В колонках играет - Агата Кристи. Айлавю.Настроение сейчас - за державу обидноВчера не работал компьютер, а делать было до такой степени нечего – взяла с горя пролистнуть «Мой Рагнарёк» Фрая. Так сказать, вспомнить детство. Я плохо сейчас отношусь к Фраю, но когда-то это была моя любимая книжка, способная даже если не вывести меня из депрессии, так хоть перевести ее на более легкий виток, а это много значит.
И что же? Читала, преодолевая себя, впечатления настолько сильные и неприятные, что сама удивляюсь.
Такое чувство, что в волшебном механизме книжки что-то сломалось, загадочная магия текста, та, что превращает просто-черные-буквы-на-белой-бумаге в нечто совершенно неописуемое и необыкновенное – эта магия больше не действует. То есть не действует вообще!
Характеры насквозь выдуманы, инфантильны на редкость (даже Один – бог войны, Отец битв! – здорово смахивает на десятилетнего пацана, предел серьезности которого – дворовые игры в войнушку… Наверное, я утрирую, но это есть.), а проблемы, возникшие в их жизни – настолько далеки от реальности, что просто плакать хочется.
И что самое поганое (видимо, это филологическое, а, может, просто мой читательский опыт несравнимо больше) – они все одинаково говорят. Афина, Один, Аллах и сэр Макс изъясняются сходными, характерно усложненными синтаксическими конструкциями, у них одна лексика (разве что Один употребляет в речи кеннинги – но и все!), и озвучивают они более чем сходные мысли. Доморощенная философия на тему: «Какие ренегаты люди, а мы-то, конечно, уникумы, душки, боги и вообще Вершители (нужное подчеркнуть)». Какое-то время все это веселит, но очень скоро утомляет. Может быть, потому что сама я за последнее время получаю все больше доказательств тому, что между людьми вообще гораздо больше общего, чем им самим хотелось бы, а ничего уникального вообще нет в принципе. «Ничто не ново под луной» и все в этом духе.
И это презрение к «серой массе», к «овощам», которым достаточно просто «жрать, срать и спариваться» - боже, да ведь я сама когда-то так писала и думала – и это было не так уж давно, вот что самое страшное! Всего-то два года назад... Видимо, взрослеем потихоньку... Постулаты Льва Толстого в озвучке Анны Костеревой воздействуют, надо полагать...
Но дело в том, что все эти общие схемы, высокомерно-презрительные взгляды хороши лишь тогда, когда ты и впрямь смотришь с высоты – положения ли, тинейджерского самомнения – стоит спуститься на землю, приглядеться – и ты не сможешь уже презирать (в половине случаев – точно, а, наверное, что гораздо больше).
Ну правда, как можно презирать и называть «овощем» совершенно заебанную работой и мужской сволотой усталую сорокалетнюю тетку, волокущую на себе двоих детей (примеры из жизни, думаю, каждый подберет сам)? Бабульку, покупающую с нищенской пенсии гостинцы внукам? Школьных учителей, будь они все прокляты, но ведь они учили нас чему-то, даже худшие из них, даже полные бездари – и научили-таки!..
Это овощи? Быдло? «Зануды», как регулярно выражается сэр Макс?
Черт, это какой же самовлюбленной сволочью надо быть, чтобы всерьез так думать!
Да они же просто несчастные люди, господи... Не виноватые в своем несчастье...
Наверно, не зря так сильна в русской литературе традиция «маленького человека».
Раздражает меня презрение к «овощам». Раздражает:).