• Авторизация


Майк Науменко (часть 2) 01-09-2007 13:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Майк Науменко (часть 2)

На вопросы "о свободе творчества " и о проблемах цензуры, Майк отвечал следущее: "... Пусть не врут. Если им есть, что сказать, то на своих альбомах они могут записать абсолютно все, включая то, что не прошло цензуру. И люди эти песни услышат."


2-й рок-фестиваль

Выступление "ЗООПАРКА" на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде" и В. Власова в Ленинградской "Смене", несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа "СЕКРЕТ", исполнившая на фестивале песню Майка "Мажорный рок-н-ролл" и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.


Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "АКВАРИУМА" Александр Титов и барабанщик "СЕКРЕТА" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией "АЛИСЫ" (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "ЗООПАРК" пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый "ЗООПАРК", включавший Сергея Тессюля (экс-"ЗЕНИТ") и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду — от хардового "ПЕПЛА" до эстрадной "КАЛИНКИ").

4-й рок-фестиваль
Следующей весной "ЗООПАРК" вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ". Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники "ЗООПАРКА" были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987.

В сентябре 1987 "ЗООПАРК" выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома "Белая полоса". В апреле того же года Муратов ушел в "ДДТ", и "ЗООПАРК" вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист "МИФОВ" Александр Новиков.

За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, "Зоопарк" стал чемпионом Ленинградского Рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже "Аквариум" и "Кино".


«В 1988-ом "Зоопарк" записывает свой последний альбом "Музыка для фильма". В одной из песен этого альбома ("Выстрелы") есть слова: "Ну а будет ли завтра, новый день, опять?" Вероятно, Майк и сам не верил в "новый день" для себя.

Кончилась эпоха "Зоопарка". Он страшно пил, особенно в последние несколько лет, почти не писал, мало выступал, а если и выступал, то непременно путал аккорды и забывал слова. Его почти никогда не видели трезвым. Он сильно располнел, постарел, у него тряслись руки и дребезжал голос, выглядел устало, а главное, он как будто бы потерял к жизни всякий интерес…» - "Спасибо тебе, Майк" - Д. Женихова

Фильм "Буги-вуги каждый день"
В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "ЗООПАРКУ" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "ЗООПАРК" из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.


В мае с "ЗООПАРКОМ" вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "ПОЧТА", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "АКВАРИУМА" свой Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на пластинке альбом Майка Науменко "LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).

Интервью корреспондента ГАЗЕТЫ Александра Зайцева с товарищем Майка и менеджером группы «Зоопарк» Всеволодом Грачом.


- Как вы познакомились с Майком?

- Я даже не помню, когда я первый раз видел Майка. Я знал практически всех музыкантов, в том числе и группы 1960-х, которые играли «фирму». Мы, видимо, пересекались году в 1975-1977-м. Мы потом вспоминали это, когда уже скорешились довольно сильно. Потом так получилось, что я немного отъехал от этой тусовки. Жена у меня работает в Консерватории, и туда устроились работать монтировщиками Дюша Романов, Джордж Гуницкий и Рыба. А я с ними что-то года полтора не общался, так получилось. Они подружились, пришли к нам в гости, мы попили винца и с Рыбой поехали к Майку на работу опохмеляться вдумчиво. Ну и потом это уже все покатило, поскольку нам с Майком было друг с другом интересно. К тому же мы оба были любителями кроссвордов, даже можно сказать - профессионалами. Он выписывал «Вечерку», а я - «Смену». Я к нему приходил, давал свою «Смену» - в кроссворде было два-три слова недобито, а он мне - свою «Вечерку». И вот такой диалог: «Майк, ну интеллигентный человек должен вообще-то знать, что такое топинамбур!» А он все знал про самолеты, просто на звук мог их определять. И он говорит: «Ну а турбодвигатель «Ила» такого-то - это вообще каждый должен знать!» Я к нему частенько заходил на работу выпить винца, да много кто к нему заходил поговорить о том о сем. Он мне рассказывал кучу всяких баек о любимых музыкантах, потому что постоянно читал 'NME', 'Melody Maker' и владел английским хорошо.


- А когда вы стали официальным менеджером «Зоопарка»?

