Раз в "когда получится" у нас на ИД проводятся встречи "клуба психологов-любителей", на которых мы смотрим какой-нибудь фильм, посвященной семейной тематике. Сегодня это был "Лапочка". Это фильм о материнской любви.
Попытка анализировать безумно сложный фильм.
Сюжет такой. Мама-одиночка воспитывает сына, которого очень любит и мечтает о том, чтобы они никогда не расставались. Мальчик подрастает, начинает проявлять самостоятельность, и мать это пугает. Когда ребенок идет в школу, где приобретает друзей, мама понимает, что "теряет сына", и решается на крайние меры - пытается убить своего ребенка, одновременно покончив с собой. К счастью, мальчика удается спасти, и в последних кадрах мы видим его уже подростком, гуляющим с девушкой. По ходу фильма мы также узнаем подробности из детства главной героини. Ребенку приблизительно шесть лет.
Отношения героини с сыном. Назову то, что сразу бросается в глаза. На протяжении всего фильма мать только один раз назвала своего сына по имени (его зовут Пол), все остальное время она называла его "Лапочка" несмотря на бурный протест ребенка. Мать читает сыну книги явно ему не по возрасту (что-то о любви). Мать целует сына в губы. Мать ревнует сына ко всему миру. Мать подчеркнуто не замечает желаний и пожеланий сына, и "поступает им" так, как считает нужным, вплоть до того, что одевает 6-летнего ребенка сама.
Личная жизнь героини. Женщина говорит, что "ей никогда никто не был нужен", и живет лишь одним сыном. Мужчин дама презирает. К чувствам относится довольно цинично. Избегает любых контактов с внешним миром: подчеркнуто не общается с соседями, не имеет друзей или знакомых, уезжает, стоит окружающим хоть каким-то образом вмешаться в ее жизнь.
Важный момент в жизни героини: будучи школьницей, она нашла свой идеал человека в лице эксцентричной соседки, которая всегда провожала своих сыновей на автобус в школу, но не заботилась о них во время тяжелой болезни. Новая знакомая охотно болтала с девочкой и на прощание целовала ее в губы. В сложные минуты жизни героиня представляет свою знакомую рядом, всегда одобряющую и готовую поддержать.
Отношения героини с ее родителями. Родители, кажется, не воспринимали ее как дочь и свободно проявляли при ней свои чувства. Общение с дочерью ограничивалось какими-то общими вопросами типа "Кто был Президентом США №...?". Единственный раз родители вспомнили, что у них есть дочь, когда та спела на школьном концерте песню певца сомнительной репутации и, по их мнению, их опозорила. Родители часто называли дочь "малышкой", несмотря на ее протест.
Родители рано оставили свою дочь сиротой, приняв снотворное, когда "отец" смертельно заболел.
Попытка осмыслить. Есть типично детский механизм психологической защиты - в тяжелые минуты воображать рядом с собой кого-то, кто мог бы защитить от всех невзгод (вплоть до инопланетян, прилетающих за ребенком на своей летающей тарелке).
Героиня живет с тем, что "вынесла" из родительского дома и "скопировала" у соседки. Она называет сына ласкательным прозвищем, целует его в губы и совершенно не обращает на него внимания как на личность. Взрослая женщина ищет поддержки у воображаемого образа соседки, которую сто лет уже не видела. Взрослый человек гнет свою линию до последнего и пытается "решить проблему" уходом из жизни. Я считаю, что это признаки незрелой личности. Можно сделать вывод, что на протяжении всего фильма перед нами все та же девочка, которая пытается играть в маму и "выходит из игры", когда та перестает нравиться.