[400x300]
Кора березы, или береста, издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди находок археологов на территории Новгорода имеются "берестяные грамоты" - древнейшие памятники русской письменности, найдены также куски бересты с росписью, тиснением и ажурной резьбой, относящиеся к XI-XIV векам. Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен.
Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у новгородских крестьян. Бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Из бересты делались лукошки, бураки ("туески"), укладки для рукоделия разных размеров, декоративные блюда, рамки, детские погремушки. Легкие и удобные, украшенные либо росписью, либо тиснением, либо ажурной резьбой, сочетающейся с тиснением, берестяные изделия были широко распространены в лесных районах страны как в крестьянском быту, так и среди городского населения; в них ценились не только утилитарные, но и декоративные качества. Берестяные туеса делали для хранения молока. Сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала.
Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в XVIII в. прорезную бересту стали использовать для украшения.
Материалом для работы служит береста, заготовленная в мае-июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола дерева, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями.
Основная линия узора наносится на бересту при помощи тупого шила, фон удаляется остро отточенным ножом, тиснение ("расписка") производится тем же тупым шилом. Удаляемый фон требует, чтобы узор был сплошным, состоящим из соприкасающихся форм; в нем не могут иметь места выпадающие, не связанные между собой мотивы или элементы. Узоры прорезной бересты всегда производят впечатление органично вырастающих друг из друга форм. Крутые завитки, возникающие из плавно изгибающегося растительного побега и переходящие нередко в спираль. Узоры на бересте нередко похожи на народные узоры вышивки и ткачества. Часто встречаются вытянутые овалы, формы, напоминающие сердечки, удлиненные изящные ромбики со слегка вогнутыми сторонами, узкие пунктирные каемочки, напоминающие проложенный плетеный шнурочек, и прочие элементы, заимствованные из арсенала строгих и изящных орнаментальных форм русского классицизма.
В Великом Новгороде с берестой работает значительное количество мастеров. Искусство Великлоновгородской прорезной бересты, основано на выверенных навыках профессионального мастерства, на быстроте и артистизме исполнительской работы. Оно не терпит насилия и надуманности, ничего идущего вразрез с простыми и всегда оправданными производственными приемами. Резьба по бересте - национальный вид искусства, и секреты этого мастерства не утрачены на новгородчине и в наши дни.
[432x327]