• Авторизация


Святейший Патриарх Алексий II 23-02-2008 09:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[280x326]
Святейший Патриарх Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 10/23 февраля 1929 года. Его отец, Михаил Александрович, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер - герой Отечественной войны 1812 года). Михаил Александрович должен был пойти по их стопам, окончив Императорское Училище Правоведения - одно из самых привилегированных учебных заведений России, но завершить обучение там не успел из-за революции 1917 года. Поселившись в новообразованном государстве Эстония, он в 1926 году сочетался браком с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (Таллина
Святейший Патриарх Алексий вспоминает:
Я был единственным сыном у родителей, мы жили очень дружно. Нас связывала крепкая любовь...
В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала цветению культурной жизни. Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде в России. Религиозная общественность в русском зарубежье создала бесценный для России опыт воцерковления различных форм культурной деятельности и социального служения. В молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД). Движение имело своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви, ставило своей задачей подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость подлинной русской культуры от Православия.
В Эстонии Движение действовало с большим размахом. В рамках его деятельности активно развивалась приходская жизнь. В мероприятиях Движения охотно участвовали русские православные люди. Среди них был и отец будущего Святейшего Патриарха. С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания богословских курсов, открытых в Ревеле в 1938 году, он был рукоположен во диакона, а затем - во иерея. В течение 16 лет отец Михаил был настоятелем таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже председателем Епархиального совета. В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание - разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. Восьми-девяти лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было "служить". Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, по им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно.
Далее в комментариях…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Rusinka 23-02-2008-09:17 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Rusinka

Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины. Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь "уголок России", заключавший в себе великую российскую святыню - Псково-Печерский монастырь, который, находясь в товремя за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой. В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители - духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, + 1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, + 1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, + 1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце. Вот небольшой фрагмент из его письма к Алеше Ридигеру:
Дорогой о Господе, милый Алешенька!
Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. <...> Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас - точно свои, родные по духу.
Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном
Искренно любящий тебя о Господе м. Иувиан.
Так в самом начале сознательной жизни будущий Первосвятитель прикоснулся душой к чистому роднику русской святости - "пречудному острову Валааму". Через монаха Иувиана духовная нить соединяет нашего Патриарха с Ангелом-Хранителем России - святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению этого великого светильника земли Русской отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно же он рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше. Эта связь напомнила о себе спустя полвека - Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.
Путь, который веками проходили святители земли Русской, - путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, - был при советской власти под запретом. Божий Промысл о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь от самого рождения так, что жизни в России советской предшествовали детство и отрочество в старой России (насколько это было тогда возможно) и с советской действительностью встретился возрастом юный, но духом зрелый и мужественный воин Христов. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовным отцом был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор (+ 1949). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; + 1946), а затем и у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине. Святейший Патриарх вспоминает, что у него всегда была пятерка по Закону Божию.
Семья была его крепостью и опорой и при выборе пути, и на протяжении всего священнического служения. Не только узы родства, но и узы душевной дружбы связывали его с родителями, все переживания они делили друг с другом...
В 1936 году таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого были родители будущего Первосвятителя, передали эстонскому приходу. История этого храма многострадальна: сразу же после провозглашения Эстонской республики в 1918 году началась кампания по ликвидации собора - собирали деньги "на снос церквей с русскими золотыми луковицами и будок русских Богов" (православных часовен) даже в школах у детей. Но против разрушения собора выступила общественность, русская и международная, а также Красный Крест. Потом поднялась новая волна: снести купола Александро-Невского собора, поставить шпиль и создать там "пантеон эстонской независимости". В архитектурном журнале были опубликованы иллюстрации: вид города без "русских луковиц", но с "пантеоном эстонской независимости". Эти иллюстрации сохранились у будущего Святейшего Патриарха Алексия и в свое время пригодились для спасения собора, когда власти уже советской Эстонии вознамерились переделать храм в планетарий (демонстрация намерений буржуазной власти относительно использования собора обескуражила советских правителей). В 1936 году сняли позолоту с куполов, и в таком виде собор просуществовал до войны, затем, в оккупационное время, немцами был закрыт. В 1945 году, когда в Эстонию вошли советские войска, собор возвратили Церкви. Иподиакону Алексию было поручено привести его в порядок и подготовить для возобновления в нем богослужений. Это ответственное послушание он исполнил достойно - первое богослужение в соборе состоялось уже на Пасху 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме. До поступления в Духовную семинарию он служил псаломщиком и в других храмах Таллина - в Симеоновской и Казанской церквах.
