• Авторизация


«Любимые актрисы «Трех мушкетеров». От королевы Франции до шпионки кардинала» -часть2 23-09-2007 22:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (100x150, 8Kb)
[293x300]
А в следующем, 1977 году состоялась встреча Алисы Бруновны с режиссером Эльдаром Александрови­чем Рязановым. Сам он многократно признавался, что Фрейндлих — одна из его любимых актрис, и неодно­кратно предлагал ей сниматься, но все что-то мешало. Она пробовалась на Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», но в то время была беременна дочкой; ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», кото­рую исполнила Валентина Талызина. Но в 1976 году Эльдар Александрович пригласил ее без проб сняться в главной роли Людмилы Калугиной в фильме «Слу­жебный роман» и, что называется, «попал в яблочко». С тех самых пор и до сегодняшнего дня творчеством актрисы активно интересуются, его изучают, о нем пи­шут. В 1977 году она и Андрей Мягков, который сыг­рал ее экранного мужа Анатолия Ефремовича Ново­сельцева, за работу в фильме «Служебный роман» бы­ли названы лучшими актерами года.

[200x240]
Звездную роль директрисы Людмилы Прокофьевны Калугиной драматурги Эльдар Рязанов и Эмиль Бра­гинский написали специально для Фрейндлих... в каче­стве извинения за старые грехи — за то, что Рязанов дважды не утвердил актрису в свои фильмы. Теперь же Эльдар Александрович говорит, что своей популяр­ностью и признанием «Служебный роман» обязан Али­се Фрейндлих. Ее дуэт с Андреем Мягковым просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу за­воевали сердца зрителей.

Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938 го­да в Ленинграде, в семье профессора Политехническо­го института. В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах увлекся те­атром, стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в спектаклях. Тем не менее после окончания школы Андрей Мягков поступил в Ленинградский химико-технологический институт, после, окончания которого был направлен на работу в Институт пластических масс. В 1961 году в поисках талантливой молодежи в Ленинград приехали преподаватели Театрального училища имени Немировича-Данченко. Мягков решил попробовать свои силы и, успеш­но пройдя три отборочных тура, был принят на учебу и Школу-студию MXAT.

Закончил Мягков школу-сту­дию в 1965 году и был принят в труппу театра «Совре­менник». Одной из первых работ актера на сцене «Со­племенника» стала роль престарелого дядюшки в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому. (Именно в этой роли его заметил Элем Климов и предложил главную роль в картине, о которой мы уже упомина­ли, — «Похождения зубного врача». Так состоялся дебют Мягкова в кино.) В 1977 году Андрей Мягков перешел из «Современника» во МХАТ.

К Первой серьезной ролью молодого артиста стала роль Алеши Карамазова в картине режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», вышедшей на экраны в 1969 году. В театре в это время Мягков был занят в спектаклях «На дне» (Барон), «Обыкновенная исто­рия», «Балалайкин и К°».

В 1975 году на экраны вышел фильм Эльдара Ряза­нова «Ирония судьбы, или с легким паром». Мягков в роли Жени Лукашина очаровал своей игрой всю стра­ну, и популярность актера тогда была просто фантастической. Другими прекрасными его ролями у Э. Ря­занова стали персонажи картин «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс» (в последней картине он снова играл вместе с Фрейндлих).

В числе других фильмов с участием Андрея Мягко­ва заметными событиями кинематографа стали «Дни Турбиных» (1976), драматическая лента Глеба Панфи­лова «Мать» (1990), комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Осенние соблазны» (1993), политический детектив Дмитрия Астрахана «Контракт со смертью» (1998), «Сказ о Федоте-стрельце и неви­димом граде Расея» (2001).

В первой серии фильма «Служебный роман» А. Фрейн­длих постаралась сделать себя как можно более «не­дотепистой»: она отыскала в недрах костюмерной «Мосфильма» неказистый костюмчик 52-го размера, в котором, и снималась. Зато потом нарядные платья шили специально на нее. Заметим в скобках, что платье с синим воротником и карманами, в котором она явля­ется на работу, ошарашивая всех своим преображени­ем, а затем самозабвенно лупит зонтиком Мягкова-Новосельцева с криком: «Он назвал меня мымрой!», предприимчивые киношники умудрились использовать на съемке фильма «Экипаж». Там в него одета женщи­на, играющая мини-роль в сцене катастрофы.

Говорят, что после выхода фильма актриса получи­ла множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парик­махерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в поря­док». Это было настоящее признание. Когда картина вышла в прокат, она оказалась в числе лидеров по посещаемости, а Алиса Бруновна и сейчас называет роль Калугиной в числе своих самых любимых.

Единственное, с чем в фильме явно был перебор, так это с количеством курящих в нем женщин. Там по­стоянно курила и главная героиня, и ее секретарша в исполнении Лии Ахеджаковой. Так что, вероятнее всего, выход «Служебного романа» на экраны спровоцировал появление новых злостных курильщиц в нашей стране... Э. Рязанов придумал жанр «городской сказки», ко­гда невероятный или экстравагантный сюжет помеща­ется в реальную бытовую среду, и в результате полу­чается необычный сплав условного и жизненного. «Служебный роман» стал идеальным вариантом его лю­бимой трагикомедии, в котором просматривались осо­бенности режиссерского почерка: переплетение смеш­ного и грустного, веселого и печального, помноженно­го на талант исполнителей главных ролей.

