Из лекции матаджи Арчи (15.06.2010, ЦВК "На Ботаническом")
“Духовное знание должно быть подкреплено практикой. Слушание плюс садхана. Слушание - рычаг прогресса. Садхана - рычаг поддержки. Иногда вы можете получить какое-то знание и под его воздействием испытать просветление. Кажется, что вы это уже поняли и это всегда будет с вами. Чуть позже вы видите себя [в прежнем состоянии]. Потому что знание не подкреплено садханой, то есть духовной практикой. Духовная жизнь любит гармонию. Слушание, практика – это две ноги. Если одной ноги нет, то костыль есть. Поэтому нужно следить, чтобы обе ноги всегда были. Если человек соблюдает садхану, но недостаточно слушает, то у него получается абсурдная ситуация: он поддерживает, а поддерживать нечего. Поэтому он оказывается в пустоте. В буквальном смысле слова. Через некоторое время он вообще не понимает, почему он эту садхану держит. Ведь поддерживать нечего.
[показать]
Эти два фактора должны быть всегда. Те преданные, которые эти два фактора держат, никогда не имеют проблем. Они как по маслу прогрессируют. Слушание для прогресса, практика для поддержания этого прогресса; она не дает упасть. Садхана даёт основу, [чтобы] удержать достижения. Что такое садхана? В четыре часа встал :) Обычная садхана. В четыре не смог – когда встал – все равно сказал “Доброе утро” Кришне, сделал службу, мантру повторил. Все. Но лучше в четыре. Ну, в пять, ладно. Но никак не позже шести. Нет механических параметров слушания. Слушание должно проходить до того момента, пока разум не устанет. Не нужно заставлять себя. Через заставление нельзя ничего достичь. Слушание означает информацию, с которой ваш разум должен работать. Механическое слушание ведет к накоплению пуньи (благочестия). Потом бац! – и что-то поняли. Если разум совсем не работает, можно делать это механически, пока он не начнет работать. Но в обычной ситуации не должно быть таких [внешне заданных] критериев. Человек должен учиться работать с концепциями. У моего прабху [имеется в виду Шьямакунда дас, супруг матаджи Арчи - ММд] бывают такие дни, когда он читает только одну фразу – открыл книгу, закрыл и больше к ней не вернулся. Потому что там могла прозвучать такая фраза, что ему нужна неделя, чтобы достичь ее дна. Со священными писаниями надо работать, потому что это концепции, которые мы должны применять. Если вы видите, что забываете о чем только что читали – значит, [разум заснул и нужно остановиться]. Обычно у преданных, которые соблюдают садхану, резко увеличивается потенция к слушанию”
С наилучшими пожеланиями,
Михаил Мешанин (Мадхава-Мурари дас)
via