Желание открыть пусть даже небольшое, но свое дело и покинуть какую угодно крутую, но наемную работу посещало, наверное, каждого обладателя трудовой книжки. Решаются на это не все. Одних останавливает отсутствие опыта или оригинальной бизнес-идеи, других - страх лишиться стабильного дохода, третьих - непредсказуемые трудности в малоизвестных сферах, таких как бухгалтерия или, скажем, создание собственного сайта.
Заручившись поддержкой ведущего российского конструктора сайтов для бизнеса uKit, мы поговорили с владельцами сегодняшнего небольшого бизнеса в России и выяснили, как все складывалось у них.
Елена, Ангарск. Посуточная аренда квартир
«Постоянно представляю, как неожиданно заедет ко мне передача «Ревизорро». А я: «Пожалуйста, проверяйте. Мне скрывать нечего»
Ангарск - это часа два езды до Байкала, из-за которого многие к нам и едут. Сдавать квартиры туристам и командировочным я начала в июле 2015 года. В своем бизнесе работаю одна: я и администратор, и горничная, и менеджер по рекламе, и контент-менеджер сайта, и бухгалтер.
До рождения детей я пять лет проработала в сфере туризма и гостиничного бизнеса. А находясь в декрете, узнала: младший брат закончил ремонт в своей однушке и собрался сдавать ее в аренду на длительный срок. Мне стало жалко: ведь свежий ремонт при постоянном проживании быстро убивается.
Вот я и предложила: «Лучше я буду у тебя ее снимать и заселять гостей посуточно». [показать][показать][показать][показать]
Обсудив все детали «посуточного бизнеса», мы начали готовить квартиру к новому амплуа.
Я изучала рынок по сайтам объявлений, а параллельно провела фотосессию квартиры и приобрела домен riseandshinehostel.ru. В переводе это «Проснись и пой» - изначально хотелось какого-то яркого, запоминающегося названия, а не всех этих безликих «Светлан», «Татьян» и т.п. Встал вопрос о самом сайте. Я знала о нескольких системах для создания сайтов на основе готовых шаблонов и, проведя небольшое исследование, выбрала uKit. Сайт был готов за два дня. [показать]
Первый клиент пришел от моего знакомого (кстати, нынешнего конкурента). Далее пошли мало-помалу свои заказы. Лучший доход обеспечивали командировочные - они обычно заселялись сразу на большое количество дней. Для таких пришлось оформить ИП, расчетный счет, завести типографские бланки и все сопутствующее для официальной отчетности.
Спустя несколько месяцев я сдавала уже две квартиры - нашла хорошую двушку с удачным местоположением и сговорчивым хозяином. А в декабре к списку квартир добавилась моя наследная однушка.
Чтобы бизнес развивался, мне нужно развиваться и самой. Каждый месяц я получаю рекомендации специалистов uKit и обновляю информацию на сайте. В соцсетях подписана на группы компаний, специализирующихся на SEO. Даю рекламу: продвигаю сайт на портале «Суточно.ру» и «Авито» - оттуда приходят 95% моих гостей. Также постоянно слушаю онлайн-уроки о посуточном бизнесе, участвую в вебинарах, состою в скайп-чате для «посуточников» со всей России, где мы делимся своими успехами, неудачами, проблемами и идеями.
Учитывая регулярные траты - а я постоянно докупаю в квартиры какие-то вещи, красивое белье, свет, - моя чистая прибыль пока равна средней зарплате офисного работника. Но я по-прежнему верю в свое дело и отношусь к нему с тем же энтузиазмом, что и в начале. С трепетом подхожу к рутинным обязанностям, обстановке и уборке квартир. Знаю - каждое мое действие идет на пользу бизнесу. Ведь если в квартире чисто и уютно, гость вернется снова или порекомендует ее знакомому. А это в моем деле самое ценное.
Ирина, Москва. Владелица семейного кафе на Таганке
«С одной стороны - рискуешь всем своим, а каждый шаг, верный или нет, сказывается на тебе напрямую. С другой - никто над тобой не стоит, не говорит, что делать, и не нужно ни перед кем отчитываться.»
