Торговля фантиками на фондовом рынке
07-07-2006 12:39
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Российский рынок акций напоминает мне торговлю фантиками. И чем больше я за ним наблюдаю, тем больше я нахожу общего. Большие дяди торгуют фантиками. И польза от обладания акциями – точно такая же. Выделю слово «обладание», потому что их торговля и в том, и другом случае может принести определенную прибыль – деньги в случае акций, жвачки и конфеты – в случае фантиков. Но обладание ими ничего не дает. В обоих случаях – это просто бумажки, не приносящие прибыли. А ведь, теоретически, акция – это часть какой-то компании, и, теоретически, должна приносить владельцу (т.е. совладельцу этой компании) прибыль. Но дивиденды у всех российских акций – чисто символические.
Так почему же они растут или падают в цене? Теоретически, если компания расширяется (например, увеличиваются активы, продажи или изобретаются ноу-хау), и часть этой компании (т.е. акция) должна расти в цене. Это логично. Но что дает это расширение? Должно давать увеличение прибыли (иначе зачем тратить деньги?) и тогда акции, действительно, должны расти в цене, но на практике дивиденды так и остаются не то что маленькими – никакими. А зачем покупать акцию, если она не приносит прибыли? Правильно! Чтобы чуть позже продать дороже! Но почему можно будет продать подороже? Потому что кто-то другой захочет ее купить, потому что он тоже считает, что ее можно будет продать еще чуть позже еще дороже! А что дает основания так считать? Вот он – ключевой вопрос. Всякие эксперты объясняют рост (или падение) макроэкономическими (или фундаментальными) факторами. Мол – растет цена нефти – растет и цена акций нефтедобывающих компаний. А чего ради-то? Больше прибыли-то владелец акции не получает...
Фактически, единственный фундаментальный фактор, который объективно может привести к снижению цены – это угроза банкротства компании, т.к. в этом случае торги по этим акциям будут прекращены, а значит, и продать дороже их не получится. Во всех остальных случаях, причина повышения (или понижения) – в людях. «Вот мне кажется, что нужно продать эти акции, потому что дороже их продать не удастся». И продает. Потом еще один. Все вокруг начинают думать «так, начались продажи, сейчас все рухнет» – и тоже начинают продавать. Спрос превышает предложение – цена снижается. Ключевое слово во всём этом – «кажется». Весь рынок построен на нем. Нет никаких фундаментальных факторов. Есть «кажется» крупных игроков.
Нет, есть еще один фактор – количество платежеспособных игроков. Оно и правильно! Если в мою песочницу придет толпа детишек из соседнего двора с явным желанием набрать себе фантиков, я и буду заламывать цену – не один, так другой обязательно купит...
Кстати, было бы очень интересно узнать, торговали ли преуспевающие трейдеры в детстве фантиками (или другой мелочевкой), и насколько успешно? :)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote