Доказать существование себя почти также трудно, как доказать существование Бога. Однако, в существование себя верят легко.
Потому что, если задуматься, то не скажешь сходу, где границы "я". Как определить "я"? Вот рука. Это "я"? Ну да. Пока рука на месте. А если ее отсечь? Тогда нет. А умалится ли от этого "я"? Хорошо, но ведь рука не жизненно важный орган, а взять к примеру сердце, и его отделить от человека, оно - "я"? Ты же уже не живешь, но тоже, вроде нет.
Каждая клеточка нашего тела, по сути, не есть "я". Тогда что есть "я"? Кто-то скажет, что "я" - это совокупность ряда клеток. Ну а возьмем, к примеру, яблоко и съедим его. Оно прошло в те клетки, которые входят в эту совокупность, оно стало этой совокупностью. Значит, оно стало "я"? Ну да, Фейербах же еще писал, что человек есть то, что он ест. (Я только сейчас его поняла, кажется...) Но не думаю, что это абсолютно точное определение "я"... А Декарт, как хорошо известно, определил существование способностью мыслить. С этим легче согласиться. Еще "я" видят в других, я тут про К.С.Льюиса говорили нам на паре,он утверждал, что чужие мысли можно отличить от своих потому, что они приходят извне, и таким образом, видны границы "я". Другими словами, "я" существует, благодаря другим. Кант вообще писал, что "я" трансцендентно.
Блин, вот я загнула нах....что-то пропёрло...
Возвращаясь к сознанию. Если впихнуть "я" только в нашу совокупность, то следует, что оно исчезает тогда, когда эта совокупность умирает. Точнее, тогда, когда перестает действовать сознание.А представим, если человек в коме, и его сознание перестало действовать что тогда выходит, что этот человек вовсе не Петя Петров, Иван Сидоров, а вообще кто-то другой?
Я лишь попыталась обозначить границы "я" тонким пунктиром... К тому, что если Вы со мной по большей части согласны, то мы можем придти к выводу, что и в Бога поверить легко, но стоит ли это того?
[700x525]