- С 1986 года, когда группа получила тарификацию. Потом у нас сразу были концерты в СКК, причем в такой солянке с эстрадниками. А тогда было модно такие солянки заряжать и какого-нибудь рок-н-ролльщика кондового пригласить, чтобы зал собрать и всю эту шнягу кормить. Тогда первый раз разрешили танцевать в зале, а все концерты шли при аншлагах. У нас было две баллады в программе. Я говорю: «Майк, баллады убираем, играем только рок-н-ролл». И тысяч пять к сцене ломанулось!

- В те времена, во второй половине 1980-х, «Зоопарк» ведь гастролировал очень активно?

- Да, хотя были проблемы. Не было новой программы, не было нового альбома, и мы съехали со стадионов на «тысячники» и «двухтысячники». Но тем не менее Союз мы объездили от Петропавловска-Камчатского до Калининграда и от Мурманска до юга России. Больших городов, в которых мы не были, я что-то и не припомню. Первые концерты были в «Юбилейном», дали восемь аншлагов. Играли, помню, со «Звуками Му». Комиссия сидела дурацкая. Поскольку не было должности менеджера, я тоже числился артистом - вышел с гитарой на сцену, взял пару аккордов. Просто я во время гастрольных дел вел концерты, потому что мы были единственная группа, которая выступала с перерывом. «Алиса», «Аквариум» играли нон-стоп, а мы - с перерывчиком. Там в среднем час-десять, час-двадцать концерт длился. «Зоопарк» играл два отделения музыки, между ними - перерыв. В то время было мало информации, и поэтому в любом городе типа Сыктывкара или той же Казани, когда народ спрашивал «а что сейчас делает Гребенщиков?» или «а что делает Рикошет?», я с удовольствием эту информацию заполнял. В Казани в 1988-м мы с Валерой Кирилловым нарвались на гопников, но, когда они узнали, что мы из «Зоопарка», они сказали: «Да, слушай, я тебя вчера на сцене видел!», поймали нам такси, запугали водителя: «Если денег с них возьмешь, найдем!».

- А как гопники, интересно, реагировали на песню «Гопники»?

- Постоянно приходили записки такого рода: «Просьба сыграть песню «Гопники». И, допустим, подпись: «Тюменские гопники»... Почти каждые выходные мы где-то выступали. Тогда появились деньги более-менее приличные. Какое было у звезды подпольного рока преимущество в жизни? Выпить на халяву. Не все же такие удары держат. Я видел Майка за месяц до смерти. Мы слегка поссорились перед этим - на этой же почве, - я позвонил ему: «Майкуша, ну что ты, как?». Заехал к нему. А он получил тогда приличные деньги за 'LV', который был издан на виниле не то в Харькове, не то в Киеве, и бухал. Говорит: «От меня Наташка ушла». Я говорю: «Ну который раз уже». А он говорит: «Нет, тут все серьезно. С рукой вот беда». Я ему говорю: «Так надо не бухать, а идти в больницу». А он был такой человек - ненавидел что-нибудь просить. Приезжали, например, америкосы - та же Джоанна, другие. Они привозили гитары и все такое. И все подмажоривали, потому что откуда у музыкантов были деньги на хорошие гитары? Я Майку говорю: «Приехал какой-то рок-н-ролльный чел из Америки, привез гитару акустическую. Я знаю, что она для тебя. Посмотри, на чем ты играешь квартирники! Но для этого надо встать, дойти до рок-клуба, получить гитару. Я не могу ее за тебя получить». «Ну да», - отвечает. Я отвлекся минут на двадцать. Прихожу, а он специально, чтобы не идти и не унижаться - как ему казалось, уже неподъемный. Он как человек интеллигентный не мог сказать: «Нет, пошли они со своими подачками». В принципе, он мог быть жестким. Иногда он мог что-то тихо сказать, если хотел кого-то обидеть, но это было круче, чем на х... послать. Так и остался без гитары.

- А почему, как вы думаете, Майк практически перестал писать в это время новые песни?

- Я недавно перечитывал книгу о Майке - там есть разные версии. А ведь я же с ним прожил бок о бок все это время. Тема Троицкий говорит, что люди разные. Из Гребенщикова песни выскакивают как естественные надобности. Или Юрка Шевчук: вот прошло два года, пора написать альбом. Он собирается специально, едет в деревню и там сидит и творит. Майк, если у него не писались песни, не вымучивал их из себя. Я считаю, что последний сильный номер, который он написал, - это «Выстрелы». Это такой реквием по самому себе, это 1987 год.

