[320x240]
10 сентября 1925 года в Москве родился композитор Борис Александрович Чайковский.
Он написал множество симфонических произведений и музыку для кинофильмов, вокальных циклов и вариаций на тему народной музыки. Именно творческому дуэту Чайковский-Быков мы обязаны появлением мюзикла «Айболит-66».
10 сентября 2005 года, в день 80-летия со дня рождения Бориса Чайковсого, на телеканале «Культура» была показана передача «Он жил у музыки в плену» (начало в 17:35). В передаче принимают участие: Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев, Александр Митта, Лидия Смирнова, вдова композитора Янина Чайковская, а также племянник - композитор Александр Чайковский.
Тихон Хренников о Борисе Чайковском:
Борис Чайковский, это, несомненно, один из самых выдающихся русских композиторов 20-го века. Его разнообразное творчество это доказывает, потому что он работал в разных жанрах.
Он принадлежит к семье, блестящей семье Чайковских, однофамильцев Петра Ильича Чайковского, которые дали нашей отечественной культуре замечательных музыкантов, ну, начиная с Бориса Чайковского. Его брат Владимир тоже был очень талантливый пианист, талантливый музыкант.
Он сразу заявил о себе как об очень яркой творческой личности. Он был учеником Шебалина, Шостаковича, Мясковского, всех крупнейших педагогов и музыкантов того времени, они были его наставниками, и он всегда очень с огромной просто благодарностью говорил о них.
Семья Чайковских, она обладала просто каким-то геном музыканта: и Борис, и Владимир, брат его, а теперь племянник, сын Владимира - Александр Чайковский, является, несомненно, в настоящее время одним из ярчайших композиторов и ректором Петербургской Консерватории.
Борис Александрович Чайковский отдавал предпочтение симфонической музыке, но ею не ограничивался. Интерес к вокальной музыке у него был еще в детстве, а в 15 лет он написал музыку на 2 стихотворения Лермонтова. Потом был большой перерыв, но вернуться к романсам и песням заставили 4 ранних стихотворения Бродского: за сутки композитор написал небольшой цикл, который так и называется – «4 стихотворения Бродского». Этот цикл натолкнул композитора на мылсь продолжать писать вокальную музыку, после этого он написал цикл на стихи Пушкина, посвященный Галине Вишневской. Композитор подобрал стихотворения «не романсные»: он мыслил себе эту музыку не как романсы и просил певицу петь стихи, считая, что музыка вторична. С задачей блестяще – каждая по-своему – справились Галина Вишневская и Галина Писаренко.
За пушкинским циклом появились «Знаки зодиака», «Последняя весна» на стихи Блока и Заболоцкого. И музыка к фильмам – «Подросток», «Обыкновенное чудо», «Гори, гори, моя звезда» - музыка на стыке литературы и собственно музыки.
Вот что говорит о музыке Бориса Чайковского его племянник, композитор Александр Чайковский:
Если вы послушаете его музыку, то она ведь как детектив… Например, возьмите его вторую симфонию. Совершенно потрясающая первая часть, инструментована совершенно грандиозно. Там невозможно предсказать, что будет дальше, как это будет звучать. Причем у него в первой части этой симфонии, там такая двойная идет экспозиция, повторяется дважды одно и тоже совершенно в разной инструментовке. Это производит совершенно фантастическое впечатление, потому что казалось бы – та же самая музыка и каждый раз она предстает совершенно по-новому…
У него, я считаю, был изумительный мелодический дар, то, что у композиторов встречается не так часто, даже если они великолепно владеют техникой. Опять же если мы возвратимся к его киномузыке или если мы послушаем мелодии в фильме, те же "Уроки французского" или "Гори, Гори моя звезда", или знаменитая его тема в "Подростке", или, предположим, совершенно гениальна тема во второй части его фортепьянного концерта, именно по мелодии. …Он был, я считаю, …виртуознейший мастер в отношении техники оркестра. <…>Вот если возьмете его последние сочинения, в этом отношении его можно сравнить по технике, например с Бетховеном. В каком смысле? Бетховен в своих последних квартетах не на чем писал, ему даже не нужно было, как мы говорим, такое понятие, сама мелодия, ему даже этого не надо было. Он мог, знаете, как великие мастера могут создать картину из 3 точек каких-нибудь. У Бориса тоже самое. Он мог взять любой вариант звуков и сделать из них драматургию, которую ты слушаешь с напряжением. Это даже непонятно такое мастерство, которое переходит собственные границы…
Далее в комментариях…
[310x344]