[293x300]
А в следующем, 1977 году состоялась встреча Алисы Бруновны с режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым. Сам он многократно признавался, что Фрейндлих — одна из его любимых актрис, и неоднократно предлагал ей сниматься, но все что-то мешало. Она пробовалась на Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», но в то время была беременна дочкой; ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую исполнила Валентина Талызина. Но в 1976 году Эльдар Александрович пригласил ее без проб сняться в главной роли Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман» и, что называется, «попал в яблочко». С тех самых пор и до сегодняшнего дня творчеством актрисы активно интересуются, его изучают, о нем пишут. В 1977 году она и Андрей Мягков, который сыграл ее экранного мужа Анатолия Ефремовича Новосельцева, за работу в фильме «Служебный роман» были названы лучшими актерами года.
[200x240]
Звездную роль директрисы Людмилы Прокофьевны Калугиной драматурги Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали специально для Фрейндлих... в качестве извинения за старые грехи — за то, что Рязанов дважды не утвердил актрису в свои фильмы. Теперь же Эльдар Александрович говорит, что своей популярностью и признанием «Служебный роман» обязан Алисе Фрейндлих. Ее дуэт с Андреем Мягковым просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей.
Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде, в семье профессора Политехнического института. В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах увлекся театром, стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в спектаклях. Тем не менее после окончания школы Андрей Мягков поступил в Ленинградский химико-технологический институт, после, окончания которого был направлен на работу в Институт пластических масс. В 1961 году в поисках талантливой молодежи в Ленинград приехали преподаватели Театрального училища имени Немировича-Данченко. Мягков решил попробовать свои силы и, успешно пройдя три отборочных тура, был принят на учебу и Школу-студию MXAT.
Закончил Мягков школу-студию в 1965 году и был принят в труппу театра «Современник». Одной из первых работ актера на сцене «Соплеменника» стала роль престарелого дядюшки в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому. (Именно в этой роли его заметил Элем Климов и предложил главную роль в картине, о которой мы уже упоминали, — «Похождения зубного врача». Так состоялся дебют Мягкова в кино.) В 1977 году Андрей Мягков перешел из «Современника» во МХАТ.
К Первой серьезной ролью молодого артиста стала роль Алеши Карамазова в картине режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», вышедшей на экраны в 1969 году. В театре в это время Мягков был занят в спектаклях «На дне» (Барон), «Обыкновенная история», «Балалайкин и К°».
В 1975 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром». Мягков в роли Жени Лукашина очаровал своей игрой всю страну, и популярность актера тогда была просто фантастической. Другими прекрасными его ролями у Э. Рязанова стали персонажи картин «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс» (в последней картине он снова играл вместе с Фрейндлих).
В числе других фильмов с участием Андрея Мягкова заметными событиями кинематографа стали «Дни Турбиных» (1976), драматическая лента Глеба Панфилова «Мать» (1990), комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Осенние соблазны» (1993), политический детектив Дмитрия Астрахана «Контракт со смертью» (1998), «Сказ о Федоте-стрельце и невидимом граде Расея» (2001).
В первой серии фильма «Служебный роман» А. Фрейндлих постаралась сделать себя как можно более «недотепистой»: она отыскала в недрах костюмерной «Мосфильма» неказистый костюмчик 52-го размера, в котором, и снималась. Зато потом нарядные платья шили специально на нее. Заметим в скобках, что платье с синим воротником и карманами, в котором она является на работу, ошарашивая всех своим преображением, а затем самозабвенно лупит зонтиком Мягкова-Новосельцева с криком: «Он назвал меня мымрой!», предприимчивые киношники умудрились использовать на съемке фильма «Экипаж». Там в него одета женщина, играющая мини-роль в сцене катастрофы.
Говорят, что после выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание. Когда картина вышла в прокат, она оказалась в числе лидеров по посещаемости, а Алиса Бруновна и сейчас называет роль Калугиной в числе своих самых любимых.
Единственное, с чем в фильме явно был перебор, так это с количеством курящих в нем женщин. Там постоянно курила и главная героиня, и ее секретарша в исполнении Лии Ахеджаковой. Так что, вероятнее всего, выход «Служебного романа» на экраны спровоцировал появление новых злостных курильщиц в нашей стране... Э. Рязанов придумал жанр «городской сказки», когда невероятный или экстравагантный сюжет помещается в реальную бытовую среду, и в результате получается необычный сплав условного и жизненного. «Служебный роман» стал идеальным вариантом его любимой трагикомедии, в котором просматривались особенности режиссерского почерка: переплетение смешного и грустного, веселого и печального, помноженного на талант исполнителей главных ролей.
Фильмы Рязанова можно назвать «кузницей звезд». После «Карнавальной ночи» проснулась знаменитой Людмила Гурченко, после «Гусарской баллады» — Лариса Голубкина. «Служебный роман» стал триумфом Алисы Фрейндлих, которая пленила сердца миллионов зрителей. Эльдар Рязанов не только дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам, но и по-новому раскрыл талант уже известных артистов, как это и случилось с Фрейндлих. Этот очень интеллигентный фильм остается актуальным и сейчас, в наше время, когда XXI век только начался. На фоне всеобщего упадка культуры в массах подобные фильмы вызывают ностальгию по тому времени. К сожалению, сегодня все мы уже говорим другим языком, но темы для разговоров остались те же — о погоде, о любви и чувствах, о детях, достоинстве, верности — наших жизненных ценностях. Этот фильм — памятник тому великому времени с красивыми и ненавязчивыми песнями и стихами, с московскими дождливыми и заснеженными улицами, с теми людьми, которые жили, встречались, любили друг друга, обретали себя. Это фильм о жизни. А жизнь — это такая штука, которая не прекращается даже на работе.
