С удовольствием присоединяюсь к сообществу и вношу скромный вклад в виде собственной рецензии.
В 1974 году Андрей Тарковский снял фильм «Зеркало», за который получил столько критики, сколько не получал за все свои предыдущие и последующие картины. Фильм общепризнанно считается центровым в фильмографии режиссера. Сегодня я посмотрел его во второй раз.
Фильм не имеет явной сюжетной линии, поэтому нет смысла пытаться его пересказывать. Главный герой вспоминает картины из своего детства. Эти воспоминания перемешаны с событиями, происходящими вокруг. События в прошлом и настоящем совпадают и перемешиваются в сознании персонажа: в детстве он рос без отца, став взрослым, сам бросил сына. Путаницы добавляют актеры, которые играют по две роли: разных персонажей в разное время. Мать в прошлом – точная копия жены в настоящем. Сам герой в прошлом – копия своего сына в настоящем. Подчеркиваю, персонажи из прошлого похожи на настоящих, а не наоборот. Мы видим не объективную экранизацию прошлых событий, но экранизацию субъективных воспоминаний и субъективного восприятия действительности. Этот клубок предстоит распутать упорному зрителю, причем одного просмотра явно недостаточно.
В фильме есть несколько революционных моментов. Во-первых, съемка от первого лица на протяжении половины фильма. Напомню, 1974 год, Doom’а нет еще даже в проекте. Во-вторых, обилие рапидной съемки: замедленный бег, замедленное движение травы и деревьев. Это все за 30 лет до «Матрицы». В-третьих, нереально красивые контрасты: огонь под дождем, изысканные платья на фоне облупленных стен и много еще чего. Ну и кроме этого, обилие всевозможных символов и намеков, которые можно трактовать как по Библии, так и по Фрейду.
К фильму «Зеркало» у меня особое отношение. Этот фильм мне нравится и не нравится одновременно. Я восхищаюсь постановкой кадра, игрой актеров, многими диалогами и монологами. Меня также радует обилие в фильме чисто Тарковских фишек: с потолка там все время капает, камера плавно двигается кругами, стены вечно грязные. В то же время откровенно раздражает постоянное бубнение стихов Арсения Тарковского в исполнении автора, документальные кадры и некоторая несвязность фильма. Но все таки я признаю, что если выкинуть из фильма стихи, убрать хронику и попытаться упорядочить сцены, «Зеркало» больше потеряет, чем приобретет. Это авторское творение, гений мирового кинематографа знал, что снимать и как монтировать. Такой вот противоречивый фильм.
Рекомендуется к просмотру людям, имеющим склонность к возвышенному: фильм переполнен стихами, образами ренессанса и классической музыкой.
[512x384]