Фильмы Рязанова можно назвать «кузницей звезд». После «Карнавальной ночи» проснулась знаменитой Людмила Гурченко, после «Гусарской баллады» — Лариса Голубкина. «Служебный роман» стал триумфом Алисы Фрейндлих, которая пленила сердца миллионов зрителей. Эльдар Рязанов не только дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам, но и по-новому раскрыл талант уже известных артистов, как это и случилось с Фрейндлих. Этот очень интеллигентный фильм остается актуальным и сейчас, в наше время, когда XXI век только начался. На фоне всеобщего упадка культуры в массах подобные фильмы вызывают ностальгию по тому вре­мени. К сожалению, сегодня все мы уже говорим другим языком, но темы для разговоров остались те же — о погоде, о любви и чувствах, о детях, достоинстве, верности — наших жизненных ценностях. Этот фильм — памятник тому великому времени с красивыми и нена­вязчивыми песнями и стихами, с московскими дождливыми и заснеженными улицами, с теми людьми, кото­рые жили, встречались, любили друг друга, обретали себя. Это фильм о жизни. А жизнь — это такая штука, которая не прекращается даже на работе.

После выхода этого фильма на экраны в обиходе можно было услышать знакомые фразы: «Поставьте Веру на место», «У меня мальчик и... мальчик, два мальчика», «Куда ехать? — Прямо!», «Вот она си­дит — в жутких розочках», «Я этот салат делаю лучше твоей жены, в него надо добавлять тертое яблочко», «Скажите, а кроме вас об этом еще кто-нибудь сооб­ражает?— Весь коллектив!».

Съемки фильма «Служебный роман» чередовались со спектаклями в театре, поэтому шли по очень жест­кому графику. Актрисе приходилось иногда по шесть ночей в неделю проводить в поезде. Но роль ей нрави­лась, как и работа с Эльдаром Рязановым, которая потом имела продолжение. Но об этом — в свое время, потому что в 1977 году были еще немаловажные собы­тия в творческой жизни Фрейндлих.

Приходится признать, что профессия артиста очень тяжелая и во многом— просто унизительная, во всяком случае, для женщины. Обычно в каждой пьесе две трети мужских ролей, и только одна треть— жен­ских. Кроме того, некоторые артистки, чтобы «вы­браться в люди», используют для этого многие возмож­ности, вплоть до самых унизительных. Кто-то этой участи избегает, но, в общем-то, это известный в мире кино и театра факт, и поэтому многие актеры-родите­ли, пытаясь оградить дочерей от такой судьбы, не по­могают им при поступлении в театральный институт. И еще: у женщин очень короткий век в театре, по­этому хорошо, если находятся режиссеры и драматурги, которые создают свои постановки в расчете на кон­кретную исполнительницу. У Фрейндлих, к счастью, были такие друзья. В их числе — известный ленинград­ский телевизионный режиссер Александр Белинский, которого мы знаем по многочисленным телепостанов­кам, сделанным специально для Натальи Гундаревой («Трактирщица»), Екатерины Максимовой («Галатея», «Старое танго»), Галины Беляевой («Перикола»), Га­лины Вишневской («Провинциальный бенефис»). Вот и для Фрейндлих он сделал две работы. Первая — инсценировка рассказа А. И. Куприна «Мадрид», вто­рая — роль Екатерины Александровны Елочкиной в спектакле «Пятый десяток».

Екатерина Александровна — библиотекарь малень­кого провинциального городка. Она из числе тех, о ком обычно говорят: не сложилась личная жизнь. Она одна воспитывала дочь, которая выросла и уехала учиться в Москву. А Елочкина так и живет в своем городке, помогает своей подруге и одинокому соседу! Этот замечательно теплый спектакль с хорошим фина­лом тоже неоднократно транслировался по телевиде­нию.

Но вот беда — на самом пике творческих достиже­ний у Фрейндлих начался конфликт в личной жизни. И вот почему. Зрителям всегда нравились постановки И. П. Владимирова. Чтобы купить билеты в его удивительный театр, они дежурили возле билетных касс но­чами. Но, несмотря на всеобщую любовь и признание, журналисты просто достали его своей критикой. Как ругали за все его спектакли и как он это переживал, знает только Алиса Бруновна. А его ругали буквально за все! Критика просто изничтожала каждую новую работу мастера. И в конце концов он сдался — опус­тил руки и начал пить, а свои постановки делал уже в большой мере просто по инерции. И хотя он по-преж­нему продолжал ставить для А. Фрейндлих спектакли, долгий семейный союз дал трещину. Актриса по сей день отзывается о нем с особой теплотой: «У меня был замечательный муж, соратник и союзник. Мы вместе создавали театр, как говорится, двигались в общем танце. Никаких мужских амбиций не было до той по­ры, пока их в нем не взрастила критика... Мы переста­ли быть мужем и женой, но еще пять лет продолжали вместе работать».

 (85x93, 4Kb)
В декабре 1978 года И. Владимиров ставит для нее «Вишневый сад» А. П. Чехова (Раневская — Фрейн­длих), в котором сам сыграл роль Гаева (Лопахин — Л. Дьячков). Эта постановка была для нее мучительно сложной: «Когда я впервые начала работу над обра­зом Раневской в «Вишневом саде», то поначалу пони­мала о ней больше, чем на последующих стадиях. Я не набирала, а теряла ощущение образа, потому что в ка­ждом новом чтении обнаруживала новые идеи, кото­рые способны были увести в сторону от уже выстро­енного рисунка. Я потеряла надежду угнаться за Че­ховым, и во мне зрело желание начать еще раз все сначала, попытаться по-иному понять Чехова — мо­жет быть, через другую актерскую среду и другую атмосферу, что и привело меня в театр «Современник». Я и сейчас сравниваю: чья точка зрения на пьесу правильная? Просто Чехов неисчерпаем».