После выхода этого фильма на экраны в обиходе можно было услышать знакомые фразы: «Поставьте Веру на место», «У меня мальчик и... мальчик, два мальчика», «Куда ехать? — Прямо!», «Вот она сидит — в жутких розочках», «Я этот салат делаю лучше твоей жены, в него надо добавлять тертое яблочко», «Скажите, а кроме вас об этом еще кто-нибудь соображает?— Весь коллектив!».
Съемки фильма «Служебный роман» чередовались со спектаклями в театре, поэтому шли по очень жесткому графику. Актрисе приходилось иногда по шесть ночей в неделю проводить в поезде. Но роль ей нравилась, как и работа с Эльдаром Рязановым, которая потом имела продолжение. Но об этом — в свое время, потому что в 1977 году были еще немаловажные события в творческой жизни Фрейндлих.
Приходится признать, что профессия артиста очень тяжелая и во многом— просто унизительная, во всяком случае, для женщины. Обычно в каждой пьесе две трети мужских ролей, и только одна треть— женских. Кроме того, некоторые артистки, чтобы «выбраться в люди», используют для этого многие возможности, вплоть до самых унизительных. Кто-то этой участи избегает, но, в общем-то, это известный в мире кино и театра факт, и поэтому многие актеры-родители, пытаясь оградить дочерей от такой судьбы, не помогают им при поступлении в театральный институт. И еще: у женщин очень короткий век в театре, поэтому хорошо, если находятся режиссеры и драматурги, которые создают свои постановки в расчете на конкретную исполнительницу. У Фрейндлих, к счастью, были такие друзья. В их числе — известный ленинградский телевизионный режиссер Александр Белинский, которого мы знаем по многочисленным телепостановкам, сделанным специально для Натальи Гундаревой («Трактирщица»), Екатерины Максимовой («Галатея», «Старое танго»), Галины Беляевой («Перикола»), Галины Вишневской («Провинциальный бенефис»). Вот и для Фрейндлих он сделал две работы. Первая — инсценировка рассказа А. И. Куприна «Мадрид», вторая — роль Екатерины Александровны Елочкиной в спектакле «Пятый десяток».
Екатерина Александровна — библиотекарь маленького провинциального городка. Она из числе тех, о ком обычно говорят: не сложилась личная жизнь. Она одна воспитывала дочь, которая выросла и уехала учиться в Москву. А Елочкина так и живет в своем городке, помогает своей подруге и одинокому соседу! Этот замечательно теплый спектакль с хорошим финалом тоже неоднократно транслировался по телевидению.
Но вот беда — на самом пике творческих достижений у Фрейндлих начался конфликт в личной жизни. И вот почему. Зрителям всегда нравились постановки И. П. Владимирова. Чтобы купить билеты в его удивительный театр, они дежурили возле билетных касс ночами. Но, несмотря на всеобщую любовь и признание, журналисты просто достали его своей критикой. Как ругали за все его спектакли и как он это переживал, знает только Алиса Бруновна. А его ругали буквально за все! Критика просто изничтожала каждую новую работу мастера. И в конце концов он сдался — опустил руки и начал пить, а свои постановки делал уже в большой мере просто по инерции. И хотя он по-прежнему продолжал ставить для А. Фрейндлих спектакли, долгий семейный союз дал трещину. Актриса по сей день отзывается о нем с особой теплотой: «У меня был замечательный муж, соратник и союзник. Мы вместе создавали театр, как говорится, двигались в общем танце. Никаких мужских амбиций не было до той поры, пока их в нем не взрастила критика... Мы перестали быть мужем и женой, но еще пять лет продолжали вместе работать».

В декабре 1978 года И. Владимиров ставит для нее «Вишневый сад» А. П. Чехова (Раневская — Фрейндлих), в котором сам сыграл роль Гаева (Лопахин — Л. Дьячков). Эта постановка была для нее мучительно сложной: «Когда я впервые начала работу над образом Раневской в «Вишневом саде», то поначалу понимала о ней больше, чем на последующих стадиях. Я не набирала, а теряла ощущение образа, потому что в каждом новом чтении обнаруживала новые идеи, которые способны были увести в сторону от уже выстроенного рисунка. Я потеряла надежду угнаться за Чеховым, и во мне зрело желание начать еще раз все сначала, попытаться по-иному понять Чехова — может быть, через другую актерскую среду и другую атмосферу, что и привело меня в театр «Современник». Я и сейчас сравниваю: чья точка зрения на пьесу правильная? Просто Чехов неисчерпаем».
Упоминание о «Современнике» значит следующее: но приглашению режиссера Галины Волчек, поставившей тот же спектакль «Вишневый сад», Фрейндлих три года ездила в Москву играть Раневскую на другой сцене, в другом театральном решении (после того как из «Современника» ушла Татьяна Лаврова — первая Раневская).
А в кино у Фрейндлих в это время начался настоящий Ренессанс. В 1978 году она вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» (по одноименной пьесе А. Арбузова), а также в фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» (небольшая роль жены главного героя). Хотя работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, знающие толк в кино люди высоко отметили ее игру.
