• Авторизация


Батальный жанр 26-10-2007 08:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x600]
Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904).

"Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину"...
К. Симонов

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии.

Далее в комментариях…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Rusinka 26-10-2007-08:16 удалить
Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870,. ГТГ), "Опиумоеды" (Гос. музей искусств Узбекской ССР), "Продажа ребенка-невольника" (1872, ГТГ), "Самаркандский зиндан" (Гос. музей искусств Узбекской ССР), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, ГТГ) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда. ..
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в .самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Солдаты Верещагина, - писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье".
"Я не знаю, - писал И. Н. Крамской о Верещагине, - есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей..." Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, ГТГ), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, ГТГ).
До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину в конце 80-начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901-1902 годах - на Филиппинах и Кубе, в 1903 году - в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.
[500x622]
Rusinka 26-10-2007-08:18 удалить
Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами; он все оставил и, по словам Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок".
31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.
Использованы материалы статьиКузнецовой Э.В. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
[500x313]
alexis7 26-10-2007-15:03 удалить
Rusinka,
Спасибо за рассказ.
Батальные полотна В.В.Верещагина меня всегда глубоко "пронзали" (до сердца).
Совсем свежи и ярки мои недавние впечатления от посещения Третьяковской галереи в сентябре этого года (практически накануне моих больничных страданий).
В зал с картинами Верещагина я вошел уже несколько уставшим после созерцания многих картин других художников.
Однако усталость мне тогда была не помехой и с десяток минут я провел, рассматривая полотна Верещагина.
Впечатление очень глубокое.
В его картинах так чувствуется весь трагизм войн, но одновременно и сила духа простого русского солдата.
Трудно отдавать предпочтение какой-либо отдельной его картине, но на мой взгляд (и я не одинок в подобном утверждении) наиболее сильный по своей духовной глубине цикл картин Верещагина о балканской войне.
Вот небольшой фрагмент из рассказа о творениях Верещагина этого периода:
"Начавшаяся в 1877 г. русско-турецкая война на Балканах вновь вернула художника к батальной теме. Балканская серия, созданная В.В. Верещагиным, стала не только рассказом очевидца и участника военных событий, создавалась не только на основе личного опыта. Она появилась в результате глубоких раздумий и обстоятельного изучения различных материалов. По мнению специалистов, картины Верещагина о войне на Балканах являются вершиной его творчества и высочайшим достижением европейской батальной живописи. Рассказывая о причинах, побудивших его как художника-воина бросить начатую работу над «Индийской поэмой» и уехать из Парижа на Дунайский фронт военных действий, Верещагин впоследствии напишет: «Я хотел видеть большую войну и представить ее потом на полотне не такой, какой она по традиции представляется, а такой, какая она есть в действительности. …Моя обязанность, будучи только нравственной, не менее, однако, сильна. …Выполнить цель, которою я задался, а именно дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезнь, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, иначе картины будут не то...» Верещагин прошел с русской армией весь ее боевой путь. В течение 10 месяцев он принимал участие в боях, был тяжело ранен; в этой войне погиб его родной брат Сергей. Художник, едва оправившись от раны, уехал под Плевну и видел ее знаменитый третий штурм, с отрядом Гурко побывал на Шипкинском перевале, совершил с отрядом М.Д. Скобелева переход через Балканы, участвовал в решающем бою за Шипку у деревни Шейново. В своем путевом альбоме он постоянно делал зарисовки. В.И. Немирович-Данченко, бывший вместе с Верещагиным на фронте в качестве военного корреспондента писал: «В.В. Верещагин точно и неотступно наблюдает все, - начиная от общей картины боя и кончая эффектами кровавых пятен на снегу, тут же набрасывая колера в свой походный альбом. В его многочисленных картинах нет ни одной черточки, занятой у другого, созданной воображением, - это реалист по преимуществу. Его картины потому и дышат глубочайшей правдой, что они только переведены на холст, а не созданы. Это не правда фотографическая, не правда силуэтов и контуров, это сама жизнь с ее теплом и светом, с ее красками, с ее дыханием и движением…».
И далее: "Отбирая события и факты из русско-турецкой войны 1877-1878 гг., художник создал несколько групп картин, связанных с этапами военных действий. Начало кампании на Дунае отражено в полотнах «Пикет на Дунае» и «Шпион», третий штурм Плевны – в работах «Под Плевной. Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой», «Атака», «После атаки», «Транспорт раненых»; бой под Телишем – «Победители» и «Побежденные. Панихида по убитым воинам»; падение Плевны – «Пленные», «Последний привал», «Турецкий госпиталь в Плевне»; Шипкинские события отразились в картинах «Батареи на Шипке», «Снежные траншеи на Шипке», «Могила на Шипке», в триптихе «На Шипке все спокойно!» и «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».