Упоминание о «Современнике» значит следующее: но приглашению режиссера Галины Волчек, поставив­шей тот же спектакль «Вишневый сад», Фрейндлих три года ездила в Москву играть Раневскую на другой сце­не, в другом театральном решении (после того как из «Современника» ушла Татьяна Лаврова — первая Ра­невская).

А в кино у Фрейндлих в это время начался настоя­щий Ренессанс. В 1978 году она вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старо­модная комедия» (по одноименной пьесе А. Арбузова), а также в фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» (небольшая роль жены главного героя). Хо­тя работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, знающие толк в кино люди высоко отметили ее игру.

Еще одной заметкой работой актрисы в 1978 году стала роль королевы Анны в культовом приключенче­ском фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера», в который ее (как и в «Служеб­ный роман») утвердили сразу — без проб. «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе, — вспоминала актриса. — Мы с режис­сером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой дру­гой».

Режиссер придумал для актрисы много деталей. В первую очередь пощелкивание пальцами, свойствен­ное испанкам, ведь по происхождению Анна Австрий­ская наполовину еще и испанка! Каждое душевное движение королевы мы прочитываем на ее лице, не­смотря на то что ей нельзя открыто демонстрировать чувства и испанские страсти, ведь она — королева! Трудно сказать, какая сцена фильма у нее лучшая — дуэт с Бэкингемом, сцена отчаяния с ножом в руке, сцена на балу, когда она гордо показывает алмазные подвески, сияющие у нее на плече, или объяснение с д'Артаньяном, когда она робко спрашивает у него про Бэкингема: «Ну, как он там? Вы понимаете, о ком я говорю?» Все сцены выстроены драматургически без­ошибочно — с нарастающим темпом и экспрессией, рождая у зрителей настоящий восторг от игры актрисы.

Лучшую свою роль в кино — роль блистательного д'Артаньяна — в этом фильме исполнил Михаил Бояр­ский. Имидж романтического героя — пластичного, ловкого, обаятельного мужчины без слабых мест — укрепился за ним в последовавшей далее серии историко-костюмных фильмов, поставленных Светланой Дружининой: «Гардемарины, вперед!» (1987 год, роль — шевалье де Брильи) и «Виват, гардемарины!» (1991 год).

Помимо упомянутых, актер снялся в других карти­нах: «Мама» (1976 ход, роль — Волк), «Сватовство гу­сара» (1979 год, роль — гусар Иван Федорович), «Че­ловек с бульвара Капуцинов» (1987 год, роль — бан­дит), «Узник замка Иф» (1988 год, роль — Фернан Мондего), «Дон Сезар де Базан» (1989 год, роль — дон Сезар де Базан), «Тартюф» (1992 год, роль — Тартюф).

Зригель любит его героев в сериалах «Королева Марго» (1996 год), «Зал ожидания» и других.

В 1986 году М. С. Боярский покинул Театр имени Ленсовета. Он создал свой театр «Бенефис», где стал и художественным руководителем, и директором. Но главной его ролью, конечно, навсегда останется непревзойденный д'Артаньян в экранизации романа А. Дюма (1978 год), где он встретился с королевой Франции в исполнении А. Фрейндлих.

Стоит также отметить, что кинорежиссер Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич не забыл про исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Мы помним в ее испол­нении песни из фильма «Служебный роман» («У при­роды нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет»), песни в фильме «Старомодная комедия». Они часто звучат по радио и на телевидении. Теплая, лиричная манера исполнения пришлась по душе зрителям, принесла актрисе славу. Заметим, что песни и зонги в ис­полнении Фрейндлих не раз записывались на пластинки, и мюзикл «Голубой щенок» композитора Г. Гладкова она записала дважды — при озвучивании одноименно­го мультфильма и во время выпуска пластинки с тем же названием.

В ноябре 1979 года в Театре имени Ленсовета вы­шла пьеса М. Рощина «Спешите делать добро», где Фрейндлих исполнила нетипичную для себя роль Филаретовой — инспектора райисполкома по работе с несовершеннолетними. Эта одно из замечательнейших киданий актрисы и в своем роде единственное. Кри­тики удивлялись: «Прекрасная Фрейндлих вдруг что-то такое собой сделала и абсолютно правдиво явилась на сцену сутуловатой, с напряжением во всей осанке, с нарочито жесткой, деловой поступью. Губы ярко накрашены, глаза кажутся маленькими и даже, скажем так, бесперспективными, они утыкаются лишь в близстоящий предмет. Костюм из ядовито-синего крим­плена, ослепительно черные сапоги-чулки, крупные серьги. Эта женщина была упоительна (очаровательна, увлекательна) в сценической аранжировке Фрейндлих».

А в декабре 1981 года вышла постановка «Нечаян­ный свидетель» по пьесе А. Арбузова «Воспомина­ние». Это была последняя для Фрейндлих премьера на сцене Ленсовета. Она исполняла роль Любови Георги­евны — пленительной женщины сорока четырех лет, которую ни с какой другой не спутаешь. Актриса изо­бражала незаурядно одаренную, волевую натуру. Ее Любовь Георгиевна, талантливый хирург, чем-то напоминает повзрослевшую, возмужавшую Таню из раннем пьесы Арбузова. Но только теперь героиня хорошо знает себе цену, вполне владеет собой и ограждает свой внутренний мир от непрошеных гостей, не считая себя обязанной нравиться всем. Фрейндлих продемонстрировала свою удивительную способность не налегать на красивость слов, а помогать проникнуться под текстом реплик, словно бы мимоходом открыть для себя и обещать другим иной, пусть пока неясный, не­высказанный смысл. Скажет что-то тому, другому, са­ма улыбнется, пилочкой по ногтям махнет — и слова оказались чуть переиначены, связи между ними ослабели. Вот фраза, которую она произносила в сцене по дороге из ресторана: «Но время, отпущенное мне, кончается. Того гляди, пробьет мой час».