Еще одной заметкой работой актрисы в 1978 году стала роль королевы Анны в культовом приключенческом фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера», в который ее (как и в «Служебный роман») утвердили сразу — без проб. «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе, — вспоминала актриса. — Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».
Режиссер придумал для актрисы много деталей. В первую очередь пощелкивание пальцами, свойственное испанкам, ведь по происхождению Анна Австрийская наполовину еще и испанка! Каждое душевное движение королевы мы прочитываем на ее лице, несмотря на то что ей нельзя открыто демонстрировать чувства и испанские страсти, ведь она — королева! Трудно сказать, какая сцена фильма у нее лучшая — дуэт с Бэкингемом, сцена отчаяния с ножом в руке, сцена на балу, когда она гордо показывает алмазные подвески, сияющие у нее на плече, или объяснение с д'Артаньяном, когда она робко спрашивает у него про Бэкингема: «Ну, как он там? Вы понимаете, о ком я говорю?» Все сцены выстроены драматургически безошибочно — с нарастающим темпом и экспрессией, рождая у зрителей настоящий восторг от игры актрисы.
Лучшую свою роль в кино — роль блистательного д'Артаньяна — в этом фильме исполнил Михаил Боярский. Имидж романтического героя — пластичного, ловкого, обаятельного мужчины без слабых мест — укрепился за ним в последовавшей далее серии историко-костюмных фильмов, поставленных Светланой Дружининой: «Гардемарины, вперед!» (1987 год, роль — шевалье де Брильи) и «Виват, гардемарины!» (1991 год).
Помимо упомянутых, актер снялся в других картинах: «Мама» (1976 ход, роль — Волк), «Сватовство гусара» (1979 год, роль — гусар Иван Федорович), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 год, роль — бандит), «Узник замка Иф» (1988 год, роль — Фернан Мондего), «Дон Сезар де Базан» (1989 год, роль — дон Сезар де Базан), «Тартюф» (1992 год, роль — Тартюф).
Зригель любит его героев в сериалах «Королева Марго» (1996 год), «Зал ожидания» и других.
В 1986 году М. С. Боярский покинул Театр имени Ленсовета. Он создал свой театр «Бенефис», где стал и художественным руководителем, и директором. Но главной его ролью, конечно, навсегда останется непревзойденный д'Артаньян в экранизации романа А. Дюма (1978 год), где он встретился с королевой Франции в исполнении А. Фрейндлих.
Стоит также отметить, что кинорежиссер Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич не забыл про исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Мы помним в ее исполнении песни из фильма «Служебный роман» («У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет»), песни в фильме «Старомодная комедия». Они часто звучат по радио и на телевидении. Теплая, лиричная манера исполнения пришлась по душе зрителям, принесла актрисе славу. Заметим, что песни и зонги в исполнении Фрейндлих не раз записывались на пластинки, и мюзикл «Голубой щенок» композитора Г. Гладкова она записала дважды — при озвучивании одноименного мультфильма и во время выпуска пластинки с тем же названием.
В ноябре 1979 года в Театре имени Ленсовета вышла пьеса М. Рощина «Спешите делать добро», где Фрейндлих исполнила нетипичную для себя роль Филаретовой — инспектора райисполкома по работе с несовершеннолетними. Эта одно из замечательнейших киданий актрисы и в своем роде единственное. Критики удивлялись: «Прекрасная Фрейндлих вдруг что-то такое собой сделала и абсолютно правдиво явилась на сцену сутуловатой, с напряжением во всей осанке, с нарочито жесткой, деловой поступью. Губы ярко накрашены, глаза кажутся маленькими и даже, скажем так, бесперспективными, они утыкаются лишь в близстоящий предмет. Костюм из ядовито-синего кримплена, ослепительно черные сапоги-чулки, крупные серьги. Эта женщина была упоительна (очаровательна, увлекательна) в сценической аранжировке Фрейндлих».
А в декабре 1981 года вышла постановка «Нечаянный свидетель» по пьесе А. Арбузова «Воспоминание». Это была последняя для Фрейндлих премьера на сцене Ленсовета. Она исполняла роль Любови Георгиевны — пленительной женщины сорока четырех лет, которую ни с какой другой не спутаешь. Актриса изображала незаурядно одаренную, волевую натуру. Ее Любовь Георгиевна, талантливый хирург, чем-то напоминает повзрослевшую, возмужавшую Таню из раннем пьесы Арбузова. Но только теперь героиня хорошо знает себе цену, вполне владеет собой и ограждает свой внутренний мир от непрошеных гостей, не считая себя обязанной нравиться всем. Фрейндлих продемонстрировала свою удивительную способность не налегать на красивость слов, а помогать проникнуться под текстом реплик, словно бы мимоходом открыть для себя и обещать другим иной, пусть пока неясный, невысказанный смысл. Скажет что-то тому, другому, сама улыбнется, пилочкой по ногтям махнет — и слова оказались чуть переиначены, связи между ними ослабели. Вот фраза, которую она произносила в сцене по дороге из ресторана: «Но время, отпущенное мне, кончается. Того гляди, пробьет мой час».