Нам полтора года, кафе открыли в октябре 2014-го. До этого я работала преподавателем Московского дома ресторатора, шеф-поваром, заведующей производством в нескольких московских ресторанах. Много всего было.
К каждой работе я всегда относилась серьезно, ответственно, как-то изначально воспринимая ее как то самое «свое дело». Хотя разница, конечно, осязаема: свой бизнес это когда делаешь как знаешь и не нужно кому-то что-то доказывать.
Свое кафе - по-настоящему семейное дело: здесь работаем я, мой муж и три дочери (самой младшей 16 лет). И не совру, если скажу, что все время проходит здесь. [показать][показать][показать][показать]
Когда всерьез задумались над открытием, долго искали помещение, смотрели, но все время что-то не подходило. А тут, как только я зашла, мне понравилось сразу. Сказала: «Это наше». Да и все разрешения у площадки уже были, скопленной суммы для старта нам хватало. Оставалось только отделать помещение под себя и открыться.
Название «Какао для Алисы» родилось как раз во время ремонта: его мы делали сами. Пока красили да оформляли, пришла идея названия. Вокруг какао у нас все всегда крутилось - ходит слух, что у нас оно самое вкусное в Москве. По крайней мере, нам часто так говорят. Хотя в целом у нас не кондитерское меню - есть блюда итальянской, японской, корейской кухни. Мой муж кореец, и многие рецепты - из их местной традиции. [показать]
Сайт мы сделали где-то спустя год после открытия, чтобы нас могли рекомендовать и легко находить - это важно. Сайтом занимался наш хороший знакомый, он в этом разбирается и сделал это самым простым и быстрым способом - на конструкторе.
Клиентов в основном две категории. Есть человек 50 постоянных гостей, что приходят на обед из ближайших бизнес-центров или заглядывают вечером выпить какао с десертом. А остальные - те, кто узнал о нас из интернета, от знакомых или просто проходил мимо.
Кризис, как ни странно, нас не коснулся - к нам ходят примерно так же, примерно то же заказывают. Поставщиков я знаю уже больше 10 лет, еще с прошлых работ, с ними давным-давно установились приятные и понятные отношения. Плюс у нас уже было несколько выездных мероприятий, нам это очень нравится. Значит, надо еще и развиваться в направлении кейтеринга.
Владилен, Санкт-Петербург. Директор фирмы, производящей натуральные морсы из российских ягод
«Как-то мы буквально прорвались в универсам с ассортиментом в руках. Дама с высокой прической - ответственная за закупки с советских времен, - молча открыла одну бутылочку, в два глотка употребила, попробовала вторую, третью… Сказала: «Вот это вещь, берем» - и только потом спросила про цены.»
Думаю, многим хочется сделать небольшой «свечной заводик» в качестве дополнительной страховки к пенсии. Идея с ягодными морсами, в общем-то, лежала на поверхности: вот она, альтернатива разведенным концентратам со множеством всяческих Е, красителей и ароматизаторов.
На подбор помещения, оборудования (мы нашли российских поставщиков), регистрацию предприятия, споры насчет дизайна этикетки, рецептов и подготовку производства ушло примерно полгода.
Не возникло особых проволочек и с сертификацией, но тут мы часть заслуг относим на свой счет: к вопросам качества исходных материалов, продуктов и санитарии мы сразу отнеслись серьезно. Наше дело - про реальное качество: северная ягода (много ягоды!), очищенный сахар, подготовленная вода, добросовестные и чистые руки. В общем - не стыдно давать детям и привередливым дорогим гостям. [показать][показать][показать]
Первые заказы получали через друзей и знакомых - обслуживали семейные и корпоративные мероприятия. Так, собственно, и сформировалась первая, самая преданная клиентура.
