• Авторизация


Великий музыкант нашего времени 12-09-2007 08:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x277]
«Тот, кто занят круглосуточной работой, не имеет времени на зависть. И потом, мир такой большой, что места хватит абсолютно всем» В.Спиваков

Спиваков Владимир

--------------------------------------------------------------------------------

Всемирно известный дирижер Владимир Теодорович Спиваков Родился 12 сентября 1944 года в городе Уфе Башкирской АССР в музыкальной семье. Мать — Екатерина Осиповна, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию.

В 1945 году семья переезжает в Ленинград, где в возрасте шести лет Владимир начинает учиться игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, где его учителями были Б.Э.Крюгер, Л.М.Сигал, В.И.Шер. Уже в тринадцатилетнем возрасте Владимир Спиваков получает первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде (1957).

Окончив Центральную школу при Московской консерватории имени П.И.Чайковского, в 1959 году В.Спиваков продолжает учебу в консерватории в классе знаменитого профессора Юрия Янкелевича, одновременно являясь вольным слушателем в классе величайшего скрипача XX века Давида Ойстраха.

В 1965 году В.Спиваков завоевывает первую премию Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, в 1967 году он — обладатель премии на конкурсе Паганини в Генуе (Италия), в 1969 году — первой премии на Международном конкурсе в Монреале (Канада), а в 1970 году — второй премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.

В 1975 году В.Спиваков становится преподавателем в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных. С 1975 года после триумфальных сольных выступлений в США начинается его международная сольная карьера. Музыкант получает приглашения выступить под управлением знаменитых дирижеров, многие из которых становятся впоследствии его друзьями: Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Сейджи Озава, Леонард Бернстайн, Карло Мария Джулини, сэр Георг Шолти, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Юрий Темирканов. Владимир Спиваков солирует с лучшими симфоническими оркестрами мира, такими как Академический симфонический оркестр Государственной Ленинградской филармонии, Государственный Академический симфонический оркестр СССР, оркестры Берлинской, Венской, Лондонской и Нью-Йоркской филармоний, оркестр «Концерт-гебау» и «Де Пари», Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Трижды приглашает Спивакова Герберт фон Караян, однако Госконцерт по неизвестным, видимо, идеологическим, причинам препятствует реализации этих концертов.

С 1979 года Владимир Спиваков дебютирует в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он проходит курс дирижирования у знаменитого российского дирижера И. Гусмана, а в США учится мастерству у великих дирижеров Л. Маазеля и Л. Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге, приуроченного ко дню рождения Моцарта (1984), великий Бернстайн дарит Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой талантливый ученик не расстается и сегодня.

В качестве дирижера и солиста В. Спиваков выступает в лучших концертных залах, дирижируя концертами симфонических оркестров: Чикагского, Филадельфийского, Кливлендского, Лондонского, Сан-Францисского, Лос-Анджелесского, Тулузского, Лилльского, Монакского, Будапештского, а также оркестров театра «Ла Скала», Академии «Санта-Чечилия», Кёльнской филармонии, земли Шлезвиг-Гольштейн, Французского радио, а также лучших российских симфонических оркестров. Одна из западноевропейских газет отзывалась о мастерстве маэстро так: «Владимир Спиваков с поразительной уверенностью владеет дирижерской палочкой так же, как и смычком». В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы» — коллектив, в котором объединились музыканты лучших российских оркестров — ученики М. Ростроповича, Д. Ойстраха, Ю. Янкелевича, и который с первых выступлений завоевал любовь и признание зрителей и слушателей. В 1983 году оркестр получает официальное название Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы» — визитная карточка, известная во всем мире.

