• Авторизация


У музыки в плену 10-09-2008 08:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[320x240]
10 сентября 1925 года в Москве родился композитор Борис Александрович Чайковский.

Он написал множество симфонических произведений и музыку для кинофильмов, вокальных циклов и вариаций на тему народной музыки. Именно творческому дуэту Чайковский-Быков мы обязаны появлением мюзикла «Айболит-66».

10 сентября 2005 года, в день 80-летия со дня рождения Бориса Чайковсого, на телеканале «Культура» была показана передача «Он жил у музыки в плену» (начало в 17:35). В передаче принимают участие: Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев, Александр Митта, Лидия Смирнова, вдова композитора Янина Чайковская, а также племянник - композитор Александр Чайковский.

Тихон Хренников о Борисе Чайковском:

Борис Чайковский, это, несомненно, один из самых выдающихся русских композиторов 20-го века. Его разнообразное творчество это доказывает, потому что он работал в разных жанрах.
Он принадлежит к семье, блестящей семье Чайковских, однофамильцев Петра Ильича Чайковского, которые дали нашей отечественной культуре замечательных музыкантов, ну, начиная с Бориса Чайковского. Его брат Владимир тоже был очень талантливый пианист, талантливый музыкант.
Он сразу заявил о себе как об очень яркой творческой личности. Он был учеником Шебалина, Шостаковича, Мясковского, всех крупнейших педагогов и музыкантов того времени, они были его наставниками, и он всегда очень с огромной просто благодарностью говорил о них.
Семья Чайковских, она обладала просто каким-то геном музыканта: и Борис, и Владимир, брат его, а теперь племянник, сын Владимира - Александр Чайковский, является, несомненно, в настоящее время одним из ярчайших композиторов и ректором Петербургской Консерватории.

Борис Александрович Чайковский отдавал предпочтение симфонической музыке, но ею не ограничивался. Интерес к вокальной музыке у него был еще в детстве, а в 15 лет он написал музыку на 2 стихотворения Лермонтова. Потом был большой перерыв, но вернуться к романсам и песням заставили 4 ранних стихотворения Бродского: за сутки композитор написал небольшой цикл, который так и называется – «4 стихотворения Бродского». Этот цикл натолкнул композитора на мылсь продолжать писать вокальную музыку, после этого он написал цикл на стихи Пушкина, посвященный Галине Вишневской. Композитор подобрал стихотворения «не романсные»: он мыслил себе эту музыку не как романсы и просил певицу петь стихи, считая, что музыка вторична. С задачей блестяще – каждая по-своему – справились Галина Вишневская и Галина Писаренко.

За пушкинским циклом появились «Знаки зодиака», «Последняя весна» на стихи Блока и Заболоцкого. И музыка к фильмам – «Подросток», «Обыкновенное чудо», «Гори, гори, моя звезда» - музыка на стыке литературы и собственно музыки.

Вот что говорит о музыке Бориса Чайковского его племянник, композитор Александр Чайковский:

Если вы послушаете его музыку, то она ведь как детектив… Например, возьмите его вторую симфонию. Совершенно потрясающая первая часть, инструментована совершенно грандиозно. Там невозможно предсказать, что будет дальше, как это будет звучать. Причем у него в первой части этой симфонии, там такая двойная идет экспозиция, повторяется дважды одно и тоже совершенно в разной инструментовке. Это производит совершенно фантастическое впечатление, потому что казалось бы – та же самая музыка и каждый раз она предстает совершенно по-новому…
У него, я считаю, был изумительный мелодический дар, то, что у композиторов встречается не так часто, даже если они великолепно владеют техникой. Опять же если мы возвратимся к его киномузыке или если мы послушаем мелодии в фильме, те же "Уроки французского" или "Гори, Гори моя звезда", или знаменитая его тема в "Подростке", или, предположим, совершенно гениальна тема во второй части его фортепьянного концерта, именно по мелодии. …Он был, я считаю, …виртуознейший мастер в отношении техники оркестра. <…>Вот если возьмете его последние сочинения, в этом отношении его можно сравнить по технике, например с Бетховеном. В каком смысле? Бетховен в своих последних квартетах не на чем писал, ему даже не нужно было, как мы говорим, такое понятие, сама мелодия, ему даже этого не надо было. Он мог, знаете, как великие мастера могут создать картину из 3 точек каких-нибудь. У Бориса тоже самое. Он мог взять любой вариант звуков и сделать из них драматургию, которую ты слушаешь с напряжением. Это даже непонятно такое мастерство, которое переходит собственные границы…
Далее в комментариях…
[310x344]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Rusinka 10-09-2008-08:58 удалить
Александр Митта о Борисе Чайковском:

