Когда 126 лет назад Илья Репин написал во Франции свое полотно «Парижское кафе», оно вызвало двойной скандал. Точнее, первый скандал произошел без участия русского художника, и он-то и стал темой картины. В столичное кафе пришла первая парижанка без сопровождения мужчины, что совершенно скандализировало тогдашнюю либеральную, как считалось, французскую публику.
На полотне Репина не первой молодости и не красавица, эта дама сидит, привлекая к себе пристальное внимание посетителей кафе обоих полов. Когда смотришь на эту бурю в стакане воды — по меркам нынешнего времени, — трудно отделаться от мысли, что сегодняшние страсти, что в Париже, что в Москве, связаны с событиями иного порядка, — будь то война в Северной Африке или атомная катастрофа в Японии. Перемены, впрочем, еще и в том, что сохраненные для истории кистью русского художника парижские страсти сегодня коллекционеры оценивают в миллионы долларов.
А в 1875 году картина стоила Репину немало нервов. Ее революционность не исчерпывалась сюжетом. На родине художника обвинили чуть ли не в предательстве: как же так, автор «Бурлаков на Волге» пишет каких-то французских дамочек.
Далее в комментариях…