[333x500]
Малахит
Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди. Его название, возможно, намекает на легкость обработки. На древнегреческом malakos означает «мягкий». Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно-зеленого и голубовато-зеленого до черно-зеленого. В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли «павлиньим камнем».
После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться «русским камнем». К настоящему времени уральские залежи малахитов практически исчерпаны. Месторождения малахита существуют в Казахстане, Германии, Румынии, Китае, Австралии. Добывают малахит близ Лиона во Франции. Много малахита на мировой рынок поступает из Африки.
XIX век стал золотым веком малахита в его художественной культуре. Пальма первенства здесь принадлежала русскому, более того — уральскому малахиту.
Это было время, когда редко какая встреча международных партнёров России с русским малахитом не оборачивалась сенсацией. Ведь среди заморских собратьев у него был лишь один конкурент — лазурит. Отсутствие лазурита на рынке поставило малахит вне конкуренции. Всё наиболее совершенное, что только создано в малахите, появилось в этом столетии и принадлежит истории русского малахита. Малахит стал предметом национальной гордости России, её национальным богатством.
С первого же десятилетия XIX века его художественная обработка выдвигается на первый план, на несколько десятилетий затмевая всё остальное.
Природные особенности камня — обилие мелких каверн, пустот, посторонних включений, ноздреватость — заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о «многофасадной» красоте, присущей массивным плотным породам, позволявшей выделывать объёмные вещи. Малахит распиливали на плитки и пользовались ими или как декоративными вставками, или в качестве облицовочного материала.
Освоение его сразу пошло двумя руслами. Первое — от рисунка камня, а точнее, от возможности продолжить причудливо ветвящиеся и кружащие ритмы и превратить их в бесконечное кружевное поле или в сложно организованные декоративные клейма. Надеяться на успех здесь мог только тот, кто располагал большим количеством малахита, причём наивысшего качества — для этих целей камень должен быть особенно красивым. Второе же — от цвета. Здесь могла пригодиться любая плашка, хоть в полмизинца. Её роль — цветная вставка, сочное живое пятно. Новизной и свежестью она производила приятное впечатление в окружении самых привычных материалов.
Первый путь привёл малахит в облицовочные работы. Второй — в традиционное искусство флорентийской мозаики.
За внешне формальными различиями обнаруживаются социальные корни, лишний раз подтверждая, что форма в искусстве камня далеко не простое и однозначное явление.
[450x450]
Далее в комментариях…