• Авторизация


Русская культура в залах Эрмитажа 23-01-2008 08:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x299]
В залах II этажа Зимнего дворца разместились коллекции самого молодого отдела музея — отдела истории русской культуры, основанного в 1941 г. В настоящее время в нем развернуты следующие выставки: "Культура древней Руси VI—XV вв.", "Культура Московской Руси XV—XVII вв.", "Русская культура первой четверти XVIII в.", "Русская культура середины и второй половины XVIII в." В экспозицию отдела истории русской культуры включены также парадные залы Зимнего дворца, имеющие историко-художественное и мемориальное значение.
Петровский зал отделан в 1833 г. Огюстом Мон-ферраном. Стены затянуты малиновым лионским бархатом, по которому серебром вышиты двуглавые орлы. В нише на возвышении — трон русских царей. Над троном картина работы итальянского художника XVIII в. Якопо Амикони, представляющая Петра I рядом с богиней мудрости Минервой. Вверху на боковых стенах — живописные панно, где изображен Петр в битве при Лесной и в Полтавском бою. Зал, посвященный памяти Петра Великого, после пожара 1837 г. восстановлен в первоначальном виде архитектором В. П. СтасГербовый зал создан после пожара В. П. Стасовым. Изображения гербов всех губерний России, помещенные на бронзовых люстрах, дали название залу, предназначавшемуся для балов и приемов.
Военная галерея 1812 года отделана К. И. Росси в 1826 г., восстановлена Стасовым. На стенах галереи размещено свыше трехсот портретов генералов, участников Отечественной войны 1812 г. Среди них портреты М. И. Кутузова (в рост) и его боевых соратников — П. И. Багратиона, А. П. Ер-олова, Н. И. Раевского, Дениса Давыдова и др. Портреты написаны известным английским живописцем Джорджем Доу (1731—1829), который свыше десяти лет, с 1819 по 1829 г., с помощью русских художников А. В. Полякова и В. А. Голике работал во дворце над выполнением этого заказа. Конные портреты царя Александра I и его союзника в войне с Наполеоном прусского короля Фридриха-Вильгельма III выполнены немецким художником Францем Крюгером (1797—1857); конный портрет австрийского императора Франца I — работа австрийца Петера Крафта (1780—1856). Портреты во время пожара 1837 г. были вынесены из пламени солдатами-гвардейцами, участвовавшими в спасении дворцовых ценностей.
Внимание останавливают несколько пустых рам, затянутых зеленой тафтой, с указанием имен и воинских званий погибших, чьи изображения должны были здесь находиться, но чей облик не удалось восстановить.
Георгиевский (Большой тронный) зал, строгий и торжественный, отделан белым каррарским мрамором, специально привезенным из Италии, и позолоченной бронзой. Паркет, набранный из шестнадцати пород ценного дерева, повторяет бронзовый узор потолка. Против входа в зал — мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона", выполненный итальянским скульптором Фран-ческо дель Неро по рисунку В. П. Стасова, которому принадлежит оформление зала в целом (1842 г.). В Георгиевском зале, площадью восемьсот квадратных метров, на том месте, где в прошлом стоял трон, помещена набранная из камней-самоцветов карта Советского Союза. Создатели карты — ленинградские и свердловские мастера — выступили достойными преемниками Русских умельцев-камнерезов. Карта дважды экспонировалась на всемирных выставках: в Париже — в 1937 г., где была удостоена Большого приза, и в 1939 г. — в Нью-Йорке. Живописно и вместе с тем очень точно из сорока пяти тысяч кусочков камня (яшм различных пород, лазурита, орлеца, порфира и др.) на поверхности карты, площадью двадцать семь квадратных метров, передан рельеф местности: зелень долин, белоснежные вершины гор, синева морей и океанов, коричневые контуры горных кряжей. Переливаются и горят бриллианты серпа и молота на рубиновой звезде, отмечающей на карте столицу Советского Союза — Москву.
Аванзал открывает анфиладу парадных залов окнами на Неву. Следующий за ним Большой, или Бальный, зал {191), площадью свыше тысячи ста квадратных метров,— самый обширный во дворце — используется в настоящее время для временных выставок.