С Борисом отношения были, ну естественно, как у всех режиссеров, абсолютно счастливые, безмятежные и безоблачные, потому что он особый человек был. Композиторы вообще ведь люди, те, что по крайней мере мне встречались, - это такие небожители… Борис в этом кругу был, наверное, самым деликатным… Когда он что-то приносил, это было сразу с первого показа попадание в абсолютную десятку.
Он во всем был деликатен просто. И если бы он хоть что-то говорили, то он был готов сразу же согласиться и еще сочинять, потому что сочинять для него была радость.
Одновременно со мной работал с ним Ролан Быков над мюзиклом "Айболит". Вот там шла "рубка" кровавая, потому что Ролан всегда имел какое-то другое представление о том, что ему надо. И там они сурово работали, но в итоге все равно побеждала музыка. Он писал дивную совершенно музыку к этому фильму. Это было собственно первый мюзикл в российском кино. Там божественные совершенно темы, песни и драматическая музыка.
…С Борисом Александровичем быть не могло вообще никаких курьезных случаев быть не могло, потому что он сразу был готов на любой контакт. Если бы я ему сказал, напиши мне тему, где все вверх ногами и наоборот, он бы сел и написал. Для него это было удовольствие, это радость. Он очень не конфликтный был человек. <…> Но не надо думать, что он был беспринципным, у него было.. была некая зона, где он оставался сам собой и никаких компромиссов с творчеством, с личностью, он не делал. Нельзя было представить, что он написал бы что то дурного вкуса, где бы он пошел навстречу какой-то пошлости или бытовым требованиям, или требованиям властей что-нибудь такое ложно-героическое написать. Он очень четко располагался всей своей богатой, бесконечно глубокой творческой личностью в том поле, которое ему предлагали.
У него киномузыка и музыка серьезная, концертная, симфоническая, это все-таки два разных мира. Режиссеры вообще-то плохие музыкальные критики, но мне кажется, вот у меня есть такое понимание того, как личность Бориса Александровича Чайковского выражалась и в кино, и в самостоятельном творчестве. В кино он был удивительно гармоничным участником общего процесса, он обогащал замысел, он передавал ему блеск своего таланта. А когда он писал сам, то было видно что это абсолютно такая как бы глыба, что это человек, который выражает себя с абсолютной принципиальностью и какой-то невероятной ясностью. Он ведь был ученик Шостаковича и, вместе с тем, в моем понимании, это такое прямое продолжение рахманиновсской традиции в музыке. Я даже как то поймал себя, когда слушал его концерт, думал, черт возьми, ведь слушаешь эту музыку и кажется, что, если бы не было никаких революций, никаких потрясений, а просто бы родился Борис Чайковский в русской дворянской семье, вырос, <…> там бы такую музыку точно и писал. Это как-то напрямую от Бога идет.
…Он дает тебе ощущение, что ты попал в какой то богатый мир, богатый подробностями, как природа бывает богата, как бывает богат берег моря... Даже, скорее, не берег моря, а просто берег русской реки, берег озера, заросшего камышами, по которому плывут лебеди или утки, и шелестит листва. Какое-то счастье есть в музыке.

(По материалам передачи «Он жил у музыки в плену»
[283x350]
Clodia 02-12-2013-17:05 удалить
Здравствуйте. Возможно у Вас сохранился этот фильм в видео-формате. Я учусь в музыкальном колледже и мы с учителями пытались найти этот фильм в интернете, но все поиски безуспешны. Возможно, раз у Вас есть текст к фильму, то и фильм сохранился. Буду очень признательна, если поделитесь им или скажите, где его можно найти в интернете.
Rusinka 02-12-2013-22:56 удалить
Ответ на комментарий Clodia #
Исходное сообщение Clodia
Здравствуйте. Возможно у Вас сохранился этот фильм в видео-формате. Я учусь в музыкальном колледже и мы с учителями пытались найти этот фильм в интернете, но все поиски безуспешны. Возможно, раз у Вас есть текст к фильму, то и фильм сохранился. Буду очень признательна, если поделитесь им или скажите, где его можно найти в интернете.


Очень сожалею, что не могу Вам оказать помощь, фильма этого у меня нет. Я смотрела, только передачу. Удачи Вам в поиске этого фильма, и удачи в учебе!
[422x264]
Clodia 03-12-2013-01:34 удалить
Ответ на комментарий Rusinka # Rusinka, Эх, на сайте телеканала "Культура" его тоже, к сожалению, нет. Что ж, будем искать дальше. Спасибо, что откликнулись)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник У музыки в плену | Rusinka - Rusinka | Лента друзей Rusinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»