Сайт сделали почти одновременно с первыми партиями продукции. [показать]
Какой-то регулярной рекламы мы не даем. Но затеваем разовые акции, обзваниваем потенциальных клиентов, направляем своих «агентов» в различные торговые точки, показываем продукт. Стараемся присутствовать на ярмарках, спортивных мероприятиях. Завели группу в «ВКонтакте», но чего-то нам не хватает для ее последовательной раскрутки…
Сложности - как и везде. В сетевые магазины зайти, наверное, можно, но для наших довольно скромных масштабов - бессмысленно дорого (в смысле платы за «встать на полку»). Ну и конечно же, отравляют настроение разные колы, в изрядной степени монополизировавшие рынок напитков. Они приходят в администрации городских парков, скверов и… продаваться во всех торговых точках парка может только продукция этих фирм. «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».
Сейчас компания состоит из шести человек, это почти что семейный микробизнес. Мы рассчитываем, что летом (через год с момента запуска) выйдем на самоокупаемость. В нынешних нервных условиях прогнозировать спрос непросто, ведь наш продукт несколько дороже того, что продается в сетях. Но мы стараемся найти свою нишу через те каналы сбыта, которые не обременены эксклюзивными соглашениями с транснациональными компаниями.
Например, привлекаем предприятия, которые имеют участки вредных производств и должны обеспечивать своим сотрудникам диетическое питание. Традиционно это молоко, но нам, похоже, удается «разбавить» эту традицию своими морсам.
Тамара, Санкт-Петербург. Владелица производства кистей для макияжа
«Самая большая моя головная боль - это бухгалтерия, она сводит меня с ума. »
Идея работать на себя у меня была с самого детства: не хотелось жить по принципу «за меня все придумали и навязали». Кульминации эти ощущения достигли, когда я работала на нелюбимой работе в должности инженера на госпредприятии. Мне, миловидной молодой девушке, в мужском коллективе было достаточно сложно достичь профессионального уважения и доверия. И даже когда это случилось, зарплата и наличие начальства меня не радовали.
Родом я из Кирова, и в нашем городе уже давно изготавливают отличные кисти для художников, известные по всей стране. А недавно там начали делать и кисти для индустрии красоты. Я люблю Россию и считаю, что мы тоже можем производить качественную продукцию, - и как-то во время визита к родным задумалась о том, чтобы помочь городу продвигать новое направление.
Идея родилась стихийно и полностью захватила меня. Через несколько дней я вернулась из Кирова в Петербург и начала действовать. На подготовку ушла ровно неделя, но какая! 24 часа в сутки я занималась мониторингом рынка, изучением кистей, волоса, технологии вязки и пр. Когда дело дошло до создания сайта, наткнулась на uKit. Это было спасение для меня, ведь там было все так просто - на самостоятельное создание и заполнение сайта информацией ушла всего пара дней! [показать][показать][показать]
Когда сайт был готов, я стала всюду кидать ссылку на него - на женских форумах, знакомым из бьюти-индустрии, в профессиональные сообщества в социальных сетях. Появились первые заказы - самые волнующие, я до сих пор помню имя и фамилию первого клиента.
Дальше пошло как-то само. Клиентов нарабатывали сами. Делали группу в «ВКонтакте», профиль в «Инстаграме». Налаживали SEO-оптимизацию. Все наши читатели в социальных сетях - живые, те кто сам нажал «Подписаться». Были попытки запускать рекламу через «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте», но они не принесли особой выгоды, на этом все и закончилось. Иногда еще мы дружим с разными бьюти-блогерами. [показать]
Все мои покупатели постоянно пишут благодарности за сервис, за красивую авторскую упаковку, клиентоориентированный подход и быстроту доставки. Однажды девушка заказала кисти, которые ей нужны были уже утром следующего дня для участия в конкурсе, я пошла ей навстречу и лично вечером привезла их. А через пару дней мы получили от нее сообщение, что она победила и выиграла Гран-при!
Вообще, я горжусь, что мои клиенты в России, Европе и СНГ всегда остаются довольными и счастливыми. Конечно, не всегда все проходит гладко и радужно, но это часть работы - без проблем не бывает. Есть неприятные ситуации, которые не зависят от меня: например, задержки курьерских служб и транспортных компаний. Но мне всегда везло, потому что и в доставке, и среди клиентов попадались очень понимающие люди.