Все зрители знали, что Фрейндлих расстается с главным театром своей жизни. Она впустила переживания — свои и зрительного зала— в эту маленькую фразу, и второе содержание текста было понятно всем. Зрители это почувствовали. Последние ее спектакли в Театре имени Ленсовета - не только «Неча­стый свидетель», но и все, что Фрейндлих еще играла, — шли при очевидной встревоженности и актрисы, и зала. Многие плакали.

Фрейндлих ушла из этого театра. Она еще доигрывала спектакли, которые не могли идти без ее участия, — «Варшавскую мелодию», «Дульсинею Тобосскую», «Люди и страсти», «Нечаянного свидетеля», но конца лета 1983 года она уже стала актрисой БДТ. Она рассталась с Театром имени Ленсовета, где прослужила ровно 22 года и где сыграла 22 роли.

В начале 80-х Алиса Фрейндлих и Игорь Владими­ру разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета. Юрий Соловей стал ее третьим мужем. Разница в возрасте 15 лет — почти столько же разделяло ее с Владимировым. Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам Фрейндлих, очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка. В квартире актрисы появилось немало ее портретов, исписанных новым супругом. Казалось, их художественный и семейный альянс будет удачным. Но третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. При­чина развода была банальна: стрессов этот союз принес больше, чем радости и счастья. Красноречивым отражением ее собственной жизни в эти годы стал фильм «Опасный возраст» (1981 год), в котором она исполнила главную роль. Ее героиня из-за нелепой причины разводится с мужем, с которым прожила много благо­получных лет, разменивает квартиру, хотя сын (артист Антон Табаков) всячески пытается примирить родителей.

В 1983 году Алиса Фрейндлих стала актрисой БДТ имени М. Горького, хотя ее приглашали многие московские театры. Но Алиса Бруновна осталась верна своему родному городу, в котором «родилась аж два­жды». «Уж если я в молодости отсюда не уехала, то теперь-то уже вовсе незачем», — так комментировала она свои отказы.

Фрейндлих продолжала плодотворно работать в кино, снималась в картинах разных жанров, чувствуя себя при этом везде легко и органично, И все же ос­новными ее жанрами оставались драма и мелодрама. Легкая, непринужденная манера игры Алисы нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова. После ус­пеха «Служебного романа» актриса с удовольствием приняла приглашение на роль Огудаловой в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет сомневался относительно ее кандидатуры. Почему-то принято считать, что Огудалова — монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейн­длих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.

Кстати сказать, исполнительницу роли Ларисы — дебютантку Ларису Гузееву, которая явилась на кинопробы хиппуя, сквернословя, отплевываясь и куря «Беломор», — режиссер утвердил, поскольку она была чертами лица похожа на Фрейндлих. По ходу съемки Алиса Бруновна, помогая Э. Рязанову, учила Л. Гузееву актерским премудростям. Например, когда понабилось, чтобы Лариса заплакала, а у Гузеевой слезы никак не лились, Фрейндлих сказала: «Лариса, прости меня!», после чего подошла и влепила ей звонкую пощечину! Резкость была кстати: слезы полились, режиссер дал команду: «Мотор!», и сцена получилась такой, какой надо. Даже в период картинного межсезонья Алиса Фрейндлих продолжала сниматься. Она вновь сыграла королеву, Анну в продолжении «мушкетеров» — «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Правда, эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. В стране стремительно менялась политическая и экономическая ситуация, не хватало средств на фильмы, но Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич утверждал, что в этих фильмах Фрейндлих выглядела еще более красивой и привлекательной, чем в первом мушкетерском сериале.

Большой удачей актрисы стала роль писательницы и фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» - художественном «перепеве» повести-притчи Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Ее героиня, словно железной пятой, давит на свою невестку (артистка Ингеборга Дапкунайте), вынуждая ту потворствовать гибели свекрови.

В фильме «Успех» режиссера К. Худякова Алиса — Бруновна сыграла роль примадонны провинциального театра, которая открыто вступает в конфликт с приехавшим в их городок новым режиссером (артист Леонид Филатов). В этом маленьком замкнутом мирке ее героиня была почти диктатором, а ее действия и про тесты поощряемы местным начальством. Но молодой человек строит свои взаимоотношения с ней так тонко, что в конце концов она становится союзницей и исполняет в его постановке главную роль.

Годом позднее А. Фрейндлих снялась в эпизоде фильма «Прости». Она сыграла жену одного из геро­ев, который, решив ей изменить, приводит домой но­вую знакомую и оказывается лицом к лицу со своей супругой Лизой. Игра Фрейндлих в этой сцене под­тверждает известную актерскую поговорку о том, что нет маленьких ролей — крупный артист из каждого эпизода сделает шедевр.

В Большом драматическом театре Алиса Фрейн­длих исполнила роль леди Макбет в трагедии Шекспира (режиссер Чхеидзе). Леди Макбет — роль, которая никогда не приходила в голову самой Фрейндлих, на столько чужды были ей макбетовские страсти. Но роль предложили, и она вместе с режиссером стала думать, что в ее характере соответствует характеру этой отчаянной героини. И пришли к неожиданному выводу, что такое общее свойство у них, как ни странно, есть. Это — безумная любовь. Но бывает любовь, облагораживающая человека. А бывает, как у леди Макбет,— уродливая, когда во имя любви совершаются ужасные поступки и даже убийства. Любовь имеет крайности. Вот за это и зацепились в работе над ро­лью актриса и постановщик. Результат был ошелом­ляющий. Ролью леди Макбет был восхищен и отец актрисы, Бруно Фрейндлих, который рассказал об этом в своем интервью.