За 20 лет своего существования «Виртуозы Москвы» выступали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, в Европе, США, Японии. Оркестру рукоплескала публика в таких престижных залах, как «Карнеги холл» в Нью-Йорке, «Концертгебау» в Амстердаме, Театр на Елисейских полях и зал «Плейель» в Париже. «Виртуозы Москвы» принимали участие в самых известных международных фестивалях, таких как Зальцбургский, Эдинбургский, «Флорентийский май», Нью-Йоркский, Токийский, Помпейский, Люцернский, Кольмарский. В Италии за исполнение итальянской музыки оркестр под руководством В.Спивакова награждается «Премией Вивальди». Впрочем, оркестру доводится выступать и в экстремальных условиях. Так, оркестр дал концерт в Армении сразу же после страшного землетрясения 1988 года, а через три дня после Чернобыльской катастрофы — на Украине. В 1990 году оркестр «Виртуозы Москвы» подписывает пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и становится «оркестром, постоянно проживающим» в Испании.

В 1989 году Владимир Спиваков впервые организует Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени. Очень скоро фестиваль в маленьком эльзасском городе становится значительным событием в музыкальном мире. За годы существования фестиваля в нем приняли участие выдающиеся творческие коллективы, а также знаменитые музыканты: Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Евгений Светланов, Феруччио Фурланетто, Жозе Ван Дамм, Роберт Холл, Кристиан Циммерман, Мишель Пласон, Мария-Жоао Пиреш, Евгений Кисин, Вадим Репин, Николай Луганский, Владимир Крайнев, Владимир Виардо и др.

Ежегодно маэстро дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром «Виртуозы Москвы», а также как приглашенный дирижер.

С 1989 года Владимир Спиваков — член жюри известнейших международных скрипичных конкурсов: Монреальского в Канаде, имени Карла Флеша в Лондоне, имени Паганини в Генуе, имени Иегуди Менухина и имени Жака Тибо в Париже; является председателем жюри последних пяти конкурсов имени Сарасате в Испании, а также постоянным членом Независимого российского фонда «Триумф» с момента его создания. В 1992 году Владимир Спиваков впервые принимает участие в качестве посла искусств ЮНЕСКО в работе Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). С 1994 года В.Спиваков ежегодно проводит престижные мастер-классы в Цюрихе, сменив на этом посту Натана Мильштейна.

Характерные черты исполнительской манеры Владимира Спивакова как скрипача — богатство, красота и объем звука, тонкая нюансировка, глубокое проникновение в авторский замысел, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Сам маэстро Спиваков считает, что достижение этих качеств — заслуга его великого учителя Юрия Янкелевича, а также благотворное влияние кумира Давида Ойстраха. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной ему учителем профессором Юрием Янкелевичем, меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой маэстро играет по сей день.

В 1999 году Владимир Спиваков приступает к работе в качестве художественного руководителя и главного дирижера Российского национального оркестра. Маэстро вызвал большой интерес публики и прессы глубоко оригинальными интерпретациями знакомого репертуара оркестра, а также увлек музыкантов работой над новыми произведениями, ранее не исполнявшимися коллективом. Как отметила критика, «…у нас стало первоклассным симфоническим дирижером больше» («Культура»). По итогам опроса радиостанции «Радио-1» и газеты «Музыкальное обозрение» Владимир Спиваков назван Лучшим музыкантом 1999 года.

Дискография Спивакова как солиста и дирижера включает около 40 компакт-дисков с записями произведений различных стилей и эпох: от музыки европейского барокко до произведений композиторов XX века — Прокофьева, Шостаковича, Пендерецкого, Шнитке, Пярта, Канчели, Щедрина, Губайдулиной. Многие из его альбомов не раз отмечались наградами музыкальной прессы, в частности «Шок де ля Мьюзик» и «Диапазон д’ор».

В.Спиваков — Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1989), лауреат премии критики Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981), кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 2000). Награжден орденами Дружбы народов (1994), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). За большой вклад в развитие мировой музыкальной культуры награжден государственными наградами ряда зарубежных стран: орденом «За заслуги» III степени (Украина, 1996), орденом офицера Искусств и Изящной словесности (Франция, 1999), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999). В год 50-летия маэстро в его честь одна из малых планет получила название «Спиваков».