Все зрители знали, что Фрейндлих расстается с главным театром своей жизни. Она впустила переживания — свои и зрительного зала— в эту маленькую фразу, и второе содержание текста было понятно всем. Зрители это почувствовали. Последние ее спектакли в Театре имени Ленсовета - не только «Нечастый свидетель», но и все, что Фрейндлих еще играла, — шли при очевидной встревоженности и актрисы, и зала. Многие плакали.
Фрейндлих ушла из этого театра. Она еще доигрывала спектакли, которые не могли идти без ее участия, — «Варшавскую мелодию», «Дульсинею Тобосскую», «Люди и страсти», «Нечаянного свидетеля», но конца лета 1983 года она уже стала актрисой БДТ. Она рассталась с Театром имени Ленсовета, где прослужила ровно 22 года и где сыграла 22 роли.
В начале 80-х Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиру разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета. Юрий Соловей стал ее третьим мужем. Разница в возрасте 15 лет — почти столько же разделяло ее с Владимировым. Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам Фрейндлих, очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка. В квартире актрисы появилось немало ее портретов, исписанных новым супругом. Казалось, их художественный и семейный альянс будет удачным. Но третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Причина развода была банальна: стрессов этот союз принес больше, чем радости и счастья. Красноречивым отражением ее собственной жизни в эти годы стал фильм «Опасный возраст» (1981 год), в котором она исполнила главную роль. Ее героиня из-за нелепой причины разводится с мужем, с которым прожила много благополучных лет, разменивает квартиру, хотя сын (артист Антон Табаков) всячески пытается примирить родителей.
В 1983 году Алиса Фрейндлих стала актрисой БДТ имени М. Горького, хотя ее приглашали многие московские театры. Но Алиса Бруновна осталась верна своему родному городу, в котором «родилась аж дважды». «Уж если я в молодости отсюда не уехала, то теперь-то уже вовсе незачем», — так комментировала она свои отказы.
Фрейндлих продолжала плодотворно работать в кино, снималась в картинах разных жанров, чувствуя себя при этом везде легко и органично, И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама. Легкая, непринужденная манера игры Алисы нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова. После успеха «Служебного романа» актриса с удовольствием приняла приглашение на роль Огудаловой в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет сомневался относительно ее кандидатуры. Почему-то принято считать, что Огудалова — монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.
Кстати сказать, исполнительницу роли Ларисы — дебютантку Ларису Гузееву, которая явилась на кинопробы хиппуя, сквернословя, отплевываясь и куря «Беломор», — режиссер утвердил, поскольку она была чертами лица похожа на Фрейндлих. По ходу съемки Алиса Бруновна, помогая Э. Рязанову, учила Л. Гузееву актерским премудростям. Например, когда понабилось, чтобы Лариса заплакала, а у Гузеевой слезы никак не лились, Фрейндлих сказала: «Лариса, прости меня!», после чего подошла и влепила ей звонкую пощечину! Резкость была кстати: слезы полились, режиссер дал команду: «Мотор!», и сцена получилась такой, какой надо. Даже в период картинного межсезонья Алиса Фрейндлих продолжала сниматься. Она вновь сыграла королеву, Анну в продолжении «мушкетеров» — «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Правда, эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. В стране стремительно менялась политическая и экономическая ситуация, не хватало средств на фильмы, но Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич утверждал, что в этих фильмах Фрейндлих выглядела еще более красивой и привлекательной, чем в первом мушкетерском сериале.
Большой удачей актрисы стала роль писательницы и фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» - художественном «перепеве» повести-притчи Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Ее героиня, словно железной пятой, давит на свою невестку (артистка Ингеборга Дапкунайте), вынуждая ту потворствовать гибели свекрови.
В фильме «Успех» режиссера К. Худякова Алиса — Бруновна сыграла роль примадонны провинциального театра, которая открыто вступает в конфликт с приехавшим в их городок новым режиссером (артист Леонид Филатов). В этом маленьком замкнутом мирке ее героиня была почти диктатором, а ее действия и про тесты поощряемы местным начальством. Но молодой человек строит свои взаимоотношения с ней так тонко, что в конце концов она становится союзницей и исполняет в его постановке главную роль.
Годом позднее А. Фрейндлих снялась в эпизоде фильма «Прости». Она сыграла жену одного из героев, который, решив ей изменить, приводит домой новую знакомую и оказывается лицом к лицу со своей супругой Лизой. Игра Фрейндлих в этой сцене подтверждает известную актерскую поговорку о том, что нет маленьких ролей — крупный артист из каждого эпизода сделает шедевр.
В Большом драматическом театре Алиса Фрейндлих исполнила роль леди Макбет в трагедии Шекспира (режиссер Чхеидзе). Леди Макбет — роль, которая никогда не приходила в голову самой Фрейндлих, на столько чужды были ей макбетовские страсти. Но роль предложили, и она вместе с режиссером стала думать, что в ее характере соответствует характеру этой отчаянной героини. И пришли к неожиданному выводу, что такое общее свойство у них, как ни странно, есть. Это — безумная любовь. Но бывает любовь, облагораживающая человека. А бывает, как у леди Макбет,— уродливая, когда во имя любви совершаются ужасные поступки и даже убийства. Любовь имеет крайности. Вот за это и зацепились в работе над ролью актриса и постановщик. Результат был ошеломляющий. Ролью леди Макбет был восхищен и отец актрисы, Бруно Фрейндлих, который рассказал об этом в своем интервью.
Однако эта работа стала не только триумфом Алисы Бруновны, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
Вот перечень наиболее значительных постановок БДТ, в которых принимала участие Алиса Фрейндлих. 26 марта 1984 года прошла премьера спектакля «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе А. Володина «Блондинка» в постановке Г.Товстоногова и В.В.Шабалина. Партнерами актрисы по сцене были А. Толубеев, М. Данилов, Ю. Демич, Н. Ольхина, В. Кузнецов. Алиса Бруновна сыграла Ирину — человека максималистского склада. «Неприкаянность и энтузиазм, бесшабашность и вера в ускользающее счастье, парение духа и черствость души — чего только не намешано в Ирине. Еще шаг, и мы записали бы ее в «антигероини», но актриса и режиссер не позволяют нам этого. Ирина — лирическая героиня спектакля и самой актрисы: она может заблуждаться, быть неразумной и жестокой, но честность, бескорыстие, цельность натура делают ее достойной не осуждения, но сострадании. Мир спектакля разрезан на эпизоды. Единство действия несет на своих плечах Алиса Фрейндлих, собирая все нити в узел, не давая прерваться мысли, остыть чувству» (У.Алексеева).
Вскоре у нее состоялся ввод на эффектную роль хищницы Глафиры в уже готовом спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского.
Спустя год Г. А. Товстоногов специально для Фрейндлих и Владислава Стржельчика сделал свою сценическую версию пьесы Н. Саймона «Этот пылкий влюбленный». Это спектакль-диалог, в котором участвуют всего два человека — мужчина и женщина, но по ходу сюжета они преображаются в разных людей. Фрейндлих воплотила на сцене образы сразу трех женщин, и все они получились такими разными. Элейн — женщина, которой скоро сорок лет. Она обаятельна ироническим остроумием, своей взрослостью, трезвой, авантюрной женственностью. Бобби — самая молодая из трех, однако совсем сбившаяся с пути, задерганная. Нелепое создание в желтом плащике, под которым скудная одежда. Дженет — добропорядочная женщина с книжным представлением о жизни, пустившаяся навстречу пороку, навстречу диким страстям.
«Надо видеть, как играет всех этих женщин Алиса Фрейндлих. Особенно последнюю — Дженет. Сама невинность и добродетель, Дженет-Фрейндлих является на свидание, как некая фурия, учиняющая допрос пылкому влюбленному. Этот Тартюф в юбке сыгран актрисой со множеством противоречивых оттенков. Ее Дженет, то и дело направляясь к ложу посреди комнаты, каждый раз минует его и усаживается на край пуфика в стороне от «позорного» места. На наших глазах, двое— он и она — встретились, чтобы освободиться от одиночества. Но одиночество в этом нелепом свидании восторжествовало: слишком безжалостно за полнило оно бытие героев. И фарс обернулся грустным чеховским юмором, к которому добавилась горечь за одинокого человека» (Ю. Смирнов-Несвицкий).
За время пребывания в БДТ у актрисы Фрейндлих была чудесная творческая встреча с известным режиссером Романом Виктюком, который специально для нее ставил спектакль «Осенние скрипки» по пьесе драматурга Ильи Сургучева. Эту пьесу Р. Виктюк, можно
сказать, возродил из небытия. Сама пьеса, как и ее автор, творивший в начале XX века, давно забыты. В 1915 году режиссер МХАТа В. И. Немирович-Данченко жаловался писателю Леониду Андрееву, что ему навязали пьеску, что, по сути, это «водица с лимоном и сахаром», паниковал, как бы ее постановка не подмочила его корифейскую репутацию и не повлияла на его театральное реноме. Тем не менее спектакль во МХАТе вышел крепкий, а главная женская роль, в которой выступала сама Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, принесла ей невиданный успех. Талант и обаяние актрисы преодолели даже заведомую слезливость мелодрамы.
Режиссер Роман Виктюк, как и Мейерхольд, убежден, что в театре можно поставить все, даже телефонную книгу. У Виктюка она, нет сомнений, была бы про любовь. А уж с такой сильной актрисой, как А. Б. Фрейндлих, Виктюку ничего не страшно. Эта постановка должна былa отправиться на гастроли по Израилю. Последние ее репетиции проходили в театре БДТ, который тогда уже носил имя Георгия Товстоногова. Накануне актриса сыграла спектакль «Коварство и любовь» — последний в сезоне и на своей сцене. Репетиции Виктюка — зрелище захватывающее. Он быстро думает, скрывая за легкой игривостью основательность работы мысли. Виктюк — артист и поэтому сам артистов любит и понимает. «Какая актриса! — шепчет Виктюк в адрес Фрейндлих, закрывая ладонью лицо и отворачиваясь.— Нет, я не могу, я уйду». Он делает маленький круг по площадке и позволяет себе деликатно высказать замечание: «Алисонька! Алисочка. Алисуня... Извини, что я пристаю...»
Репетиция с Фрейндлих — дело тонкое и осторожное. Истинный ценитель и коллекционер, Р. Виктюк обращается с ней, как с драгоценным хрупким произведением искусства. В ее работе, даже в застольном периоде (по тетрадочке с ролью), присутствует свежесть акварельной зарисовки. В перерыве, когда все расходятся покурить, выпить кофе, она тихо усаживается в уголок, забивает мундштук очередной сигареткой и вновь проходит свой текст, тщательно и углубленно. Кажется, она заполнена своим персонажем до краев и уже излучает легкую, светлую, заливающую все вокруг любовь. Но вот перерыв завершился, и снова Виктюк объясняет ей, почему ее рука должна не сжимать спинку стула, а легко и беспомощно соскальзывать с нее, повисая безжизненно в воздухе. Он объясняет, на какую реплику это должно происходить и что за этим словом-движением стоит. Он ищет жесты любви. Актриса находит их.
