[340x255]
Пианист Евгений Кисин: "На моем концерте кто-то упал в обморок - то ли от восторга, то ли от погоды"
Выдающийся пианист Евгений Кисин завершил четырехмесячное турне по 10 европейским городам с циклом из пяти бетховенских концертов, ставшее крупным событием в его творчестве. В октябре Кисин сыграет концерты в Торонто и Чикаго. Он хотел бы выступить и в России, но вынужден пока отказаться по той причине, что цикл этот, по его словам, оказался гораздо труднее, чем он думал. После завершения европейского турне с Евгением Кисиным в Париже встретился корреспондент "Известий" Юрий Коваленко.
известия: Когда вам было всего 17, Герберт фон Караян, который скуп на похвалы, назвал вас гением. В октябре вам исполняется 34. Что было в вашей карьере самой большой удачей?
Евгений Кисин: Самой большой удачей, я бы сказал, счастьем, было то, что я с детства был окружен хорошими людьми. Это прежде всего мои родители. Сколько существует в истории примеров того (не буду называть имен), как родители вундеркиндов начинали их эксплуатировать, неправильно воспитывали и тем самым убивали их талант. Далее, моя единственная учительница Анна Павловна Кантор, которая научила меня всему, что я умею делать на рояле, когда я был маленьким и когда я стал известным. Мне встречалось много людей, которые мне тем или иным образом помогали.
известия: Вы по-прежнему считаете себя пианистом романтического склада?
Кисин: С детства мне особенно близка романтическая музыка и прежде всего Шопен. Я до сих пор стараюсь расширять свой репертуар в самых разных направлениях, однако основу его составляет романтическая музыка - от Шуберта до Рахманинова. Хотя с детства я очень любил музыку Бетховена, мне всегда было трудно исполнить ее на должном уровне.
Евгений Кисин: Я не выношу произведение на эстраду, пока не почувствую, что способен его исполнить адекватно. Это навело меня на мысль, что любить музыку и быть способным хорошо ее исполнить - вещи разные. Опять же, пять концертов Бетховена мне удались - и это не только мое мнение, хотя 5-й его концерт я играю с перерывами уже почти 14 лет. И моя интерпретация за эти годы очень изменилась.
известия: Великий пианист Владимир Софроницкий называл записи своими "трупами". А вы что предпочитаете: концертную деятельность или записи, которые как-никак остаются на века?
Кисин: Концертную, конечно. Абсолютно все записи, которые я в свое время сделал в России, - а у меня там вышло 7 пластинок - были сделаны "живьем". На Западе я продолжил эту практику. Потом я все больше и больше стал записываться в студиях. В таких записях есть свои плюсы и свои минусы. Некоторыми из них я не доволен и считаю, что проблема - в отсутствии аудитории. Как ни старался я себя настроить соответственно, все-таки чего-то не хватало. Я с детства любил играть для людей. Но музыканты бывают разные. Например, Глен Гульд на каком-то этапе вообще отказался от публичных выступлений и только записывался, и каждая его запись является шедевром.
"Неужели я должен обижать мою публику из-за каких-то недобросовестных критиков?"
известия: Случается ли, что публика бывает не на высоте? Вы замечательно играете, а она не реагирует.
Кисин: У меня такое было всего один раз в жизни. Летом 1988 года в японском городе Саппоро. Когда я туда приехал, мне сразу сообщили, что классическая музыка в этом городе пока не популярна. И даже когда приезжал Рихтер, было распродано всего 70% билетов. Я помню: когда я играл, у меня было ощущение, что между мной и публикой стоит стена, которую я не могу пробить.
известия: Ростропович перестал выступать в России после нескольких оскорбительных, с его точки зрения, рецензий на свои выступления. Ранит ли вас музыкальная критика? Читаете ли вы ее?
Кисин: Всегда читаю. Иногда, в тот момент, когда что-то такое читаю, бывает обидно. В частности, в российской прессе кто-то написал, что мое исполнение произведения Листа "Сонеты Петрарки" было как "телерепортаж о колхознице" или что-то в этом роде. Это был последний мой концерт в Москве и, на мой взгляд, самый удачный из всех моих выступлений в России. И вообще один из самых удачных концертов в моей жизни. Я прекрасно понимаю Ростроповича. Этот человек уже при жизни стал легендой, занял очень высокое место в истории исполнительского искусства, поэтому все-таки нужно знать меру.
известия: Ну а вы могли бы, обидевшись на прессу, перестать выступать в России?
Кисин: Конечно же нет, потому что я вижу, как на мою игру реагирует публика. Моя публика. Она осталась у меня в Москве. В этом я убеждаюсь во время каждого приезда в мой родной город. И неужели я должен ее обижать из-за каких-то недобросовестных критиков?!
известия: Вы любите играть для публики. Но бывает ли, что вы играете только для самого себя?
Кисин: С одной стороны, иногда хочется, а с другой - я не могу сесть и сразу сыграть что-нибудь на должном уровне. Для этого приходится поработать, а это меня раздражает. Поэтому для себя я больше люблю слушать.
известия: Что вы слушаете в минуты грусти или меланхолии?
Кисин: В такие минуты я звоню по телефону своим друзьям, чтобы услышать их голос. И мне становится легче.
Далее в комментариях…