Владимир Спиваков широко известен и своей благотворительной деятельностью. В мае 1994 года был основан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, а также создание условий для творческого развития юных талантов (приобретение музыкальных инструментов, выделение стипендий и грантов, участие наиболее талантливых музыкантов детского и юношеского возраста в концертах оркестра «Виртуозы Москвы», организация международных художественных выставок с участием работ юных художников и т.д). Около 1,5 тысяч детей получили помощь, организовано более 500 концертов, проведено около 50 художественных выставок. 500 человек стали стипендиатами, 50 из них — лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Подарено 94 музыкальных инструмента, оказано содействие в проведении более 30 хирургических операций.

Увлекается живописью.

Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство, за деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами.


--------------------------------------------------------------------------------

http://www.bashkortostan450.ru/celebrities/music-person/spivakov/

Далее в коментариях
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Rusinka 12-09-2007-08:10 удалить
Личное
«Пока живу — надеюсь»
В. Спиваков
Больше всего Владимир Спиваков любит музыку и семью, из вещей дорожит своей скрипкой. Счастлив же он, по собственным словам, всегда, когда может спокойно репетировать. Спиваков постоянно находится в перелетах, и при этом никогда не спит в самолете — работает, считая, что в этом безвоздушномû пространстве в голову приходят особые мысли. Иногда перелеты, смена часовых поясов, физическая усталость все-таки дают знать о себе, несмотря на его редкую способность концентрироваться и забывать обо всем, кроме музыки.
Выступать нужно, твои трудности никого не интересуют. Чаще всего времени на адаптацию не хватает. Тогда на сцене возникает нереальное ощущение. Не могу сориентироваться, какую каденцию надо сейчас играть, и что за ней следует. Порой меня мучают кошмары: я должен играть то, что не знаю, я раздавил свою скрипку, сел на нее, у меня ее украли, забыл скрипку в такси, она взорвалась у меня в руках, лопнули все струны...
Когда после концерта на гастролях Спиваков остается один, и у него нет сил читать или думать над партитурами, он закрывает глаза и мысленно гуляет вдоль стен своей квартиры, разглядывая картины. Любовь к живописи, за занятия которой Спивакова в молодости отругал его учитель Янкелевич, перешла в коллекционирование. Особым счастьем Спиваков считает восстановить рисунок, покалеченную работу, русское шитье. Одну из своих картин, Пьету Анисфельда, он ждал пять лет: все это время она ездила по миру в составе выставки, посвященной христианству.
Если есть время читать (в основном, перед сном), он выбирает Пруста, Борхеса, Гоголя, Лескова, Кундеру, Гессе или Владимира Набокова. Любит философские произведения Мераба Мамардашвили, а также пьесы.
Я люблю читать пьесы, потому что в этот момент у меня в голове возникает свой театр — декорации, мизансцены. Люблю Шекспира, Жана Ануйя, Теннеси Уильямса. Музыка — это тоже театр с мизансценами, позами, ансамблем, жестом. Я часто привожу музыкантам фразу, которую мне сказал Товстоногов, цитировавший, в свою очередь, Станиславского — Вы кончили петь, но палец ваш еще петь продолжает.
Необходимой для артиста вещью Спиваков считает одиночество, которое позволяет размышлять, строить планы. И музыка, по его мнению, это своего рода защита от публичной деятельности. Если ему хочется остаться одному, даже находясь среди людей, он мысленно включает музыку. Вероятно, это трудно понять, к этому особенно трудно привыкнуть близким и родным людям. Поэтому Спиваков особенно подчеркивает, как он благодарен своей жене, Сати, которая дает ему возможность бывать одному.