Однако эта работа стала не только триумфом Алисы Бруновны, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.

Вот перечень наиболее значительных постановок БДТ, в которых принимала участие Алиса Фрейндлих. 26 марта 1984 года прошла премьера спектакля «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе А. Володина «Блондинка» в постановке Г.Товстоногова и В.В.Шабалина. Партнерами актрисы по сцене были А. Толубеев, М. Данилов, Ю. Демич, Н. Ольхина, В. Кузнецов. Алиса Бруновна сыграла Ирину — человека максималистского склада. «Неприкаянность и энтузиазм, бесшабашность и вера в ускользающее счастье, парение духа и черствость души — чего только не намешано в Ирине. Еще шаг, и мы записали бы ее в «антигероини», но актриса и режиссер не позволяют нам этого. Ирина — лирическая героиня спектакля и самой ак­трисы: она может заблуждаться, быть неразумной и жестокой, но честность, бескорыстие, цельность нату­ра делают ее достойной не осуждения, но сострада­нии. Мир спектакля разрезан на эпизоды. Единство действия несет на своих плечах Алиса Фрейндлих, собирая все нити в узел, не давая прерваться мысли, остыть чувству» (У.Алексеева).

Вскоре у нее состоялся ввод на эффектную роль хищницы Глафиры в уже готовом спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского.

Спустя год Г. А. Товстоногов специально для Фрейндлих и Владислава Стржельчика сделал свою сценическую версию пьесы Н. Саймона «Этот пылкий влюбленный». Это спектакль-диалог, в котором участвуют всего два человека — мужчина и женщина, но по ходу сюжета они преображаются в разных людей. Фрейндлих воплотила на сцене образы сразу трех женщин, и все они получились такими разными. Элейн — женщина, которой скоро сорок лет. Она обаятельна ироническим остроумием, своей взрослостью, трезвой, авантюрной женственностью. Бобби — самая молодая из трех, однако совсем сбившаяся с пути, задерганная. Нелепое создание в желтом плащике, под которым скудная одежда. Дженет — добропорядочная женщина с книжным представлением о жизни, пустившаяся навстречу пороку, навстречу диким страстям.

«Надо видеть, как играет всех этих женщин Алиса Фрейндлих. Особенно последнюю — Дженет. Сама не­винность и добродетель, Дженет-Фрейндлих является на свидание, как некая фурия, учиняющая допрос пылкому влюбленному. Этот Тартюф в юбке сыгран актрисой со множеством противоречивых оттенков. Ее Дженет, то и дело направляясь к ложу посреди комнаты, каждый раз минует его и усаживается на край пу­фика в стороне от «позорного» места. На наших глазах, двое— он и она — встретились, чтобы освободиться от одиночества. Но одиночество в этом нелепом свидании восторжествовало: слишком безжалостно за полнило оно бытие героев. И фарс обернулся грустным чеховским юмором, к которому добавилась горечь за одинокого человека» (Ю. Смирнов-Несвицкий).

За время пребывания в БДТ у актрисы Фрейндлих была чудесная творческая встреча с известным режис­сером Романом Виктюком, который специально для нее ставил спектакль «Осенние скрипки» по пьесе драматурга Ильи Сургучева. Эту пьесу Р. Виктюк, можно
сказать, возродил из небытия. Сама пьеса, как и ее автор, творивший в начале XX века, давно забыты. В 1915 году режиссер МХАТа В. И. Немирович-Данченко жаловался писателю Леониду Андрееву, что ему навязали пьеску, что, по сути, это «водица с лимоном и сахаром», паниковал, как бы ее постановка не подмочила его корифейскую репутацию и не повлияла на его театральное реноме. Тем не менее спектакль во МХАТе вышел крепкий, а главная женская роль, в которой выступала сама Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, принесла ей невиданный успех. Талант и обаяние актрисы преодолели даже заведомую слезливость мелодрамы.

Режиссер Роман Виктюк, как и Мейерхольд, убежден, что в театре можно поставить все, даже телефонную книгу. У Виктюка она, нет сомнений, была бы про любовь. А уж с такой сильной актрисой, как А. Б. Фрейндлих, Виктюку ничего не страшно. Эта постановка должна былa отправиться на гастроли по Израилю. Последние ее репетиции проходили в театре БДТ, который тогда уже носил имя Георгия Товстоногова. Накануне ак­триса сыграла спектакль «Коварство и любовь» — по­следний в сезоне и на своей сцене. Репетиции Виктюка — зрелище захватывающее. Он быстро думает, скрывая за легкой игривостью основа­тельность работы мысли. Виктюк — артист и поэтому сам артистов любит и понимает. «Какая актриса! — шепчет Виктюк в адрес Фрейндлих, закрывая ладонью лицо и отворачиваясь.— Нет, я не могу, я уйду». Он делает маленький круг по площадке и позволяет себе деликатно высказать замечание: «Алисонька! Алисочка. Алисуня... Извини, что я пристаю...»

Репетиция с Фрейндлих — дело тонкое и осторожное. Истинный ценитель и коллекционер, Р. Виктюк обращается с ней, как с драгоценным хрупким произведением искусства. В ее работе, даже в застольном периоде (по тетра­дочке с ролью), присутствует свежесть акварельной за­рисовки. В перерыве, когда все расходятся покурить, выпить кофе, она тихо усаживается в уголок, забивает мундштук очередной сигареткой и вновь проходит свой текст, тщательно и углубленно. Кажется, она заполне­на своим персонажем до краев и уже излучает легкую, светлую, заливающую все вокруг любовь. Но вот пере­рыв завершился, и снова Виктюк объясняет ей, почему ее рука должна не сжимать спинку стула, а легко и беспомощно соскальзывать с нее, повисая безжизнен­но в воздухе. Он объясняет, на какую реплику это должно происходить и что за этим словом-движением стоит. Он ищет жесты любви. Актриса находит их.