Далее в коментариях...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Rusinka 23-01-2008-08:21 удалить
В Концертном зале Зимнего дворца развернута выставка "Русские серебряные изделия конца XVII — начала XX в." Наиболее примечательна среди них гробница Александра Невского, в виде саркофага, украшенного богатым орнаментом и барельефами, изображающими сцены из жизни Александра Невского, и декоративной пирамиды с фигурами крылатых гениев. На щитах, которые держат в руках гении, выгравированы Н поки стихов М. В. Ломоносова, посвященные этому необыкновенному созданию русских мастеров, чьи имена до нас не дошли. Гробница выполнена в середине XVIII в. на петербургском Монетном дворе, на нее израсходовано девяносто пудов серебра, добытого в течение года на Колыванских рудниках Алтая.
Малахитовый зал. Архитектурное убранство одного из красивейших залов дворца (1829 г., арх. А. П. Брюллов) составляют колонны, пилястры и камины из малахита, выполненные в технике русской мозаики. При этом способе каменная или металлическая основа предмета облицовывалась тонкими, тщательно отполированными пластинками редкого уральского камня сочно-зеленого цвета. На отделку зала пошло сто двадцать пять пудов малахита. Малахитовые изделия России, которыми особенно славилась Петергофская гранильная фабрика, не имели себе равных в мире и весьма высоко ценились.
 (125x125, 25Kb)
Rusinka 23-01-2008-08:22 удалить
Русская культура середины и второй половины XVIII в. В одном из залов размещены материалы, посвященные деятельности М. В. Ломоносова (1711—1765). В результате многочисленных опытов Ломоносов открыл составы смальт и возродил искусство мозаики, процветавшее в древней Руси. Привлекают внимание пять мозаик, исполненных в руководимой им мастерской. Особенно интересен "Портрет Петра I" собственноручной работы Ломоносова. Экспонированные на выставке научные и литературные труды М. В. Ломоносова, астрономические приборы, изготовленные в инструментальной палате Академии наук, которой он уделял большое внимание, свидетельствуют о многогранности таланта одного из величайших ученых XVIII в.
Образцы русской, главным образом портретной, живописи, получившей широкое распространение в XVIII в. Следует выделить портреты князя А. М. Черкасского и графа Б. П. Шереметева, написанные талантливым крепостным художником И. П. Аргуновым (1727—1802). Несколько портретов кисти выдающихся портретистов Д. Г. Левицкого (1735—1822) и В. Л. Боровиковского (1757—1825), пейзажи Семена Щедрина (1745—1804) характеризуют расцвет русской живописи второй половины XVIII в. Акварели, гравюры, чертежи знакомят с русской архитектурой XVIII в. Особенно интересны материалы, связанные с творчеством крупнейших русских зодчих XVIII в. В. В. Растрелли, В. И. Баженова (1737—1799), М. Ф. Казакова (1738—1812/13), И. Е. Старова.
Следует выделить часы "яичной фигуры" работы выдающегося русского механика-самоучки Ивана Петровича Ку-либина (1735—1818). Небольшие, величиной с гусиное яйцо, часы имеют более четырехсот частей, приводящих в движение три механизма — часовой, музыкальный и движущий миниатюрные золотые фигурки. Кулибин работал над часами свыше трех лет и выполнил их так добротно, что сложнейший механизм до сих пор остается исправным. Среди множества технических изобретений Кулибина особенно интересен проект гигантского одно-арочного деревянного моста через Неву, не получивший осуществления в условиях феодально-крепостнической России.
Широко представлена русская художественная промышленность и народное творчество: изделия из серебра, металла, стекла; шпалеры, резьба по кости и дереву. Богатая коллекция фарфора XVIII в. включает редкие образцы— чашечку, украшенную гроздью винограда (1749 г.), и табакерку (1752 г.), — изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге изобретателем отечественного фарфора Д. И. Виноградовым (1720—1758).
Среди изделий холмогорских умельцев-косторезов, привлекает внимание изящная ажурная резная ваза, выполненная мастером Н. С. Верещагиным. Особого внимания заслуживает замечательная коллекция тульских изделий из полированной стали — оружие, шкатулки, различные настольные украшения, шахматы, — поверхность которых украшают "стальные алмазы" (зал 174). В Особой кладовой хранятся редчайшие образцы ювелирных изделий России XVII—XX вв. Колыванская ваза. Ревневская яшма. 1829-1843 гг.
[380x400]
alexis7 25-01-2008-12:25 удалить
Rusinka,
меня в детстве особенно притягивала к себе (своими тайнами) - малахитовая комната, а сам Эрмитаж представлялся зданием без начала и конца, чем-то бесконечным :)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русская культура в залах Эрмитажа | Rusinka - Rusinka | Лента друзей Rusinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»