А самая большая головная боль для меня - бухгалтерия, она просто сводит меня с ума. Видимо, вот-вот придется расширяться и нанимать бухгалтера.
Алексей, Москва. Частный мастер по ремонту автомобилей
«Чужие автосервисы сначала гарантируют объем работы, а потом не соблюдают условия. Я решил работать на себя и не жалею.»
Мне 34 года, и пятнадцать из них я проработал в сфере авторемонта. В один момент на чужие сервисы стало просто невозможно работать: сперва тебе гарантируют заказы и хорошие проценты от сделанных машин, а через несколько месяцев начинают нарушать условия.
У меня семья, маленький ребенок, их нужно содержать. Так я и открыл свой сервис на 32-м км МКАД. И поработав на себя чуть больше года, уверен, что частный автомастер - это актуальный бизнес. В будущем я даже хотел бы открыть большой автосервис со штатом человек в десять. Думаю, все будет. [показать][показать][показать]
Когда только появилась мысль о своем деле, я начал развивать группу в «ВКонтакте», чтобы понять, насколько мои услуги актуальны (в последнее время занимаюсь в основном автомобилями иностранного производства).
Дальше появился сайт. Его мы сделали сами: я корректировал текстовую часть, а все идеи по материалам, виду сайта, фотографиям принадлежали второй половинке. [показать]
Продвижение сайта - тоже полностью заслуга жены! Сайт мы продвигаем через «Яндекс.Директ», а также иногда размещаемся на всяких автопорталах. Часто клиенты, пришедшие по рекламе, становятся постоянными и передают мои контакты знакомым. Итого мой средний объем заказов в месяц составляет примерно 30-40 машин, в зависимости от масштабов поломки.
Бывает, что приезжает владелец автомобиля, сообщает о проблеме, говорит, что ничего с ней не делал. А потом оказывается, что другой «мастер» уже пытался исправить поломку, окончательно доломав автомобиль. Если я не могу починить машину - возвращаю деньги, чтобы сохранить хорошие отношения.
Наталья, Зеленоград. Совладелица семейного спортивного клуба
«Наши юные спортсмены с успехом выступают в спортивных соревнованиях и на городских мероприятиях, а это - лучшая реклама.»
Чтобы объяснить, как мы пришли к такому бизнесу, стоит оглянуться в прошлое, в наше детство. Во времена Советского Союза почти в каждом районе работали дворовые клубы, спортивные секции и школы, где многие дети проводили свое свободное время. Мы не были исключением, и любовь к спорту и здоровому образу жизни сформировалась еще в то время.
Мы пробовали себя в народных танцах, конькобежном спорте, легкой атлетике, биатлоне, гребле на байдарках и каноэ... В итоге наши детские увлечения спортом переросли в профессию и бизнес.
Сначала мы работали тренерами в государственных спортшколах, детско-юношеских и спортивно-досуговых центрах, старались приобщить к спорту следующие поколения детей. [показать][показать][показать][показать]
К сожалению, реформы в системе образования и кризис привели к сокращению финансирования со стороны государства: следом сократилось количество педагогов и тренеров, многие кружки и секции просто перестали существовать.
Но потребность со стороны населения осталась высокой - ведь соль не только в физическом развитии, но и в воспитании и формировании личности ребенка. Это и послужило толчком для создания нашего семейного спортивного клуба «Авокадо».
Тренерская репутация у нас была, и для открытия потребовалось только найти помещение и сделать небольшой ремонт. Мы уложились меньше чем в 100 000 рублей - наши сбережения. Первыми клиентами стали дети и взрослые, которые занимались под нашим руководством в предыдущие годы.
Cайт мы запустили спустя 7 месяцев после открытия, чтобы делиться успехами - нашими и наших подопечных. Как и все остальное, сайт мы сделали сами. [показать]
Сегодня в клубе работают уже 6 человек - пять тренеров (карате, фитнес, детская развивающая гимнастика и логоритмика, бирманские единоборства) и один менеджер. Суммарно заниматься к нам ходят около 100 человек. Большая часть из них - это друзья и знакомые, пришедшие по рекомендации уже занимающихся.