За 15 лет работы в БДТ Фрейндлих приняла, уча­стие в 10 постановках, но не все они были адекватны масштабу ее мастерства. Сравните: в Театре имени Ленсовета в «Вишневом саде» она играла главную роль Раневской, а здесь — более чем скромную Шар­лотту. Были роли в спектаклях «Барменша из дискоте­ки» Ю. Андреева (режиссер — В. Филыитинский, роль — Ванда Кепеци, 1986 год), «На дне» М. Горько­го (постановка Г. Товстоногова и В. Б. Шабалина, роль — Настя, 1986 год). Тогда ее партнерами по сце­не были корифеи БДТ: Лебедев, К. Лавров, О. Басила­швили, С.Крючкова.

Постановку пьесы «Стеклянный зверинец» Е. Уильемса, где Фрейндлих сыграла роль Аманды Уингфилд, сделал приглашенный из США режиссер Н. Джексон. Премьера спектакля была 19 апреля 1988 года, и эта роль нравилась самой Алисе Бруновне. Еще две пьесы из классического репертуара продемонстрировали умение актрисы комфортно чувствовать себя в костюмах разных эпох. В 1990 году Т. Чхеидзе пригласил ее на роль леди Мильфорд в драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, где она играла вместе с молодой, но очень талантливой актрисой Е. Поповой, а также с К. Лавровым, Н. Усатовой, А. Толубеевым. А почти через восемь лет она исполнила роль леди Крум в пьесе «Аркадия» драматурга Т. Стоппарда в постановке ре­жиссера Э. Нюганена. Тогда вместе с ней на сцене иг­рали М. Лаврова, А. Толубеев, Е. Гороховская, П. Семак. Словом, актриса, ранее привыкшая к супернасыщенной творческой жизни, теперь в основном довольствовалась ролями второго плана.

15 сентября 2005 года Большой драматический театр имени Товстоногова отмечал 80-летний юбилей своего художественного руководителя — народного артиста СССР Кирилла Лаврова премьерой спектакля режиссера Николая Пинигина «Квартет» по произве­дению английского драматурга и сценариста Рональда Харбуда. «Звездный» актерский состав «Квартета» впечатлял: Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Зинаида Шарко. Мэтры сыграли роли бывших знаменитостей оперной сцены, которые дожи­мают свой век, как это ни печально, в доме престарелых. Когда-то у них было все: мощные голоса, слава, несмолкающие овации, амбициозность, в конце кон­цов. А сейчас... Но настоящий оперный певец не должен умереть в постели. Смысл его жизни — сцена! Од­нажды им в голову приходит странная и на первый взгляд безумная мысль. Ко дню рождения Верди они решают спеть, как когда-то много лет назад, знаменитый квартет из оперы «Риголетто», в котором участву­ют основные герои оперы — коварный и легкомыслен­ный герцог, нежная девушка Джильда, ее отец — гор­бун, придворный шут Риголетто и еще одна девица по имени Маддалена. Буквально на глазах одинокие старики преображаются, у них появляется смысл жизни. Певцы готовятся к концерту, заранее понимая, что их ждет. Каждый из них вспоминает свое прошлое, кто-то открывает тайны, кто-то признается в грехах, кто-то в обманах и лжи.

Развязка близится к концу. Бывшие оперные куми­ры выходят на сцену. Они так мечтали исполнить квартет из великой оперы... Каков финал? Чем все за­кончится? Зритель до самого конца находится в на­пряжении, хотя, казалось бы, никакой интриги там не предусмотрено. Но одновременно с проникновением и суть сюжета на этом спектакле можно было также на­сладиться игрой великих актеров, в том числе и народной артистки Алисы Фрейндлих.

До самого конца пребывания в БДТ Алиса Бруновна чувствовала себя новичком, «пришельцем». Если бы Георгий Александрович Товстоногов, который пригла­сил ее в этот театр, прожил немного дольше, наверное, ее жизнь там сложилась бы по-другому. Но его не стало. Хотя в БДТ Фрейндлих играла около полутора десятков лет, ролей «для души» у нее было немного — Аманда в «Стеклянном зверинце», три дивертисмента в «Пылком влюбленном» и роль в пьесе «Калифорнийская сюита».

В последние годы ее не баловало и кино, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться очередной работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика», который имел ус­пех, после чего вышли вторая, третья и четвертая его части. Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу "обстоятельств начинает расследование убийства и до­водит его до конца, несмотря на скептицизм окружаю­щих. Кроме того, она вдруг встречается со своим прежним приятелем, с которым ее когда-то связывали сильные чувства (в этой роли прекрасно выглядит известный режиссер и актер Станислав Говорухин). И, как сказано у классика, унылая жизнь двух удалившихся на покой пожилых людей вдруг расцветает новыми красками — «...блеснет любовь улыбкою прощальной».

