Японские сёги, также как и китайские сянци, и собственно шахматы, произошли от древнеиндийской игры чатуранги. Двинувшись на Запад чатуранга стала шахматами, на Восток – сянци и, затем, сёги. Впервые же Япония познакомилась с сёги в VIII веке.
Существует множество вариантов сёги, некоторые сохранились и до наших дней. В XVI веке правила игры стандартизировались, также были введены правила вывода фигур на доску и фактически сёги приняли своё окончательный вид. В XIX веке началось бурное развитие сёги за счёт унификации теории игры и привлечения большого количества игроков. [400x236]
В сёги играют вдвоём «чёрными» (сэнтэ) и «белыми» (готэ) фигурами. Каждый игрок имеет набор из 20 фигур. Фигуры в сёги это своеобразные деревянные обелиски (плоские вытянутые пятиугольники), на каждой стороне которых написаны названия основных и превращённых фигур. Все фигуры однотонные и на доске устанавливаются острым концом к противнику. Чем сильнее фигура, тем она больше по размеру.
Фигурки расставляются в три ряда: рядом с Копьями – Кони, затем Серебряные генералы и, наконец, Золотые. В самом центре находится Король. На втором ряду располагаются только две фигуры: перед конем с левой стороны находится слон, а перед конем с правой стороны - ладья.В третьем ряду расположены девять пешек.
Основные зоны игрового поля [260x220]Начальная расстановка фигур
[258x217]
Основные фигуры
Каждый игрок имеет 20 фигур: Король, Ладья, Слон, два Золотых Генерала, два Серебряных Генерала, два Коня, два Копья, и девять Пешек. Все фигуры отмечены иероглифами с обеих сторон, кроме односторонних: Короля и Золотого Генерала.
Фигура | Название и обозначения
| Рисунок хода | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
|
Ходы Короля![]() |
|||||||||
Король (1 шт.) – О: (О:сё – «император») – белый король; Гёку (Гёкусё – «драгоценность») – чёрный король. Как и в шахматах, Король ходит на одно поле в любом направлении, за исключением поля под шахом противника (восемь различных ходов). | |||||||||||
![]() |
|
Ходы Золотого Генерала![]() |
|||||||||
Золотой Генерал (2 шт.) может передвигаться на одно поле по горизонтали или по вертикали в любую сторону, а также по диагонали вперёд (шесть различных ходов). | |||||||||||
![]() ![]() |
|
Ходы Серебрянного Генерала![]() |
|||||||||
Серебряный Генерал (2 шт.) может передвигаться на одно поле по диагонали в любом направлении или на одно поле по вертикали вперёд (пять различных ходов). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращён в Золотого Генерала. | |||||||||||
![]() ![]() |
|
Ходы Коня![]() |
|||||||||
Так же, как и в шахматах, Конь (2 шт.) ходит буквой Г, но только вперед и без возможности отступления. Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через стоящие на пути фигуры. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращён в Золотого Генерала. |
Фигура | Название и обозначения
| Рисунок хода | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() |
|
Ходы Копья![]() |
|||||||||
Копьё (Пика, Стрелка; 2 шт.) ходит только вперёд по вертикали на любое количество полей, не занятых другими фигурами. Не может ходить назад. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращёно в Золотого Генерала. | |||||||||||
![]() ![]() |
|
Ходы Пешки![]() |
|||||||||
Пешка (9 шт.) ходит на одно поле вперёд по вертикали. Бьет вражеские фигуры не наискосок, как в шахматах, а прямо перед собой. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращёна в Золотого Генерала. | |||||||||||
Самыми сильными фигурами в сёги являются Драконы, аналоги шахматных Ладьи и Слона. | |||||||||||
![]() ![]() |
|
Ходы Ладьи![]() |
|||||||||
Ладья (1 шт.) ходит по горизонтали и по вертикали на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматной Ладье). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращёна в Короля-дракона и ходить на одно поле по диагонали в любом направлении, сохраняя возможности Ладьи. | |||||||||||
![]() ![]() |
|
Ходы Слона![]() |
|||||||||
Слон (1 шт.) может ходить по диагонали в любом направлении на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматному Слону). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращён в Коня-дракона и ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении, сохраняя возможности Слона. |
Ценность фигур В традиционных шахматах есть известная формула ценности фигур, где за единицу измерения берётся пешка - тогда конь и слон оцениваются в три, ладья - в пять, а ферзь - в девять пешек. В сёги формулы не применишь - кроме начальных стадий игры материальное преимущество не имеет в сёги такого большого значения.Производя размены, всегда следует учитывать конкретную ситуацию на доске. В зависимости от степени укреплённости королевских крепостей, тактических возможностей и общего стратегического рисунка игры сила фигур в сёги может изменяться. Если всё же оценить возможности фигур, то в порядке "от более слабой к более сильной" фигуры обычно располагают так: Пешка, Копьё, Конь, Серебряный Генерал, Золотой Генерал, Слон, Ладья.