В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет. В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс Семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской Духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года - во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с учебой в Академии (заочно). Этот первый приход в жизни будущего Первосвятителя запомнился ему особо: здесь он соприкоснулся со многими человеческими трагед В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".
15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту он прослужил четыре года. Тарту (Юрьев) - университетский город, затихающий в летнее время и оживленный зимой, когда приезжают студенты. Святейший Патриарх сохранил добрую память о старой юрьевской университетской интеллигенции, которая активно участвовала в церковной жизни. Это была живая связь со старой Россией.
17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест - быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва - каждый день Елена Иосифовна читала Акафист перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Отпевали матушку Елену Иосифовну в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище - месте упокоения нескольких поколений ее предков. Отец с сыном остались вдвоем.
Менее чем через полтора года, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. Это было нелегкое время - разгар хрущевских гонений. Советский вождь, пытаясь реанимировать революционный дух двадцатых годов, требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1929 года. Казалось, вернулись довоенные времена с их "пятилеткой безбожия". Правда, новое гонение на Православие кровавым не было - служителей Церкви и православных мирян не истребляли, как прежде, но газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и "общественность" травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число Духовных учебных заведений.
В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении на конференции советской общественности за разоружение через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, Святейший Патриарх сказал: В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что "врата адовы не одолеют Ее!"
В те трудные для Русской Церкви годы покидало этот мир старшее поколение епископов, начинавших свое служение в дореволюционной России, - исповедники, прошедшие Соловки и адские круги ГУЛАГа, архипастыри, уходившие в зарубежное изгнание и вернувшиеся на родину после войны... На смену им пришла плеяда молодых епископов, среди которых был и епископ Таллинский Алексий. Епископы эти, не видевшие Русскую Церковь в могуществе и славе, избрали путь служения Церкви гонимой, находившейся под гнетом безбожного государства. Власть изобретала все новые способы экономического и полицейского давления на Церковь, но неодолимой крепостью стала для нее верность православных Христовой заповеди: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его" (Мф. 6, 33).
3 сентября 1961 года архимандрит Алексий вступил под своды родного ему с детства Александре-Невского собора в Таллине - в этот день совершилась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского. В своем Слове при наречении во епископа он сказал:
С юных лет в моем сердце была любовь к храму Божиему и в глубине своей души я слышал голос, зовущий: "иди по Мне" (Лк. 5, 27). В юные годы я любил прислуживать при богослужениях, а затем, по получении богословского образования и принятии благодати священства, в течение одиннадцати лет проходил пастырское служение, черпая силы для него в молитве и укрепляющей силе Божественной благодати, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет". Теперь мне предстоит еще более трудный подвиг в сане епископа. Перед моим духовным взором в качестве идеала истинного пастыря рисуется образ Божественного Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Вспоминаются Его заветы святым апостолам и другим последующим пастырям Святой Церкви Христовой, которым заповедано быть добрыми пастырями, полагающими "душу свою за овцы своя" (Ин. 10, 11), являться для верных образцом "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12), преуспевать "в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости... подвизаться добрым подвигом веры" (1 Тим. 6, 11-12).
[320x240]
Rusinka 23-02-2008-09:22 удалить
Возвращение Церкви к широкому общественному служению - во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II.
Никакие сферы общественной и культурной жизни не должны находиться вне поля зрения Церкви. Церковь должна заниматься вопросами образования, воспитания и здравоохранения, вопросами охраны окружающей среды, духовным окормлением Вооруженных Сил, всемерно расширять области своего социального служения. Не претендуя на политическую власть, она должна восстановить свое традиционное значение для семьи и общества. Полнота служения Русской Православной Церкви была восстановлена на Поместном Соборе 1917-1918 годов актом избрания Патриарха всея Руси. Но ныне Церковь возвращается совсем не в то общество, каким оно было в России 1917 года. Утрачено православное сознание, разрушены традиции, расшатаны нравственные устои, оторвана от церковного обихода вся жизнь. Если уже священномученик Патриарх Тихон ощущал, что у Церкви нет должной поддержки в народе, то еще труднее сегодня - после семидесяти лет гонений на Православие, когда, кажется, все корни уничтожены, связь времен нарушена, в стране практически нет православной общественности или ее роль исчезающе мала.
Но недаром Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. Одно за другим следовали события воистину промыслитсльные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, совсем недавнее обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.
Символом возрождения Русской Церкви в 1990-х годах несомненно стало восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, разрушенного безбожниками именно как символ церковной и государственной мощи России. Святейший Патриарх Алексий II придает огромное значение этому общецерковному делу. Он - председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Сколько несправедливых упреков по поводу восстановления Храма пришлось выслушать нашему Первоиерарху от радикальной общественности! Многим не хотелось, чтобы величественный Храм вновь стоял в Москве, напоминая о верности России Святому Православию. Но православные люди, веря своему Патриарху, сердцем чувствовали, что воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве - событие даже более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что православный дух жив в русском народе и что попытка превратить Москву в безликий вненациональный город не удалась.
На Пасху 1995 года Святейший Патриарх в сослужении многочисленного духовенства совершил первое богослужение после закладки Храма Христа Спасителя - пасхальную вечерню. Еще не было ни стен, ни сводов, богослужение проходило под открытым небом. Темпы строительства удивляли всех - к Пасхе 1996 года Храм уже возвышался над Москвой, сияя золотыми куполами. С лета того же года в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, устроенной в память о ранее находившемся на этом месте Алексеевском монастыре, совершается Бескровная Жертва; множество раз здесь совершал богослужения Святейший Патриарх. К началу следующего тысячелетия и верхний храм предстал во всем своем великолепии. Предстоятель Русской Церкви в своих пастырских обращениях к народу часто касается темы возрождения нашей национальной святыни:
Храм Христа Спасителя стал видимым знаком воскресения Святой Руси. Он созидается всем народом. Эти стены, эти купола, это рождающееся благолепие вобрали в себя лепты российских и московских властей, отечественных и иностранных благотворителей, миллионов простых россиян, в том числе жителей стран ближнего и дальнего зарубежья. Низкий поклон и благодарность всем, кто принимал участие в воссоздании этой порушенной святыни...
Важной частью служения Святейшего Патриарха Алексия стали поездки по епархиям, которых он совершил уже более ста. Каждая из них приносит встречи с людьми, жаждущими увидеть своего Первосвятителя, людьми, которые собираются издалека, терпеливо ждут и искренне радуются необыкновенному событию. Сам вид Святейшего Патриарха в белом кукуле, его добрая улыбка, теплые слова, обращенные к пастве, - все это сильнейшим образом воздействует на людей, даже невоцсрковленных. Образ Первосвятителя пробуждает в сознании наших соотечественников генетическую память, напоминая душе о чем-то родном и высоком, хотя для многих и незнакомом. Сегодня для России Патриарх поистине является символом единения.
Каждая поездка знаменуется освящением новых храмов - за десять лет своего Патриаршего служения Святейший Владыка лично освятил их более ста! В программу неизменно входят встречи с местными властями, для которых общение с Патриархом Московским и всея Руси является большой честью и вопросом престижа. Эти встречи не проходят для государственных деятелей бесследно, побуждают их по-новому взглянуть на проблемы духовно-нравственного состояния общества и национально-государственного строительства в целом. Часто в программу Патриарших визитов входит посещение вузов, воинских частей, больниц, воскресных школ. Но главным для Святейшего Патриарха остается богослужение, службы Божий, длящиеся в поездках по 4-5 часов -так много желающих принять Святое Причастие из рук Первосвятителя, получить его благословение...
Многие удивляются, как у Святейшего Патриарха хватает сил выдерживать такие колоссальные нагрузки, когда даже молодые, сильные люди, сопровождающие его в поездках, безмерно устают. Но Господь хранит Своего верного служителя, молитвенника и ходатая за всю Русскую землю, и дает ему силы.
Очень важным этапом в жизни нашего общества стало принятие в 1997 году нового закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подтвердившего историческую роль Православной Церкви в судьбе России. Следствием этого, как надеются все православные верующие, должно стать прекращение агрессии многочисленных сект, заполонивших нашу страну. Это еще одна проблема, решению которой Святейший Патриарх Алексий отдает много сил и времени. В своем обращении к участникам VI Рождественских чтений в 1998 году он вскрыл глубинные причины этого явления:
Недаром наблюдаем мы возрождение архаичных языческих культов и распространение тоталитарных сект, отрицающих в человеке не только образ Божий, но и личностное начало. Наблюдаемое движение от тотального материализма к примитивному магизму показывает степень одичания и деградации современного общества. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.
