
История чая насчитывает не одну тысячу лет. Когда именно был открыт чай, точно сказать трудно, но известно, что его родина - Китай. Существует множество легенд о том, как были открыты чайные кусты. Одна из них о Божественном Земледельце - Шэнь Нуне, который жил около 4800 лет тому назад и научил древних китайцев выращивать и использовать растения. Шэнь Нун изучал травы. Он испытывал их действие на себе, пробуя самые разные листья, стебли и корни растений, чтобы помочь людям избавляться от болезней. Действие растений можно было наблюдать через прозрачный живот, которым был наделён Шэнь Нун.
Одна из легенд повествует, что однажды, совершая трудный переход через горный хребет, Шэнь Нун истомился от жажды. Внезапно от кроны дерева отделился листок и плавно приземлился перед ним. Подобрав его, Шэнь Нун внимательно его рассмотрел, и ему пришёлся по сердцу нежный зелёный цвет. Помяв рукой листочек, он увидел маслянистый сок. Понюхав, ощутил благоуханный аромат. Коснувшись языком, почувствовал чрезвычайно терпкий, вяжущий вкус. И тогда Шэнь Нун, полагаясь на свой богатейший опыт, тотчас же решил, что это - подходящее средство для утоления жажды, для поднятия духа. Впоследствии он использовал чай как противоядие, когда пробовал травы, из которых многие были ядовиты.
Первый систематизированный трактат о чае, "Ча Цзин" (Чайный канон), появился в Китае при династии Тан. Его автор Лу Юй, первый в истории исследователь чая (его ещё называют Часянь - Чайное божество). Он в совершенстве постиг Чайный путь и считается непревзойдённым мастером чая во всей Поднебесной. Лу Юй приводит полное описание производства чая, районов выращивания, качеств чайного листа и воды, методов приготовления напитка.
В "Чайном каноне" собраны все научные и практические чайные знания, накопленные во время до эпохи Тан. Туда вошёл и опыт самого Лу Юя, изучавшего чайное дело по книгам и на практике. Как только "Ча Цзин" стал известен, он получил всеобщее признание и удостоился высочайших похвал. По всей видимости, именно со времён Лу Юя чай превратился в повседневный напиток.
Победоносное шествие чая по странам и континентам начинается с появления чая в Японии, куда его завезли буддийские монахи - миссионеры в девятом веке. И уже в двенадцатом веке японцы высаживают собственные плантации растения, из которого изготавливали полюбившийся им напиток.
Проникновения чая на Запад происходит разными путями. В Россию он попадает через Великий шёлковый путь. Известно, что в 1547 году казаки преподнесли царю в качестве подарка баночку душистого чая. Для Европы чай открыли голландцы в начале семнадцатого века. В 1684 году они тайком вывезли чайные саженцы и высадили их в Индонезии. Во времена знаменитой Ост - Инской компании таким же образом чай попал в Индию в 1831 году. Первая поставка индийского чая в Англию была осуществлена в 1836 году. Затем чай поселился на Цейлоне после того, как там от неизвестного заболевания погибли все кофейные плантации. Сегодня чай выращивают и в Африке (Кения), и в Южной Америке (Перу). Так что теперь чай можно назвать поистине всемирно любимым напитком.
Чайная культура, или "чайный путь", - это, несомненно, часть общей культуры человечества, и одна из граней эстетики мира. Слово "путь" в отношении чая подразумевает путь становления человека как личности, путь осознания себя в отношениях с этим миром.
История появления чая в жизни человека уходит в глубокую древность. И на протяжении нескольких тысячелетий развития и осмысления чай стал одним из столпов культуры Востока, превратившись из простого напитка в первоэлемент "чайного пути".
Сердце чайного искусства проявляется в таких понятиях как "распознать", "распробовать". Своей же целью оно преследует "истинность, подлинность". Это не только "истинный вкус", но и отношение человека к мировосприятию, к другим людям, осознание своего жизненного пути. Каждый человек индивидуален, со своим характером, жизненными ценностями, критериями, и продвигаясь по чайному пути проявляет разные, только ему присущие добродетели. В свою очередь самые разнообразные чайные инструменты способствуют движению по этому пути, заставляя концентрироваться и открывать для себя новые горизонты при каждом следующем шаге.
Во время чайного действа мы должны чётко ощущать, что всё происходящее является составляющей нашей жизни. Это не какой - то мир грёз, а частица нашей нераскрытой природы, которая находится в постоянной гармонии с миром. Ведь по сути дела в чайной церемонии на короткое время находит своё воплощение и проявление тот путь, по которому движется человек, его образ жизни. И именно то состояние, которого достиг человек на своём жизненном пути, определит характер церемонии. И наоборот, правильно подобранные для проведения чайной церемонии инструменты, их изящное применение позволят участникам получить то духовное наслаждение и эстетическое удовольствие, которые неизменно, окажут своё влияние на их внутренний мир, и будут способствовать продвижению на пути, самодисциплине и, наконец, обретению спокойствия в любых жизненных ситуациях.
[480x624]
Далее в коментариях