Там, где нас нет
29-09-2008 18:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Пролог
Наши семинары по детской литературе построены таким образом, что их главные действующие лица - студенты. Мы делаем доклады по теме занятья, одновременно зарабатывая баллы и начитывая материал коллегам по группе. Сегодня я рассказывала о героях былин в современной культуре, но доклад мой был последним в списке, а пара непредсказуемым образом закончилась через полтора часа; постараюсь здесь изложить собственные размышления и выводы, сделанные на основе книги Михаила Успенского "Там, где нас нет".
Экспозиция
Я бы определила "Там, где нас нет" как небылицу (в прозе, а что такого?). Грубо говоря, небылица - это былина юмористического, пародийного характера. У нас есть богатырь, совершающий подвиги, но сам герой производит скорее комическое впечатление, а его поступки довольно нелепы.
Нашего богатыря зовут Жихарь. Это прозвище, а не настоящее имя, которое мы не узнаем никогда. Впоследствии сам герой признается, что слово "жихарь" обозначает еще "усатого запечного жука". Жихарь живет в стране Многоборье, где правят князь Жупел и княгиня Апсурда. Страна большой борьбы и многочисленных исканий, которой управляют страх и абсурд. Почему-то мне не смешно.
Как и полагается богатырю, Жихарь до определенного момента не выделялся из толпы княжеских подданных. Даже из ценного имущества была у него только золотая ложка, на черпале которой вырезаны золотые руны. Взял ее Жихарь у мертвого врага, да не успел пропить до начала своих приключений.
Завязка
А начинаются приключения с того, что Жихаря казнят - сбрасывают в Бессудную Яму. Считалось, что на дне должны быть вбиты колья, но никто никогда не спускался в Яму, чтобы это проверить. Жихарь приземляется на стог сена, выбирается из Ямы в подземелья, успешно минует все опасности и вновь выходит на белый свет. Где его подобрал колдун по имени Беломор.
Дальнейшее развитие событий
Это был "высокий и прямой человек", облаченный в длиннополый плащ. У него были седые кудри и длинная борода. Никого не напоминает?
Старец отправляет Жихаря в путь с важной миссией: спасти мир от злодея Мироеда. Насколько я поняла, главная вина Мироеда состояла в том, что он искусил смертных Колесом и Рычагом в тот момент, когда они по приказу верховного божества послушно выполняли тяжелую работу. Конечно, люди не устояли. Здесь у меня возникла ассоциация Мироеда и цивилизации.
Победить Мироеда следовало, показав Полуденную Росу Мировому змею, дабы тот от удивления распахнул пасть и выпустил зажатый в ней собственный хвост. Это нарушило бы замкнутость времени, история перестала бы повторяться. На первый взгляд, все замечательно: нам открывается возможность выбора принципиально нового пути, возможность отказа от повторения пройденного. Но неслучайно символом вечности считается именно круг. Что будет, если он разомкнется?
На данном этапе наш богатырь приобретает снаряжение и коня. Беломор снабдил своего героя ржавыми доспехами и мечом, у которого ближе к рукояти прослушивалась раковина. Конь Жихаря был невероятной рыжей, а скорее даже ржавой масти. Богатырь подозревал, что колдун просто размочил в живой водичке одно из чучел, висевших под потолком его избы. Еще Беломор не поскупился на петуха Будимира, дав его герою в попутчики и помощники. И в таком нелепом виде Жихарь отправляется спасать мир.
Кстати, золотую ложку Беломор признал волшебной и посоветовал беречь: "Не знаю зачем, но пригодится". Знакомая ситуация, не правда ли? Есть что-то сильнодейственное, малоизученное и потенциально опасное, что держится в загашнике на всякий случай, в надежде, что сгодится на что-нибудь.