В последней части сериала «Женская логика» ак­триса снималась вместе с дочерью Варей, которая ис­полнила там одну из второстепенных ролей. Что поделать, дочке, рожденной в семье выдающихся деятелей отечественного искусства, с самого детства приходи­лось слышать хвалебные высказывания о достижениях своих родителей. Но «догнать и перегнать их» она никогда не стремилась. Наоборот, она желает изменить ту семейную традицию в силу самолюбивого и одновременно самокритичного отношения. Варвару с малолетства все третировали вопросом: будет ли она ак­трисой, как папа и мама? Конечно, шлейф родительской известности будет ее сопровождать всю жизнь. Но как-то раз в доверительной беседе с Алисой Бруновной маленькая Варя сказала: «Мама, я не хочу быть такой, как ты. Но если я не буду такой, как ты, можешь себе представить, какой поток негодования бу­дет нестись мне вслед?» Ее действительно все время сравнивали с мамой, и у Вари это вызывало естествен­ное возмущение. Вначале, чтобы, как говорится, «пообтесаться», она решила поучиться на театроведа, так как знала, что ей совсем не просто будет жить в театре, имея та­ких знаменитых родителей и деда. Ее все время сму­щали эти сравнения: вот папа, вот мама, вот дед... Но потом она все же собралась с силами и поступила на актерский факультет к педагогу Ефиму Падве. Однако здесь уже взыграли актерские и отцовские амбиции Игоря Владимирова: «Как это моя дочь будет учиться не у меня?!» Он не смог смириться с тем, что его дочь будет учиться у другого педагога, и перевел ее на свой курс. К сожалению, это отрицательно сказалось на творческой биографии Вари. Она вся сжалась, ее стали одолевать комплексы, несмотря на то что она успела сняться в ряде неплохих фильмов («Лишний билет», «Не покидай», «Без обратного адреса») и даже поработать на одной сцене с Алисой Бруновной.

Когда Варвара Владимирова уже была студенткой и подрабатывала в массовке у Игоря Петровича, о не обычной семье Фрейдлих и Владимирова делали теле­фильм. Создатели уже успели поговорить со всеми, кого наметили показать в этом фильме, кроме одного человека — Варвары Владимировой, которая созна­тельно избегала встреч со съемочной группой. Может быть, если бы Игорь Владимиров не вме­шался в вопрос образования дочери так круто и не случилось ее перевода, она сейчас была бы актрисой.
Алиса Бруновна вспоминала, что ее педагог Б. В. Зон говорил: «Актер должен обладать достаточной долей «нахалина». Не - нахальства, а - нахалина. Видимо, это качество — одно из самых необходимых для актера, А может быть, у Варвары просто не достает нужной доли свободы, раскованности. Поэтому на какое-то время Варваре пришлось уйти из профессии. Она, подобно Юлии Меньшовой, дочери тоже знаменитых родителей, одно время работала на телевидении, вела на канале Санкт-Петербурга свою передачу. Время от времени Варвара снимается в фильмах, например, при­няла предложение режиссера Константина Худякова, и мама похвалила ее работу, сказав, что роль получи­лась.

В основном Варвара Владимирова посвящает свою жизнь семье, которая у нее просто замечательная: муж Сергей Тарасов, вице-губернатор Петербурга, и двое любимых детей — Никита и Аня. Алиса Бруновна дочерью довольна, с зятем она в прекрасных отноше­ниях, а внуков, которые называют ее волшебным име­нам Алиса, очень любит. «Варя и внуки — единый клубочек, мое суммированное дитя», - говорит Фрейн­длих.

Мать и дочь отлично ладят между собой, а проблема отцов и детей у них напрочь отсутствует. Эти две женщины разного поколения — самые близкие подруги. В 2002 году в торжественной обстановке в фойе Театра имени Ленсовета в присутствии родных и близ­ких Игоря Петровича Владимирова, его друзей, учеников, почитателей таланта состоялось торжественное открытие мемориальной доски с барельефом этого вы­дающегося театрального деятеля. Профессор Владимиров проявил себя и как уникальный педагог легендарной Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывшего Ленинградского института театра, музыки и кинематографии). Его ученики, обладатели самых высоких званий и премий, служат в различных театрах страны, снимаются в кино и всегда выделяются среди других представителей артистического цеха безупречной «петербургской» школой, умением до мельчайших нюансов вживаться в роль. Мемориальная доска (автор — Альберт Чаркин)
была открыта в третью годовщину смерти Мастера. Мемориальным стал и его рабочий кабинет.

Событием в жизни Театра имени Ленсовета в 2006 году стало возвращение на ленсоветовскую сцену народной артистки СССР Алисы Фрейндлих. В связи с празднеством, которое было устроено к ее юбилею, она сыграла главную роль в спектакле режиссера В. Пази по пьесе Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама».

И еще об Алисе Фрейндлих. Вредные привычки есть у каждого, даже у великих актрис. Когда ее отца, уже в период наивысшей популярности Алисы Бруновны, осторожно попросили поделиться своим мнени­ем — есть ли у его знаменитой дочери какие-нибудь недостатки, — он сначала задумался и не знал, что ответить. А потом произнес: «Курит много». Действительно, Алиса Бруновна — завзятый курильщик, и избавиться от такой зависимости ей не удается, хотя она что только не пробовала, вплоть до гипноза и иглоукалывания. Она любит делать подарки, особенно дорогим ей людям. Актриса не отказывает себе в чашечке кофе со сладким — предпочитает пирожные с кремом и конфеты с ореховой начинкой. Фрейндлих, как и всякая женщина, любит цветы, но розам предпочитает цветы полевые. Алиса Бруновна обожает ходить в лес по грибы. Приготовление грибов для нее — особая тема. Актриса их маринует, солит, варит из них суп. Вообще Фрейндлих — человек домашний. Любую модную «светскую» тусовку она с удовольствием променяет на ужин со своей семьей и игру в карты. Из современных режиссеров ей нравится Роман Виктюк. У Фрейндлих есть роли, которые она всегда мечтала сыграть. В первую очередь это Маргарита, героиня известного романа Михаила Булгакова. Но в годы, когда она могла бы сыграть эту роль, роман не был напечатан. Еще одна ее несбывшаяся мечта — Ма­рин, героиня мюзикла «Вестсайдская история». В са­мом начале ее театрального пути режиссер Ольшвангера в 1960 году затеял постановку этого спектакля в Театре имени Комиссаржевской. Актеры даже приня­лись разучивать музыкальные партии. А потом почему-то эта постановка встретила сопротивление начальства из главка, который командовал культурой. И вы­пуск «Вестсайдской истории» сначала откладывали, потом принялись снимать Ольшвангера с должности режиссера. Так этот спектакль и не увидел света.