Прежний закон о свободе совести, 1990 года, возвратил Церкви возможность не только развивать катихизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность, помогать малоимущим, служить ближним в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Многостороннее социальное служение Церкви в нашем обществе продолжает расширяться, это одно из важнейших направлений ее деятельности. Ряд подписанных Святейшим Патриархом Алексием совместно с государственными структурами документов заложил основы для развития духовного попечения Церкви о больных и престарелых, о военнослужащих и работниках правоохранительных органов, о находящихся в местах заключения. За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий - их уже около 70 на территории нынешней Российской Федерации и более 120 - вместе с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена монашеская жизнь более чем в 450 монастырях (в конце 1980-х годов их было 19), открыто более 50 Духовных учебных заведений.
Являясь правящим епископом города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II много сил и времени отдает возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни столицы. Эти труды являются примером устроения епархиальной и приходской жизни для других епархий. В Москве ныне более 350 действующих храмов вместо 45 в недалеком прошлом.

Главное направление международной деятельности Русской Православной Церкви определяется тем, что решение многих проблем современного мира лежит на путях развития межправославного сотрудничества и диалога между христианами разных конфессий во исполнение Христовой заповеди о единстве. В своих контактах с инославными Русская Православная Церковь осуществляет полезный обмен опытом социального служения христиан в сложных условиях современности, непреложно свидетельствуя при этом в мире о Святом Православии. Для Предстоятеля Русской Православной Церкви эти вопросы являются предметом всемерного внимания.
Тяжко и мучительно переживается нашими людьми нынешнее состояние государства и общества - слишком велики разочарования и потери. Многие теперь приходят в Церковь, но как и с чем обращается к ней большинство? Ждут от Церкви чего-то согласного с собственными, часто нехристианскими понятиями о жизни. Отовсюду к Церкви устремляются требования, упреки и обвинения. Немирный дух, царящий в нашем обществе, осаждает Церковь со всех сторон, не говоря уже о сознательной деятельности тех, кому ненавистна сама идея возрождения верной Богу России...
Как тяжело в этих условиях служение Первосвятителя! Каким терпением и мужеством должен он обладать, чтобы вести церковный корабль в море наших нестроений! Но ведомая им Церковь Русская укрепляется, и мы видим, как год от года возрастает ее значение в жизни нашего Отечества. Все громче слышен ее голос в различных сферах нашей жизни и все внимательнее к нему прислушиваются. Появляются первые признаки духовного оздоровления. Приходит осознание того, что катастрофы, переживаемые Россией в XX столетии, суть прямое следствие богоотступничества и что покаяние в этом страшном грехе - единственный путь спасения, путь возвращения русского народа в Дом Отчий. Ряды становящихся на этот путь православных россиян растут по молитвам святых угодников Божиих. В сонме их сияет Святитель Московский Алексий - великий заступник земли Российской, Небесный покровитель Святейшего Патриарха Алексия II, занимавший Первосвятительский престол в XIV веке. Под его духовным окормлением в разоренной Московской земле созидался оплот Православия, возрастала, собирая силы и укрепляясь духом, Православная Русь.
В Акафисте, который постоянно читается в Москве у мощей Святителя Алексия, есть такие слова: "Ангеле от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде всех избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение".
Ныне под омофором Святейшего Патриарха Алексия II, молитвами иже во святых отца нашего Алексия, Святителя Московского, совершается духовное возрождение России.
Правда, читал много биографических сведений о Патриархе, но твое радует полностью и вызывает несомненный интерес. Огромное спасибо!!!
alexis7 25-02-2008-20:24 удалить
Rusinka,
чувствую себя сопричастным с этим событием, понимаю всю ответственность,с которой наш Патриарх подходит ко многим событиям в нашей жизни, тяжелый этот крест. Помощи Божией ему!
Rusinka 26-02-2008-08:39 удалить
Верно: да поможет ему Бог!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Святейший Патриарх Алексий II | Rusinka - Rusinka | Лента друзей Rusinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»