Из книги Павла Берснева "Мозг - ловушка для души?"
Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Весьма примечательна история, которая связала психоделическое растение коноплю и растафарианство — религиозное движение на Ямайке (государство-остров Карибского моря). Растафарианство (движение раста) — религиозное синкретическое движение, в котором причудливым образом соединились ритуальные практики народной религии аборигенов, африканских рабов и мессианские иудео-христианские чаяния. Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.
С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире. Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой. Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного», «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом). В любом случае, если рассматривать растафарианство как путь к живому Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок «Вавилона», а именно таким его видят все без исключения раста, то можно понять, почему культура Ямайки стала такой популярной во всем мире. Как поет Борис Гребенщиков:
Джа даст нам все,
У нас больше нет проблем;
Когда я с тобой,
Ты — мой единственный дом...
Раста легко определить по «львиной гриве» — «дредам» (Dread означает страшный, ужасный; страшиться. Loks — локоны, волосы. Dreadlocks можно перевести как «ужасающие локоны»). Дредлокс являются видимым свидетельством завета (договора), существующего между раста и Джа.
Растафарианцы считают, что единение с Богом достигается с помощью ганджи (ganja — конопля, марихуана, анаша; ямайское название сорта марихуаны, растущей на острове; производное от названия реки Ганг (Ganges); есть поверье, что именно индусы завезли ее на Ямайку). На Ямайке ганджу-коноплю-марихуану называют травой мудрости. Предание гласит, что она выросла на могиле царя-мудреца Соломона. Ямайцы верят, что ганджа — это «исцеление нации» (the healing of the nation). Они считают, что ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.
Однако, как полагают раста, Вавилон имеет свои веские причины для запрета на выращивание и потребление конопли. Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин религиозного движения. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания «травки мудрости». Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной, и тогда это уже будет «приятным Господу воскурением». Такой обычай аргументируется тем, что ганджа — это та самая «зеленая трава», одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма. Эфиопская православная церковь, конечно же, выступает против этого. Православные монахи считают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели.