[320x213]
“Произошла” скрипка от старинной виолы – довольно крупного инструмента с ладами на грифе. На виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро. Шли годы, инструмент менялся. История связывает окончательное превращение виолы в скрипку с тремя семействами скрипичных мастеров из итальянского города Кремоны: Амати, Гварнэри и Страдивари. Именно родоначальник династии Страдивари – Антонио (1644–1736) – и почитается главным творцом современной скрипки.
В развитии скрипки и внедрении её в действительною жизнь дело обстояло не очень благополучно. У нового инструмента нашлось немало влиятельных противников и даже откровенных врагов. И скрипка заняла то место, которое она заслуживала по праву, только благодаря великим музыкантам, продвинувшим технику скрипичной игры далеко вперёд. И самым заметным из них был великий Никколо Паганини.
Паганини родился 27 октября 1782 в Генуе. Имя этого знаменитого итальянского композитора и скрипача-виртуоза известно даже далёким от музыки людям и всегда было окружено мистическими легендами и фантастическими слухами. Никколо рос в нищете под суровой опекой отца, мечтавшего сделать из талантливого мальчика средство обогащения. Играть на скрипке Паганини начал в шесть лет, в девять выступал с концертами в других городах, а к девятнадцати годам уже стал известнейшим музыкантом. Его выступления приводили зрителей в экстаз.
Присутствовавших всегда поражало его невероятное, “нечеловеческое” мастерство исполнения. Он без видимых усилий извлекал из скрипки виртуозные трели, исполнял сложнейшие вариации даже на одной струне. Никколо играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой. Говорили, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса. Но находились и другие, шептавшиеся за спиной музыканта, что на его инструменте начертаны колдовские знаки и что он давно продал душу дьяволу...
Возникновению таких слухов способствовала и сама демоническая внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники – Иоганн Гёте и Оноре де Бальзак: “…мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и – самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей…”
В религиозной Европе на рубеже XVIII–XIX веков обвинение в колдовстве или поклонении дьяволу по-прежнему могли привести человека если и не на костёр инквизиции, то к отлучению от церкви и заточению в монастырь.
Учитывая громадное количество завистников и недоброжелателей, распускавших самые нелепые слухи и беспрерывно писавших на Паганини доносы, можно считать настоящим чудом, что музыканту удалось избежать серьёзных гонений. Познав все грани успеха, гениальный скрипач дожил до 58 лет, оставив после себя несколько миллионов франков и десятки написанных им музыкальных произведений, часть из которых настолько сложны, что до сих пор сыграть их не может никто. Второго Паганини человечество пока не породило.
P.S. А скрипка кардинально отличается от других инструментов тем, что красота её звучания, в силу некоторых конструктивных особенностей, ПОЛНОСТЬЮ зависит от качества материалов и тщательности изготовления. Отсюда и секреты обработки дерева, тайны приготовления лаков, расчёты пропорций, сугубо индивидуальный подход, не применяющийся для изготовления других инструментов. Отсюда и баснословная стоимость некоторых скрипок, отсюда и их притягательность для преступников.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва»» на первоисточник обязательна.
Автор: Капитан МАКС