Сати — большая личность. Редко когда в женщине так сочетаются красота и ум. Даже пугающе... Возрождение моей скрипичной карьеры произошло благодаря Сати. В жизни каждого художника случаются пики, падения, кризис, неудовлетворение собой, неверие в себя. Если даже великий Шостакович писал про себя: Я — жалкий, средненький композитор. Меня всегда сопровождали люди, которые в меня верили. И Сати поверила в меня — она дала мне свою веру в руки, как клубочек из сказки. Эта нить Ариадны меня и ведет.
У Владимира и Сати Спиваковых три дочери: Екатерина, Татьяна и Анна. У всех любимые отцом русские имена. У каждой — свои собственные, дорогие родителям черты, свои таланты. Катя говорит на нескольких языках, пишет стихи, песни для джазовой группы. Она профессионально играла на фортепьяно, получила первую премию на конкурсе Radio France, после чего решила не заниматься дальше серьезно классической музыкой.
Татьяна рисует, играет на флейте, занимается театром. Аня, младшая дочь, по словам отца, необыкновенно теплое и ласковое существо. Он хранит дорогое для него воспоминание о том, как, только начав ходить, она отправилась с ним на первую прогулку и вложила ему в руку свою детскую ручку. Именно тогда Спивакову в связи с его Благотворительным фондом пришла мысль о том, что с доверием, теплом и добротой нужно относиться ко всем детям.
Дети должны иметь возможность испытывать к кому-то полнейшее доверие. Я сам доверчивый человек и понял, что доверие — потрясающая вещь в отношениях с детьми. Когда они чувствуют доверие, совесть не дает им обманывать. И себя они тогда начинают уважать больше. А человек должен себя уважать.
Кроме трех дочерей, у Владимира Спивакова есть взрослый сын. Александр Рождественский тоже музыкант, скрипач. В семье Спиваковых живет племянница Владимира Теодоровича Саша, дочь его умершей младшей сестры Лизы. На вопрос: Если бы Вы могли изменить что-нибудь одно в семье, что бы Вы изменили? Владимир Спиваков ответил: Увеличил бы ее численность как минимум вдвоеû.
Личное — это не только семья, любимые книги, занятия. Это те маленькие, но очень живые и характерные для каждого человека черты, которые особенно интересны в людях известных, добившихся успеха. Спиваков говорит о себе, что он неприхотлив — может существовать и в пятизвездочном отеле, и в плацкартном вагоне (хотя, конечно, приятнее находиться среди красивых и дорогих сердцу вещей). Интернат ЦМШ отозвался в его жизни любовью к простой еде — черному хлебу, по которому, по-видимому, тоскуют все заграничные русские, пельмешкам с уксусом и горчицей, тушеной капусте с сосисками.
Сам замечает за собой некоторую суеверность.
Иногда перед концертом я поддаюсь суевериям: стараюсь не возвращаться с полпути, случается, плюю через левое плечо. Не люблю пустые ведра. Поэтому настроение у меня резко улучшается, если я встречаю в Доме музыки уборщицу с полными ведрами грязной воды.
Кое-какие суеверия Спиваков поддерживает сам. Его младшая дочь Аня долго верила в испанского мышонка-ратонсито, приносящего подарочек ребенку, у которого выпал молочный зуб. Папа исправно покупал и подкладывал под подушку подарки.
Спиваков любит деревья, весну, Москву. Основным своим качеством считает доброту. Его деловые способности импресарио Мишель Глотц охарактеризовал как russian bordel. Спиваков и сам признается, что он крайне неорганизованный, небумажный человек.
Больше всего на свете он любит заниматься своим делом, и после смерти хотел бы вернуться в мир чистым листом нотной бумаги.


Жена Сати
 (92x60, 3Kb)
Владимир Теодорович!!!Поздравляем Вас с Днем Рождения!!!
 (42x36, 9Kb)
rhododendron593 12-09-2007-14:30 удалить
Уважаю таких людей и восхищаюсь!
Очень приятно было прочесть:)
Всегда следила за его творчеством и жизненными перипетиями.
myrooms 12-09-2007-23:25 удалить
Спасибо,Rusinka,мне тоже было интересно узнать много для меня нового!
Rusinka 13-09-2007-08:07 удалить
Лех_Кочывонс,

Спасибо за чудесную скрипочку!
Rusinka 13-09-2007-08:08 удалить
rododendron593, myrooms,

Очень рада, что вам понравилось!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великий музыкант нашего времени | Rusinka - Rusinka | Лента друзей Rusinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»