тётушка, я тоже буду как вы: грешить и каяться, грешить и каяться!...", -- заявляет юная особа в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты". (Цитата может быть не точной, я по памяти.)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А.Тарковский и русская религиозная философия (на материале фильма «Андрей Рублёв»)-I | Andrey_Tarkovskiy - сообщество: Andrey_Tarkovskiy | Лента друзей Andrey_Tarkovskiy / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»