• Авторизация


Истина 20-10-2006 20:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по
крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как
позитивные, так и негативные стороны:
1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение
предмета, процесса в индивидуальном познании.
2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие
одних знаний другим.
3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в
особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что
полезно для человека.
4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает
большинство.
5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой
концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс
с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,
а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем
можно познать этот мир.
6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это
божье откровение.
В истории философской мысли существовали разные понимания
истины. Приведем примеры некоторых: «Истина – это соответствие
знаний действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»;
«Истина – это свойство самосогласованности знаний» и др.
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие
мыслей действительности, является главным в классической концепции
истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из
всех концепций истины; именно с нее и начинается теоретическое
исследование истины. Эту концепцию поддерживали Аристотель,
Платон, Гегель, Фейербах и др.
Существует несколько определений истины. Вот определение из
марксистской литературы: истина – это адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так,
как он существует вне и независимо от сознания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной
и субъективной сторон.
Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта.
Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это
значит, что она не существует помимо человека и человечества. Истина
объективна – это значит, что истинное содержание человеческих
представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от
человечества.
В идеалистических системах истина понимается как вечно
неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон,
Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория
когеренции), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина
есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается
соответствие понятия предмету мысли.
Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического
эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия
мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей
стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как
наиболее простой взаимосогласованности ощущений.
Общая черта различных концепций истины в современной
западной философии – отрицание объективности содержания знания.
Признание объективности истины принципиально отличает
марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских
трактовок и различных форм релятивизма.
На каждом историческом этапе человечество располагает
относительной истиной – приблизительно адекватным, неполным,
содержащим заблуждения знанием. Признание относительности
истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса
его познания.
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной
истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является
необходимым этапом развития человеческого познания, своим
объективным содержанием включается в последующие этапы
познания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью
исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при
дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина
содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина
складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не
в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни
исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость,
во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-
вторых, характера достигаемых научных результатов.
Эмпирическое исследование предполагает выработку
исследовательской программы, организацию наблюдений,
эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных,
их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического
познания характерна фактофиксирующая деятельность.
Теоретическое познание – это сущностное познание,
осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь
орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя
исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует
теоретическому.
Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе,
является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На
теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме
законов, принципов и научных теорий. Основными методами,
используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение,
эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе
познания используются такие методы, как анализ и синтез,
идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в
теоретическом – рациональный. Их соотношение находит свое
отражение в методах, используемых на каждом этапе.

Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа на-
учного познания действительности.
1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение при-
чинности содержится в высказывании Демокрита:
Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на
каком-нибудь основании и в силу необходимости.
В современном понимании причинность означает связь между от-
дельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения
и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также
изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшест-
вующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а
вызываемые ими изменения - следствиями.
2. Критерий истины. Естественно-научная истина
проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями,
опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если
научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-
научные теории проверяются экспериментом, связанным с
наблюдениями, измерениями и математической обработкой
получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений,
выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:
Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука
немыслима без меры.
3. Относительность научного знания. Научное знание
(понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.)
всегда относительно и ограничено.

Методология научного познания.
Метод – способ познания, исследования явлений природы и
общественной жизни; прием, способ или образ действия.
Методология науки исследует структуру и развитие научного
знания, средства и методы научного исследования, способы
обоснования его результатов, механизмы и формы реализации
знания в
практике.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Истина | SILVER_D - Дневник SILVER_D | Лента друзей SILVER_D / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»