Жихарь начинает свой путь, для начала угодив на постоялый двор, где хозяйствовали людоеды Гога и Магога. Побеждает он чудовищ совершенно случайно и самым нелепым образом. Той же ночью видит сон: сидит он, Жихарь, на коньке терема и старательно его пилит, не сразу замечая, что "отпиливает сук, на котором сидит".
В пути Жихарь встречает Безымянного Принца, ставшего его спутником и побратимом. Принц путешествовал в поисках своего королевства. Разговорившись, новоявленные побратимы обнаружили, что, судя по описанию, ночевали на одном и том же постоялом дворе. Но Принц встретил гостеприимных хозяев и выспался в тепле и уюте, а Жихарь сражался с Гогой и Магогой. Напомню, что изначально Гога и Магога - это воинственные племена, которые придут в последние времена и уничтожат христианский мир. Получается, что пока один отдыхал, второй в какой-то мере предотвратил конец света.
Жихарь идет, не зная куда. Даже ребенок понимает, что Полуденной росы не бывает, так что богатырь оказывается в положении человека, которого отправили "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". На протяжении всего пути Жихарь часто оказывается на волосок от смерти, но подобно своему тезке - усатому жуку - всякий раз успешно ее избегает.
Путешествуя, побратимы встречают разных попутчиков. Это царь Соломон и кентавр Китоврас, а также китайский чиновник Лю Седьмой. Все они делятся с братьями своим взглядом на мир.
Безымянный Принц получил от Жихаря имя Яр-Тур. Он лелеет мечту собрать вокруг себя достойнейших людей и усадить их за круглый стол, чтобы никому не было обидно. У Принца полно планов на будущее королевства, он даже знает от наставника - по имени Мерлин, - что у этого государства будет лучшая разведка в мире.
Мне кажется значимым момент, когда Жихарь и Яр-Тур получили частицу силы самого Святогора и затем похоронили ушедшего богатыря, воздвигнув над ним курган. Сразу после этого события герои попадают в Бабье Царство, где проводят некоторое время и становятся родоначальниками двух великих народов.
В поисках Полуденной росы Жихарь изобретает вечное движение, мановением волшебной ложки заставив двигаться деревянную повозку. Жихарева телега летит вперед - и сначала отдельные города, а затем и целые народы отпрыгивают с ее пути. Жихарь нагоняет Дикую Охоту, от которой бежит все живое, и вынуждает ее посторониться. Затем он обнаруживает ее добычу - гигантского зайца, - ловит ее на ходу и сажает к себе в повозку. Охотники в гневе: суть Дикой Охоты заключалась в том, что заяц никогда не должен был быть пойман. Жихарь нарушил это правило и разомкнул круг вечной погони.
Эпилог
Наконец Жихарь обретает Полуденную росу и в сопровождении Яр-Тура и Лю Седьмого спускается к морю, где плещется ни о чем не подозревающий Мировой змей. На этом повествование обрывается.
Что будет дальше? Скорее всего, Жихарь заставит змея отпустить собственный хвост; слишком удачно все получалось у богатыря до этого. Тогда круг превратится в прямую, в принципе тоже бесконечную, но куда менее предсказуемую. И помчится по ней, гремя, безумная повозка Жихаря, а более благоразумные люди поспешно уступят ей дорогу.
Я понимаю эту книгу как размышления Успенского на тему предназначения и будущего России и ее народа. Наш народ способен на великие свершения, но рубит сплеча, не особенно задумываясь о необходимости и особенно последствиях своих действий. Можно изобрести вечный двигатель и потратить его, уничтожив вечное движение вперед. Но разве это не абсурдно?
В книге побратимам предлагается библейская мудрость, носителем которой является царь Соломон, наследие античных мудрецов, которое несет Китоврас, и восточная мудрость Лю Седьмого. В конце пути с Жихарем и Яр-Туром остается Лю Седьмой.
Жихаря сменят его потомки. Разве это не продолжение круговорота истории? А можно ли вообще его уничтожить?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote