[173x433]

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Донской (колено 15 рюриковичей)
Из рода Московских вел. кн. Сын Ивана II Ивановича Красного и кн. Александры Ивановны. Род. 12 окт. 1350 г. Вел. кн. Московский в 1359 - 1389 гг. Вел. кн. Владимирский в 1363 - 1389 гг. Кн. Новгородский в 1363 - 1389 гг.
Жена: с 1366 г. дочь вел. Суздальского Дмитрия Константиновича, вел. кн. Евдокия (+ 1 июня 1407 г.).+19 мая 1389 г.
Московский князь Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего Великого Князя, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии...» Димитрия Иоанновича. - и с младенческих лет возлюбил Бога».
Далее «Слово о житии...» дает такую характеристику Димитрию: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
Детство святого Димитрия прошло код непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Поначалу роль Святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича в 1359 г. митрополит становится фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменяет отца; до самой смерти в 1378 г. Святитель – один ближайших людей в великокняжеском доме. Не удивительно, что его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного Князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни Великий Князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя Преподобный Сергий.
С ранних лет Великий Князь должен был учиться преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой.
В 1359 (или 1361 – по другим предположениям) году Димитрий был вынужден предпринять путешествие в Орду; это было связано с двумя совпавшими событиями – кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка отрока Димитрия в Орду – все это сознавали – по-прежнему сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и крайне полезной ему. будущему главе государства – видимо, об этом думал Святитель Алексин, благословивший Димитрия на нее. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв но трем русским рекам, обозреть Русскую землю, которой ему надлежало править.
После кончины в 1359 г. его отца Иоанна Иоанновича великокняжеский ярлык на время был Москвой утрачен: малолетнему князю московскому Орда предпочла суздальского Димитрия Константиновича, мужа зрелого. Но в 1362 г. в ре очередного переворота в Орде пришел к власти хан Амурах. Сочтя действия своих предшественников беззаконными, он направил великокняжеский ярлык с послам в Москву. Московский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переяславль, не желая пропустить Димитрия московского во Владимир, куда тот, сопровождаемый своей ратью, шел венчаться на великое княжество. Но, увидев полки Москвы, он в страхе бежал и затворился в Суздале; Димитрий же, достигнул Владимира, прошел здесь через древний обряд во-княжения.
Великий Князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита Князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 г. браком Великого Князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны.
Тем не менее постоянная трудность положения Великого Князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних –Орды и Литвы, Великий Князь должен был неусыпно помнить о противниках внутри русских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.
1368 г. был ознаменован концом сорокалетнего относительного спокойствия на Руси: через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда литовского, все уничтожая на своем пути. Великий Князь, митрополит Алексий, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Иоанновича, затворились в Москве. Ольгерд начал осаду. Но вид каменного Кремля смутил его; за новыми постройками просматривалась уверенность в своих силах, и в своем праве, сосредоточенная мощь; и, постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву. Страшным нашествием литовцев московская земля была опустошена. Но Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики.
В вечевые республики Новгород и Псков был послан – ради заключения союза с ними – ближайший друг, князь Владимир Андреевич; за поддержку Литвы понесли наказание князья смоленский и брянский. Митрополит Алексий отлучил от Церкви князей Михаила тверского и Святослава смоленского.
В 1371 г. тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамаи, который уже давно с опаской наблюдал за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу но Владимир на венчание Михаила. 11 здесь Великий Князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пушу, а тебе, послу, путь чист». Главным в этом поступке было неповиновение Орде – и в деле весьма важном. Димитрий Иоаннович действительно, перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен Великим Князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех. Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила. На этот поступок – как и на прочие свои важные политические действия – Великий Князь имел благословение митрополита Алексия. Восьмидесятилетний старец сопровождал его до самой Коломны; видимо, он придавал большое значение данной поездке. Практически ни одного значительного государственного решения Великий Князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути: это Святитель Алексий, Преподобный Сергий и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский; каждый имел особенное влияние на Великого Князя. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 г., соответственно самой личности Святителя имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий Князь вернулся в Москву с нужным ярлыком, Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.
Великий Князь Димитрий Иоаннович – выдающийся политик, государственный деятель и воин. Его правление было отмечено решительными сдвигами именно в политической сфере жизни. Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных, устроение собственного дома – с этого начинал данное общегосударственное дело Великий Князь. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством Святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского. Оказывал на нес влияние и Преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанно-внча и Евдокии Димнтриевны двое сыновей были крещены Троицким Игуменом. История сохранила некоторые черты высокого образа Великой Княгини. Она принадлежала к ученикам Преподобного Сергия, вела подвижническую семейную жизнь. Евдокия Димитриевна построила ряд монастырей и храмов как в Москве, так и в Переяславле Залесском, городе-резиденции Великого Князя. В Москве, в Кремле, в память Куликовской битвы она заложила церковь Рождества Богородицы. После кончины Димитрия Иоанновича Великая Княгиня Евдокия приняла монашество с именем Евфросинии в основанном ею монастыре Вознесения Господня в .Москве; остаток ее жизни (год представления 1407) был ознаменован аскетическими подвигами и чудесами, княгиня была причислена к лику святых. Автор «Слова о житии...» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». В качестве же основной личной черты Великого Князя он называет необыкновенную любовь к Богу. Одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвале ему – «С Богом все творящий и за него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению Преподобного Сергия он заложил в 1378 г. Успенский Стромынский монастырь; предполагалось – в преддверии решающей битвы с Ордой – собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик Преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский монастырь. Великий Князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик Преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь в Москве Всех святых на Кулншках. В 1379 году опять-таки с помощью Преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
В 70-е гг. включился Великий Князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко развивалось среди порабощенного народа.
Далее в комментариях…