В начале статьи об Алисе Фрейндлих мы упомяну­ли о ее гороскопе, по которому она— Стрелец. Люди, родившиеся под этим знаком, идут по жизни отважно и уверенно, их стихия — движение. По отношению к близким они искренни, открыты и сердечны, им чужда искусственность и коварство, их оскорбляют подлость и обман. Стрельцам присущи душевное спокойствие, оптимизм и беззаботность, они добиваются успехов в военном деле, искусстве и литературе. Под этим зна­ком родились Александр Блок и Нонна Мордюкова, Уолт Дисней и Людвиг Ван Бетховен, Марк Твен. Ви­дите, в какой хорошей компании оказалась Алиса Фрейндлих.

Навещающие дети и внуки, постоянно живущий ря­дом кот — вот и вся личная жизнь великой актрисы сегодня. Трижды побывав замужем, она не хочет сей­час даже думать об этом. Ей хватает иной любви — любви благодарных зрителей.

Играя в лучших ленинградских театрах, актриса попробовала себя в разных жанрах и больше всего по­любила трагикомедию и мюзикл в силу синтетичности своего дара. Обидно, что нет мюзиклов, в которых главная роль досталась бы пожилой актрисе. «Сейчас нет интересных ролей для актрис моего возраста, — сказала Алиса Бруновна в одном из своих интервью: — Я, конечно, сопротивляюсь, делаю концертные про­граммы, работаю «на стороне», храбрюсь, чтобы не сразу сесть у печки и вязать носки.

Таких ролей, на­верное, много, но они не решают ничего в спектакле. Я всегда любила роли, которые являются опорой спек­такля. Мне интересна метаморфоза, которая заключена в судьбе, в характере, в жизни персонажа. А про­сто сыграть данность, результат — это скучно. Нужно вообще относиться философски к театру, к жизни, к успеху. Что происходит в жизни, что несет с собой испытание — это все «горючее» для сцены. Жизнь есть топливо для творчества, а творчество — топливо для жизни. Это настолько взаимопроникающие вещи! Нельзя тратиться в жизни безудержно, чтобы потом ничего не осталось для сцены. Нельзя тратиться в театре так, что бы в жизни все скользило мимо. Нужен баланс житейских и творческих затрат, весы все время должны балансировать».

 (97x193, 6Kb)
Творческая биография Алисы Бруновны Фрейндлих — из числа счастливых. Со стороны она кажется театральной сказкой. Родилась в семье известного питерского актера Бруно Фрейндлиха и с детства мечта­ли быть актрисой. С самого раннего детства живущая в чудесном мире театра, она вступила в искусство яр­ко, талантливо, сразу же заявив о себе как о личности не заурядной. Поступила в театральный институт с первого раза и после его окончания стала главной зна­менитостью ленинградской сцены. При всей разности характеров героинь Фрейндлих их роднит принадлеж­ность к одной общей нравственной традиции русского искусства, которое всегда учило отзывчивости к чу­жой судьбе, учило чутко слушать и слышать другого, чтобы понять, отогреть, помочь, а порой, если надо, и спасти.

Не так давно Законодательное собрание города на Неве присудило Алисе Фрейндлих особое звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Вместе с этим титулом Алиса Бруновна получила также специальный отличительный знак почетного гражданина — брошку, выполненную из особого камня — осколка камня Петропавловской крепости. Такие отличительные знаки есть у всех почетных граждан Петербурга.

Сколько мы знаем случаев, когда молодой актер, вспыхнув и блеснув, словно метеор, исчезал, так и не повторив своего звездного часа. У Алисы Фрейндлих — другая судьба. Она давно уже стала своеобразным символом города на Неве. С советских времен каждым гость Петербурга, причисляющий себя к интеллигенции, считает своим долгом сделать три вещи: посетить Эрмитаж, посмотреть на разведение мостов над Невой и обязательно увидеть спектакль с участием Алисы Фрейндлих.

Как-то раз Алиса Фрейндлих обмолвилась, что и пьесах А. П. Чехова готова играть бесконечно. Будем надеяться, что мечта актрисы сбудется и нас ждет новое сценическое открытие, потому что каждая встреча с Алисой Фрейндлих — открытие. Эта женщина внесла в мир искусства свой собственный стиль игры. Умение подать предмет, явление, преломив их через призму своей индивидуальности; оттолкнувшись от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств — все это особый дар великой актрисы — дар поэтического свойства. Многие созданные ею образы стали классикой отечественного театра и кино, важными составными частями настоящего феномена под названием «Алиса Фрейндлих».


ИРИНА АГАПОВА, МАРГАРИТА ДАВЫДОВА
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
annette2007 27-09-2007-16:51 удалить
Восхищаюсь Алисой Бруновной !!!
Чудный человек и замечательная актриса :)))


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Любимые актрисы «Трех мушкетеров». От королевы Франции до шпионки кардинала» -часть2 | Eternity_Forever - Вечность.... Это для меня.... | Лента друзей Eternity_Forever / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»