Одной из наиболее значительных групп Балканской серии считаются картины, посвященные событиям трагического штурма Плевны в сентябре 1877 г. Жестокие бои под Плевной, в которых погиб его брат, настолько потрясли Верещагина, что он создал героико-трагическую трилогию. На полотне «Перед атакой» (1881) художник изобразил одни из участков «переднего края», откуда началась атака русских войск на редуты Плевны. В картине нет движения – только напряженное ожидание сигнала к атаке. Это напряжение присутствует в изображенной группе штабных офицеров во главе с генералом, тревожно смотрящих вдаль. Солдаты терпеливо и спокойно лежат на земле за низким укрытием окопа в ожидании сигнала. Рядом с ними на земле лежат и строевые офицеры, которые поведут солдат на штурм.
[показать]
В.В.Верещагин. Перед атакой. Под Плевной. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дав характеристику каждому из участников будущего штурма Плевны, рассказав о русском характере, его национальной особенности – быть в момент чрезвычайной опасности таким, как всегда,
[показать]
Та же картина В.В.Верещагина. Перед атакой. Под Плевной. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва, но большого размера (можно внимательно с увеличением хорошо рассмотреть лицо каждого солдата и офицера.

- Верещагин выразил в этой картине, а также в полотнах «Атака» (Исторический артиллерийский музей, СПб) и «После атаки» (1881), свое восхищение естественностью героизма русских солдат, их простотой и спокойствием. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку в картинах этой группы несут форма (вытянутая по горизонтали) и пейзаж. Пустые осенние, размытые дождем поля, без единого укрытия. Осенняя красочная гамма, при локальности цвета, выражает напряженность ситуации, усиливает ощущение смертельной опасности. Самым трагическим полотном серии стала картина «После атаки», на которой изображены раненые, страдающие от тяжелых, мучительных ран, солдаты, ожидающие своей очереди перед палатками полевого перевязочного пункта. Пафос этой картины заключен в прославлении мужества терпеливого человеческого страдания.
[показать]
В.В.Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В венской газете « Morgenpost » за 1881 г. говорилось: «Мы не считали, сколько там бесчисленных фигур, но каждая, виденная нами, выражает иным образом новое страдание. Черты раненых, умирающих выражены с самым неоспоримым мастерством и группа примыкает к группе с глубокой правдой и безыскусственностью».

Картину Балканской серии «Побежденные. Панихида» (1878-1879) называют «подлинным реквиемом в живописи». В сущности – это пейзаж войны, суровый и трагический. Огромное «поле мертвых» под мрачным небом и лишь две человеческие фигуры у свежевырытой братской могилы. Приглушенные, землисто-коричневые тона картины усиливают ее печальное звучание. Представленное на выставке полотно произвело потрясающее впечатление на публику.
[показать]
Верещагин В.В. Побежденные. Панихида. 1878-1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В мемуарах В.И. Немирович-Данченко записал: «…Вот судьба народа, который в конце концов выручил все-таки всех и все. Это была великая искупительная жертва. Верещагин верно понял ее. Глубоко потрясенная толпа стояла перед картиной. В ней царствовало то благоговейное молчание, которое охватывает над могилой, куда спускают гроб друга или брата…»
Полный текст здесь:
http://www.voskres.ru/school/aksenova.htm

Портрет В.В. Верещагина:
[390x500]
Rusinka 27-10-2007-17:35 удалить
alexis7,

Огромное спасибо за дополнение, но мне еще интересна и восточная тема…
[415x540]
rhododendron593 28-10-2007-08:35 удалить
Rusinka,
Спасибо,очень интересный художник .
alexis7, Rusinka,
Молодцы, ребята,хорошо получилось))


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Батальный жанр | Rusinka - Rusinka | Лента друзей Rusinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»