За 15 лет работы в БДТ Фрейндлих приняла, участие в 10 постановках, но не все они были адекватны масштабу ее мастерства. Сравните: в Театре имени Ленсовета в «Вишневом саде» она играла главную роль Раневской, а здесь — более чем скромную Шарлотту. Были роли в спектаклях «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева (режиссер — В. Филыитинский, роль — Ванда Кепеци, 1986 год), «На дне» М. Горького (постановка Г. Товстоногова и В. Б. Шабалина, роль — Настя, 1986 год). Тогда ее партнерами по сцене были корифеи БДТ: Лебедев, К. Лавров, О. Басилашвили, С.Крючкова.
Постановку пьесы «Стеклянный зверинец» Е. Уильемса, где Фрейндлих сыграла роль Аманды Уингфилд, сделал приглашенный из США режиссер Н. Джексон. Премьера спектакля была 19 апреля 1988 года, и эта роль нравилась самой Алисе Бруновне. Еще две пьесы из классического репертуара продемонстрировали умение актрисы комфортно чувствовать себя в костюмах разных эпох. В 1990 году Т. Чхеидзе пригласил ее на роль леди Мильфорд в драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, где она играла вместе с молодой, но очень талантливой актрисой Е. Поповой, а также с К. Лавровым, Н. Усатовой, А. Толубеевым. А почти через восемь лет она исполнила роль леди Крум в пьесе «Аркадия» драматурга Т. Стоппарда в постановке режиссера Э. Нюганена. Тогда вместе с ней на сцене играли М. Лаврова, А. Толубеев, Е. Гороховская, П. Семак. Словом, актриса, ранее привыкшая к супернасыщенной творческой жизни, теперь в основном довольствовалась ролями второго плана.
15 сентября 2005 года Большой драматический театр имени Товстоногова отмечал 80-летний юбилей своего художественного руководителя — народного артиста СССР Кирилла Лаврова премьерой спектакля режиссера Николая Пинигина «Квартет» по произведению английского драматурга и сценариста Рональда Харбуда. «Звездный» актерский состав «Квартета» впечатлял: Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Зинаида Шарко. Мэтры сыграли роли бывших знаменитостей оперной сцены, которые дожимают свой век, как это ни печально, в доме престарелых. Когда-то у них было все: мощные голоса, слава, несмолкающие овации, амбициозность, в конце концов. А сейчас... Но настоящий оперный певец не должен умереть в постели. Смысл его жизни — сцена! Однажды им в голову приходит странная и на первый взгляд безумная мысль. Ко дню рождения Верди они решают спеть, как когда-то много лет назад, знаменитый квартет из оперы «Риголетто», в котором участвуют основные герои оперы — коварный и легкомысленный герцог, нежная девушка Джильда, ее отец — горбун, придворный шут Риголетто и еще одна девица по имени Маддалена. Буквально на глазах одинокие старики преображаются, у них появляется смысл жизни. Певцы готовятся к концерту, заранее понимая, что их ждет. Каждый из них вспоминает свое прошлое, кто-то открывает тайны, кто-то признается в грехах, кто-то в обманах и лжи.
Развязка близится к концу. Бывшие оперные кумиры выходят на сцену. Они так мечтали исполнить квартет из великой оперы... Каков финал? Чем все закончится? Зритель до самого конца находится в напряжении, хотя, казалось бы, никакой интриги там не предусмотрено. Но одновременно с проникновением и суть сюжета на этом спектакле можно было также насладиться игрой великих актеров, в том числе и народной артистки Алисы Фрейндлих.
До самого конца пребывания в БДТ Алиса Бруновна чувствовала себя новичком, «пришельцем». Если бы Георгий Александрович Товстоногов, который пригласил ее в этот театр, прожил немного дольше, наверное, ее жизнь там сложилась бы по-другому. Но его не стало. Хотя в БДТ Фрейндлих играла около полутора десятков лет, ролей «для души» у нее было немного — Аманда в «Стеклянном зверинце», три дивертисмента в «Пылком влюбленном» и роль в пьесе «Калифорнийская сюита».
В последние годы ее не баловало и кино, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться очередной работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика», который имел успех, после чего вышли вторая, третья и четвертая его части. Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу "обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Кроме того, она вдруг встречается со своим прежним приятелем, с которым ее когда-то связывали сильные чувства (в этой роли прекрасно выглядит известный режиссер и актер Станислав Говорухин). И, как сказано у классика, унылая жизнь двух удалившихся на покой пожилых людей вдруг расцветает новыми красками — «...блеснет любовь улыбкою прощальной».