Взятие фигур
"Взятие" - это ход на поле, занятое фигурой противника. В этом случае фигура противника снимается с доски и размещается рядом с ней. В отличие от шахмат, где взятые фигуры удаляются до конца игры, в сёги они могут в дальнейшем быть использованы как свои. Эти фигуры находятся в "резерве" ("в руке") и в любой момент такая фигура может быть выставлена (сброшена) на любое свободное поле. На диаграммах взятые фигуры обычно показывают вне доски.
Превращение
Когда фигура достигает лагеря противника (зоны превращения) у неё возникает возможность стать превращённой (исключение составляют лишь Король и Золотой Генерал, которые превращаться не могут). Но превращение не является обязательным, оно может быть осуществлено при любом очередном ходе (сначала передвижение, затем превращение), но только если эта фигура по-прежнему находится в лагере противника. Фигура может быть также превращена за пределами зоны превращения - в момент выхода из нее. При превращении фигура переворачивается сразу после хода и приобретает свойства превращенной фигуры. Для большинства фигур это способности Золотого Генерала, Ладья и Слон превращаются соответственно в Короля-дракона и Коня-дракона. Обратное превращение не допускается.Превращение обязательно для фигур, которые не могут продолжать игру со свойствами непревращённых фигур, такие случаи возможны для Пешки, Копья и Коня.Если превращенная фигура взята противником, то она теряет свои способности и приобретает первоначальные свойства.
Выставление
Фигура, находящаяся "в руке", может быть выставлена (сброшена) на любое свободное поле доски, что считается очередным ходом. Фигура сбрасывается только в непревращённом виде (даже если она была превращенной до взятия). Нельзя выставлять фигуру на поле, занятое фигурой противника. После выставления фигура приобретает те же права, что и находящиеся на доске. Если фигура сброшена в лагерь противника, она может превратиться, только сделав следующий ход, даже если он сделан на поле за пределами зоны превращения.
Запрещенные ходы
Следующие ходы запрещены:
Игроку, сделавшему запрещенный ход, может быть присуждено поражение.
Ничья
Большинство партий в сёги оканчиваются либо матом, либо признанием поражения одним из игроков, однако ничья также возможна.
Ничья объявляется при четырёхкратном повторении одновременно следующих трёх условий:
В таком случае производится подсчёт фигур. Ладья и Слон считаются за 5 очков, остальные - за одно. Если оба игрока имеют в сумме более 24 очков, то присуждается ничья. Если у одного из игроков менее 24 очков - ему засчитывается проигрыш.
Вечный шах. В сёги нельзя форсировать ничью вечным шахом, как в шахматах. Если в результате серии шахов одного из соперников, позиция была повторена троекратно, то шахующий обязан изменить свой ход, иначе ему будет засчитано поражение.
txt: leit