Существует легенда, что мотки тонкой блестящей нити преподнесла богиня шелководства мифическому императору Хуанди за усмирение смуты. Из них его супруга соткала ткань, тонкую и лёгкую, как небесные облака, прозрачную, как струящаяся вода в горном потоке. Вслед за ней жители страны стали разводить шелкопрядов и ткать шёлк. С тех пор, вплоть до 19 века патронессами этого трудоёмкого ремесла были жёны императоров, а вышивкой занимались только женщины знатных сословий.
Одним из главных исторических центров шелковой вышивки является город Сучжоу, расположенный на западе Китая в провинции Цзянсу. Вышивальное мастерство умельцев Сучжоу – это богатая история в четыре тысячи лет, включающая периоды расцветов и затуханий, новаций и консерватизма. Произведения, созданные иглой и шелковой нитью настолько искусны, что техника их создания получила название «сюйхуа», что означает «живопись иглой».
Богатство цветов и оттенков, разная толщина нитей, доходящая до едва видимых волокон, многослойность и разный угол стежков позволяют творить единственные в своем роде вышитые картины, сравнимые по цветовому колориту и моделировке с живописными полотнами. Удивительное свойство шелка отражать и преломлять свет создает живую и игру света и тени, благодаря чему вышивка приобретает блеск и воздушность, напоминающую акварели.
Произведения китайской вышивки приобретают в свои коллекции музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивки в Нью-Йорке, Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей, Музей гильдии вышивальщиков в Суррее, Музей Востока в Москве и др., а также ценители уникального творчества со всего мира.
Двусторонняя вышивка делается на полупрозрачном шелке. Мастера вышивания ухитряются прятать узелки нитей таким образом, что обе стороны вышивки выглядят абсолютно одинаковыми.
Отдельным видом двусторонней вышивки, требующим высшего мастерства, является исполнение двух разных сюжетов на разных сторонах одного полотна (два разных пейзажа, тигр и павлин, кот и собака)! При этом вышивальщица прячет нити одного изображения под нити другого и добивается полного совпадения размеров изображаемых объектов, Глядя на разноцветного павлина, невозможно догадаться, что на противоположной стороне вышит желто-коричневый тигр!!!
Весь секрет в том, что вышивкой с обеих сторон покрывалась ВСЯ поверхность ткани — и фон в том числе (разумеется под цвет фона). Тогда свет проходил сквозь основу и рисунок через ОДИНАКОВЫЕ препятствия, и не менял интенсивности (не возникало теней).
Но это только на словах так просто. На деле это как минимум означает, что толщина нитей должна быть раза в четыре меньше той, что идёт на обычную вышивку, а трудоёмкость такого изделия — поистине фантастическая. И это ещё не всё!
Оставалась проблема контура, который даже в тканях равной толщины , всё равно будет заметен, через места прокалывания дырочек иглой и пропуска нити сквозь основу. Судя по всему, вышивка шла ОДНОЙ непрерывной нитью, «срощенной» из кусочков разного цвета!