[180x263]Туве Марика Янссон всем известна своими волшебными сказками о мумии-троллях и их друзьях. Говорить о красоте, гармоничности и удивительной глубине этих историй можно долго и не вполне оправданно: мало толку в пустых речах, пусть и хвалебных, коль скоро они меркнут в свете объектов разговора, при погружении в мир Муми-Долла… Великая сказочница, как и Андерсен, лауреатом премии имени коего неоднократно была Янссон, писала и так называемые «взрослые» книги (здесь можно затеять долгий спор по поводу разграничения детской и взрослой литературы: я зачитываюсь скучнейшими и сложными интеллектуалами и нобелевскими лауреатами, а также еще более глубокими, тонкими, искусными детскими сказками; по моему глубокому убеждению, написать детскую книгу – гораздо сложнее, чем взрослый роман. Ну и т.д.). Все, что так нравилось, цепляло, увлекало в муми-троллях живет и поздних книгах Янссон: ее превосходный язык, яркость и точность описаний, живость прозы, что-то близкое и родное, детское, доброе, как будто забытое или потерянное в этом мире взрослых детей.
И мне остается только еще раз признаться в любви госпоже Туве, переставить книжки на полочке и сделать обзор русскоязычных изданий Янссон.
Сборники рассказов (если не указано), повести и роман Туве Янссон:
1963 – Дочь скульптора (повесть)
1971 – Умеющая слушать
1972 – Летняя книга (повесть)
1974 – Город солнца (роман)
1978 – Игрушечный дом
1982 – Честный обман (повесть)
1984 – Каменное поле (повесть)
1987 – Путешествие налегке
1989 – Честная игра
1991 – Письма Клары
1998 – Послания
Издания на русском языке
(Если специально не объявлено, произведения публикуются в полном объеме.)
[200x308]
[200x314]
[200x382]
2005, «Дочь скульптора», Амфора, серия Кенгуру
Содержание:
- Дочь скульптора
- Избранное из сборников «Послания», «Честная игра», «Путешествие налегке»
А также идентичные изданные ранее
2001, «Дочь скульптора», Амфора, серия Гербарий
2002, «Дочь скульптора», Амфора
[200x320]
[200x374]
2005, «Летняя книга», Амфора, серия Кенгуру
Содержание:
- Летняя книга
- Честный обман
- Каменное поле
И похожее издание
2002, «Игрушечный дом», Амфора
Содержание:
- Летняя книга
- Честный обман
- Каменное поле
- Избранное из сборника «Игрушечный дом»
[200x316]
[200x351]
2005, «Серый шелк», Амфора, серия Кенгуру
Содержание:
- Избранное из сборников «Умеющая слушать», «Игрушечный дом», «Путешествие налегке», «Честная игра», «Письма Кларе»
И идентичное издание:
2002, «Серый шелк», Амфора
[200x321]2004, «Город солнца», Амфора
Содержание:
- Город солнца
[200x322]2007, «Путешествие налегке», Амфора
Содержание:
- Умеющая слушать
- Игрушечный дом
- Путешествие налегке
Готовится к публикации
«Честная игра», Амфора
Содержание:
- Честная игра
- Письма Клары
- Послания
[140x212]Таким образом, вместе с еще неопубликованной «Честной игрой» Амфора представила русскому читателю полное собрание взрослой прозы Туве Янссон. Кстати, вот задачка для книжного червя: попробуйте найти издания, датированные 2001-2002 годом. Я их не то что в магазинах, у букинистов не видел, да и вообще в руках ни разу не держал.
И еще. Любопытно проследить эволюцию оформления обложек финской писательницы. Сначала (2001, «Дочь скульптора») Амфора сделала ставку на интимность и откровенность, видимо не интересуясь содержимым и, похоже, не отходя от общей тематики серии (что простительно). В 2002 все-таки вспомнили, что Янссон – писательница детская, отсюда ангелочек, пупсик и пластмассовые куклы. Лишь последние производят какое-то впечатление своей режущей глаза наготой, жестокостью, несовершенством; весьма посредственно это относится к Туве.
В 2005 в рамках серии Кенгуру (весьма разношерстной по наполнению, надо сказать) Амфора переиздает сборники. Теперь на обложках красивые куклы, не лишенные личности, утонченности, стиля; и угадывающееся под волнами шелка женское тело. Что ж, оформителями был сделан большой шаг вперед при осмыслении творчества писательницы: по-детски широко распахнутые на мир глаза, внимание ко всему, непосредственность и вместе с тем глубина, отрешенность, тяжесть и непонятность взрослой жизни. Угадывается некая схожесть обложек 2002 и 2005 годов: они стали сложней, стали ярче и лучше, насколько это возможно, передавать настроение рассказов и повестей. Я могу преувеличивать, но тело под тканью символизирует один из главных принципов Янссон: писатель не все открывает читателю, существует такая грань, за которую читатель ступает один, сам домысливая, доигрывая, доживая; я могу и переоценивать Амфору.
Издание этого года по-журнальному стильно, качественно; нет излишеств и злоупотреблений: глянец только как средство изображения стекла. Быть может, не стоило южным побережьем открывать собрание рассказов, но цветовая гамма, настроение и образ окна посреди пустого пляжа вполне поэтичны и метафоричны. Не скрою, большой элемент рекламы и популяризации здесь присутствует, хотя и вполне гармоничен: полуромантическая обложка, явный мотив одиночества, скромная бабочка и соотнесение обложки и названия придутся по вкусу многим группам читателей, не знакомых с прозой Туве Янссон.
Я бы на всех обложках печатал крупным планом фотографию любимой писательницы, ее доброе, лукавое, интересное лицо намного приятнее и понятнее всех этих издательских изворотов. Впрочем, это одна из причин, почему меня не возьмут на работу креативщика. Да будет так!
P.S. Стоит сделать обзор книг о мумии-троллях. Может быть, будет кому-нибудь интересно. Мне, например.