Немного об авторах: Кобаяси Исса (яп. 小林一茶, также известен как Ятаро (яп. 弥太郎, Ятаро:); 15 июня 1763 года — 5 января 1828 года) — японский поэт, мастер хайку. Родился в деревне Касивабара провинции Синано (ныне провинция Синаномати, префектура Нагано), получив имя Кобаяси Нобуюки. Его отец, овдовевший фермер, женился повторно, однако брак был несчастливым. На фоне неблагоприятной обстановки в семье, в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию под руководством Мидзогути Сомару и Нирокуана Кобаяси Тику-а в школе Кацусика. Со временем он получил покровительствоСэйби Нацумэ. В возрасте 51 года Исса после долгих странствий вернулся в родные места, где считался самым авторитетным мастером хайку на северного Синано. Поэзия Исса отличается использованием личных мотивов, детской простотой, употреблением местных диалектов и диалоговых форм. Из-под пера Кобаяси Исса появилось на свет более 20000 стихотворений. Наиболее известными опубликованными сборниками его произведений являются «Дневник смерти моего отца» и «Моя молодость».
Исикава Такубоку (яп. 石川 啄木) (20 февраля 1886, деревня Сибутами, префектура Иватэ, Япония — 13 апреля 1912) — японский поэт, литературный критик, оказал сильное влияние на развитие поэзии танка. Родился в маленькой деревне на главном японском острове Хонсю, единственным сыном в семье небогатого сельского священника, и при рождении получил имя Хадзимэ («первенец»). Такубоку — литературный псевдоним, впервые использованный в 1903 году и означающий «дятел». Первые танки опубуликованы в 1902 году в токийском журнале «Утренняя звезда». Служил учителем, затем сотрудничал в журналах, был корректором. Искава Такубоку был убеждённым противником войны. В разгар Русско-японской войны опубликовал сборник стихов «Стремления», в котром содержалось стихотворение «Памяти адмирала Макарова», где поэт воспевает подвиг русских солдат. В СССР считался поэтом-социалистом, несколько раз издавались сборники стихов. Умер в нищете от туберкулёза через месяц после смерти матери. На момент смерти ему было всего 27 лет. [428x300]
Памятник поэту на о.Хокайдо
Мацуо Басё (яп. 松尾芭蕉 (псевдоним); при рождении названный Киндзаку, по достижении совершеннолетия - Мунэфуса (яп. 宗房); ещё одно имя — Дзинситиро (яп. 甚七郎)) — великий японский поэт, теоретик стиха. Родился в 1644 году в Уэно, провинция Ига. Умер 12 октября 1694 в Осаке. Басё родился в семье самурая Мацуо Едзаэмона, был его третьим по счету ребенком. Отец и старший брат будущего поэта преподавали каллиграфию, и уже дома он получил хорошее образование. В юности увлекался китайскими поэтами, такими как Ду Фу. С 1664 в Киото изучал поэзию. Состоял на государственной службе с 1672 в Эдо (ныне Токио), затем стал учителем поэзии. Получил известность как поэт комического рэнга. Басё — создатель жанра и эстетики хокку. В 1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «Мешок угля» (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них — «По тропинкам Севера»), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и Нового времени [239x300]
Ёса Бусон, также Буссон, Еса, Эса, Тесо, Пса, Танигути и др. псевдонимы (яп.: 与謝蕪村, 1716 Кэма, предместье г. Осака – 25 декабря 1783, Киото) – японский поэт XVIII века, мастер жанра "хайку", также известен как писатель, эсеист и художник. Бусон родился в деревне Кэма провинции Сэттю. Настоящее имя его не известно. Считается, что он был сыном деревенского старосты по имени Танигути (отсюда псевдоним Танигути). Мать была родом из местечка Ёса, поэтому впоследствии поэт часто называл себя Ёса Бусон. Бусон получил хорошее образование, читал китайских и японских классиков, учился живописи. Рано потеряв родителей, уехал в Эдо (ныне Токио), где изучал поэзию и живопись под руководством Хаяно Хадзина (1676–1742) — одного из крупнейших мастеров хайкай того времени, продолжавшего линию Басё. В 1751 году переселился в Киото. Много путешествовал по Японии. Бусон - его поэтический псевдоним; как художник он был известен под именем Тесо. Бусон умер в возрасте 68 лет. С именем Бусона связан новый расцвет жанра хайку, после упадка в первую половину XVIII в. Бусон стремился возродить высокий стиль поэзии Мацуо Басё. Ему принадлежит известный принцип «удаления от вульгарного». Отличительные особенности творчества Бусона — бытовая тематика, описательный тон, строгость образов, изысканность языка. При жизни Бусон был более известен как художник, был одной из центральных фигур в школе «художников-интеллектуалов» (бундзинга), видевших свой идеал в китайской живописи. Творческое наследие Бусона очень велико — живописные произведения, многочисленные хокку, эссе. Стихи Бусона переводились на русский язык такими мастерами, как К. Д. Бальмонт, Н. И. Фельдман, В. Н. Маркова, А. А. Долин, Т. Л. Соколова-Делюсина и др. [195x300]
Сайгё (1118—1190) — японский поэт рубежа периодов Хэйан и Камакура. Сайгё родился в один год с будущим диктатором Японии Киёмори из рода Тайра. Сайгё, или Сайгё-хоси (хоси — монашеское звание) — прозвище поэта, означает оно «К западу идущий». Настоящее имя — Норикиё. Он принадлежал к знатному воинскому роду Сато, который числил своим предком одного из представителей северной ветви Фудзивара. Мать Сайгё происходиа из рода Минамото.
В архиве: 1. Мацуо Басё. Хокку 2. Исса Кобаяси. Избранное 3. Исикава Такубоку. Лирика 4. Еса Бусон. Сборник 5. Луна над горой. Еса Бусон. Хайку 6. Летние травы. Японские трехстишья 7. Мацуо Басе. Хайку 8. Сайге. Горная хижина 9. Сборник. Японская поэзия 10. Сто стихотворений ста Поэтов (Сборник классических японских танка, составленный в 1235 году фудзивара-но тэйка) 11. Цветы Ямабуки: Шедевры поэзии хайку "серебряного" века (конец ХIХ-начало XX Вв.)