В последней части сериала «Женская логика» актриса снималась вместе с дочерью Варей, которая исполнила там одну из второстепенных ролей. Что поделать, дочке, рожденной в семье выдающихся деятелей отечественного искусства, с самого детства приходилось слышать хвалебные высказывания о достижениях своих родителей. Но «догнать и перегнать их» она никогда не стремилась. Наоборот, она желает изменить ту семейную традицию в силу самолюбивого и одновременно самокритичного отношения. Варвару с малолетства все третировали вопросом: будет ли она актрисой, как папа и мама? Конечно, шлейф родительской известности будет ее сопровождать всю жизнь. Но как-то раз в доверительной беседе с Алисой Бруновной маленькая Варя сказала: «Мама, я не хочу быть такой, как ты. Но если я не буду такой, как ты, можешь себе представить, какой поток негодования будет нестись мне вслед?» Ее действительно все время сравнивали с мамой, и у Вари это вызывало естественное возмущение. Вначале, чтобы, как говорится, «пообтесаться», она решила поучиться на театроведа, так как знала, что ей совсем не просто будет жить в театре, имея таких знаменитых родителей и деда. Ее все время смущали эти сравнения: вот папа, вот мама, вот дед... Но потом она все же собралась с силами и поступила на актерский факультет к педагогу Ефиму Падве. Однако здесь уже взыграли актерские и отцовские амбиции Игоря Владимирова: «Как это моя дочь будет учиться не у меня?!» Он не смог смириться с тем, что его дочь будет учиться у другого педагога, и перевел ее на свой курс. К сожалению, это отрицательно сказалось на творческой биографии Вари. Она вся сжалась, ее стали одолевать комплексы, несмотря на то что она успела сняться в ряде неплохих фильмов («Лишний билет», «Не покидай», «Без обратного адреса») и даже поработать на одной сцене с Алисой Бруновной.
Когда Варвара Владимирова уже была студенткой и подрабатывала в массовке у Игоря Петровича, о не обычной семье Фрейдлих и Владимирова делали телефильм. Создатели уже успели поговорить со всеми, кого наметили показать в этом фильме, кроме одного человека — Варвары Владимировой, которая сознательно избегала встреч со съемочной группой. Может быть, если бы Игорь Владимиров не вмешался в вопрос образования дочери так круто и не случилось ее перевода, она сейчас была бы актрисой.
Алиса Бруновна вспоминала, что ее педагог Б. В. Зон говорил: «Актер должен обладать достаточной долей «нахалина». Не - нахальства, а - нахалина. Видимо, это качество — одно из самых необходимых для актера, А может быть, у Варвары просто не достает нужной доли свободы, раскованности. Поэтому на какое-то время Варваре пришлось уйти из профессии. Она, подобно Юлии Меньшовой, дочери тоже знаменитых родителей, одно время работала на телевидении, вела на канале Санкт-Петербурга свою передачу. Время от времени Варвара снимается в фильмах, например, приняла предложение режиссера Константина Худякова, и мама похвалила ее работу, сказав, что роль получилась.
В основном Варвара Владимирова посвящает свою жизнь семье, которая у нее просто замечательная: муж Сергей Тарасов, вице-губернатор Петербурга, и двое любимых детей — Никита и Аня. Алиса Бруновна дочерью довольна, с зятем она в прекрасных отношениях, а внуков, которые называют ее волшебным именам Алиса, очень любит. «Варя и внуки — единый клубочек, мое суммированное дитя», - говорит Фрейндлих.
Мать и дочь отлично ладят между собой, а проблема отцов и детей у них напрочь отсутствует. Эти две женщины разного поколения — самые близкие подруги. В 2002 году в торжественной обстановке в фойе Театра имени Ленсовета в присутствии родных и близких Игоря Петровича Владимирова, его друзей, учеников, почитателей таланта состоялось торжественное открытие мемориальной доски с барельефом этого выдающегося театрального деятеля. Профессор Владимиров проявил себя и как уникальный педагог легендарной Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывшего Ленинградского института театра, музыки и кинематографии). Его ученики, обладатели самых высоких званий и премий, служат в различных театрах страны, снимаются в кино и всегда выделяются среди других представителей артистического цеха безупречной «петербургской» школой, умением до мельчайших нюансов вживаться в роль. Мемориальная доска (автор — Альберт Чаркин)
была открыта в третью годовщину смерти Мастера. Мемориальным стал и его рабочий кабинет.
Событием в жизни Театра имени Ленсовета в 2006 году стало возвращение на ленсоветовскую сцену народной артистки СССР Алисы Фрейндлих. В связи с празднеством, которое было устроено к ее юбилею, она сыграла главную роль в спектакле режиссера В. Пази по пьесе Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама».
И еще об Алисе Фрейндлих. Вредные привычки есть у каждого, даже у великих актрис. Когда ее отца, уже в период наивысшей популярности Алисы Бруновны, осторожно попросили поделиться своим мнением — есть ли у его знаменитой дочери какие-нибудь недостатки, — он сначала задумался и не знал, что ответить. А потом произнес: «Курит много». Действительно, Алиса Бруновна — завзятый курильщик, и избавиться от такой зависимости ей не удается, хотя она что только не пробовала, вплоть до гипноза и иглоукалывания. Она любит делать подарки, особенно дорогим ей людям. Актриса не отказывает себе в чашечке кофе со сладким — предпочитает пирожные с кремом и конфеты с ореховой начинкой. Фрейндлих, как и всякая женщина, любит цветы, но розам предпочитает цветы полевые. Алиса Бруновна обожает ходить в лес по грибы. Приготовление грибов для нее — особая тема. Актриса их маринует, солит, варит из них суп. Вообще Фрейндлих — человек домашний. Любую модную «светскую» тусовку она с удовольствием променяет на ужин со своей семьей и игру в карты. Из современных режиссеров ей нравится Роман Виктюк. У Фрейндлих есть роли, которые она всегда мечтала сыграть. В первую очередь это Маргарита, героиня известного романа Михаила Булгакова. Но в годы, когда она могла бы сыграть эту роль, роман не был напечатан. Еще одна ее несбывшаяся мечта — Марин, героиня мюзикла «Вестсайдская история». В самом начале ее театрального пути режиссер Ольшвангера в 1960 году затеял постановку этого спектакля в Театре имени Комиссаржевской. Актеры даже принялись разучивать музыкальные партии. А потом почему-то эта постановка встретила сопротивление начальства из главка, который командовал культурой. И выпуск «Вестсайдской истории» сначала откладывали, потом принялись снимать Ольшвангера с должности режиссера. Так этот спектакль и не увидел света.
В начале статьи об Алисе Фрейндлих мы упомянули о ее гороскопе, по которому она— Стрелец. Люди, родившиеся под этим знаком, идут по жизни отважно и уверенно, их стихия — движение. По отношению к близким они искренни, открыты и сердечны, им чужда искусственность и коварство, их оскорбляют подлость и обман. Стрельцам присущи душевное спокойствие, оптимизм и беззаботность, они добиваются успехов в военном деле, искусстве и литературе. Под этим знаком родились Александр Блок и Нонна Мордюкова, Уолт Дисней и Людвиг Ван Бетховен, Марк Твен. Видите, в какой хорошей компании оказалась Алиса Фрейндлих.
Навещающие дети и внуки, постоянно живущий рядом кот — вот и вся личная жизнь великой актрисы сегодня. Трижды побывав замужем, она не хочет сейчас даже думать об этом. Ей хватает иной любви — любви благодарных зрителей.
Играя в лучших ленинградских театрах, актриса попробовала себя в разных жанрах и больше всего полюбила трагикомедию и мюзикл в силу синтетичности своего дара. Обидно, что нет мюзиклов, в которых главная роль досталась бы пожилой актрисе. «Сейчас нет интересных ролей для актрис моего возраста, — сказала Алиса Бруновна в одном из своих интервью: — Я, конечно, сопротивляюсь, делаю концертные программы, работаю «на стороне», храбрюсь, чтобы не сразу сесть у печки и вязать носки.
Таких ролей, наверное, много, но они не решают ничего в спектакле. Я всегда любила роли, которые являются опорой спектакля. Мне интересна метаморфоза, которая заключена в судьбе, в характере, в жизни персонажа. А просто сыграть данность, результат — это скучно. Нужно вообще относиться философски к театру, к жизни, к успеху. Что происходит в жизни, что несет с собой испытание — это все «горючее» для сцены. Жизнь есть топливо для творчества, а творчество — топливо для жизни. Это настолько взаимопроникающие вещи! Нельзя тратиться в жизни безудержно, чтобы потом ничего не осталось для сцены. Нельзя тратиться в театре так, что бы в жизни все скользило мимо. Нужен баланс житейских и творческих затрат, весы все время должны балансировать».

Творческая биография Алисы Бруновны Фрейндлих — из числа счастливых. Со стороны она кажется театральной сказкой. Родилась в семье известного питерского актера Бруно Фрейндлиха и с детства мечтали быть актрисой. С самого раннего детства живущая в чудесном мире театра, она вступила в искусство ярко, талантливо, сразу же заявив о себе как о личности не заурядной. Поступила в театральный институт с первого раза и после его окончания стала главной знаменитостью ленинградской сцены. При всей разности характеров героинь Фрейндлих их роднит принадлежность к одной общей нравственной традиции русского искусства, которое всегда учило отзывчивости к чужой судьбе, учило чутко слушать и слышать другого, чтобы понять, отогреть, помочь, а порой, если надо, и спасти.
Не так давно Законодательное собрание города на Неве присудило Алисе Фрейндлих особое звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Вместе с этим титулом Алиса Бруновна получила также специальный отличительный знак почетного гражданина — брошку, выполненную из особого камня — осколка камня Петропавловской крепости. Такие отличительные знаки есть у всех почетных граждан Петербурга.
Сколько мы знаем случаев, когда молодой актер, вспыхнув и блеснув, словно метеор, исчезал, так и не повторив своего звездного часа. У Алисы Фрейндлих — другая судьба. Она давно уже стала своеобразным символом города на Неве. С советских времен каждым гость Петербурга, причисляющий себя к интеллигенции, считает своим долгом сделать три вещи: посетить Эрмитаж, посмотреть на разведение мостов над Невой и обязательно увидеть спектакль с участием Алисы Фрейндлих.
Как-то раз Алиса Фрейндлих обмолвилась, что и пьесах А. П. Чехова готова играть бесконечно. Будем надеяться, что мечта актрисы сбудется и нас ждет новое сценическое открытие, потому что каждая встреча с Алисой Фрейндлих — открытие. Эта женщина внесла в мир искусства свой собственный стиль игры. Умение подать предмет, явление, преломив их через призму своей индивидуальности; оттолкнувшись от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств — все это особый дар великой актрисы — дар поэтического свойства. Многие созданные ею образы стали классикой отечественного театра и кино, важными составными частями настоящего феномена под названием «Алиса Фрейндлих».
ИРИНА АГАПОВА, МАРГАРИТА ДАВЫДОВА