Я ему говорил: «Миша, нужна новая программа», а он говорил: «Все будет». Но я видел, что не будет, увы. Может быть, человек уже сказал все, что хотел сказать. Майк - это единственный человек, который написал стандарты на русском языке. Потому что у нас не принято петь чужие песни, но, начиная еще с «Секрета», у нас ни одной команды нет, которая не пела бы его песни. От «Аквариума» до появившихся уже после его смерти «Кирпичей». Он Боб Дилан и Чак Берри в одном лице. Троицкому не нравились все эти рок-н-роллы, буги-вуги, он больше любил баллады, а мне, наоборот, они страшно нравятся, потому что так, как «Зоопарк», рок-н-ролл у нас до сих пор никто играть не умеет. Майк сам всегда говорил такую фразу: «Пусть народ танцует, это очень даже в кайф. Нам нравится, когда под нас танцуют». Песенки дурашливые - буги-вуги, твист и все такое. Но написать такую песню так, чтобы это не выглядело идиотизмом, иногда труднее, чем написать серьезный текст.

- Майк действительно был таким уж домоседом?

- Последние лет десять он даже на гастролях никуда особо не выходил. Я, как бывший экскурсовод и музейщик, старался что-то успеть посмотреть, погулять - а Майкуша... Выезд на природу ему был вообще по барабану, он был совершенно урбанистический человек. У нас была одна длинная гастроль - Дальний Восток, Сибирь. И я так построил, что было три дня отдыха во Владивостоке: город шикарный. Мы договорились, что нас отвезут на остров Попов в океан на три дня. Майк не поехал: 'Ну чего там - остров, зачем мне эта рыбалка'. И вот они с Илюшей Маркеловым остались в гостинице, запаслись алкоголем - у них это называлось автономное плавание, - и сидели каждый в своем номере: шампанское, водочка, всякая корейская еда. Идти из номера в номер уже в лом, и вот они по телефону созванивались. «Что сейчас будем пить? Шампанское?» - «Давай шампанское».


- А чья была идея снять фильм «Буги-вуги каждый день»?

- Я в этом никак не участвовал. Там хорошая была идея, и он сам по себе такой «зоопарковский» - без понтов, без говна всего этого. Там одна неудачная шутка, которая сначала смотрелась весело, как у Джармуша, - когда Майк висит в петле. Я в мистику не верю, и Майк был человек неверующий, просто атеист. Но вот довиселся, через полгода - бабах! - и все.

- О смерти Майка. Я встречал такую версию, что он умер не из-за падения в квартире, а был избит на улице.

- У него было давление, и с рукой все эти проблемы - она немела. Я у ребят специально спрашивал: «Сколько вы выпили в тот день?» Я точно выяснил, что выпили они на всех три банки пива - советского, баночного, из ларька. Для «Зоопарка» это вообще ноль. Ему сплохело, он упал и головой ударился о табуретку - перелом основания черепа. Это был несчастный случай.

Уход из жизни
Умер Майк 27 августа 1991 года. Умер в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.

Жизнь Майка оборвалась трагически и нелепо: вернувшись домой с вечеринки по поводу проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире, был дотащен соседом до кровати, до утра лежал без движения. За тем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного, ибо и легкого шевеления достаточно, чтобы наступила смерть. Майк до конца был в сознании. Он оказался еще очень мужественным.


«Майк был фантазер, вообще - добрейший человек. Того, что с ним случилось, я до сих пор не понимаю. Обстоятельства его смерти так и остаются во многом загадочными. С Цоем, по крайней мере, все понятно - если не по сути, то по форме - как все случилось. У Майка все было почти так же, как с Жорой Ордановским. Тот, как известно, просто исчез, не оставив никаких следов» - Отрывок из "Интервью с Майком (last Rock'n'roller)" в DBP


И мы не любим их.
Все ездят на метро,
Ну а мы не из таких.
Ага, мы берем мотор,
Хотя в кармане голяк,
И мы киряем свой портвейн,
Мы пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку,
Ненавижу Арбат.
Еще по одной,
И пора назад.
Здесь нас никто не любит,
И не зовет на флэт,
Не выставляет пиво,
Не готовит нам обед.
Мы всем поддерживаем кайф,
Нам кайф ломают кругом,
В Сокольниках и в центре
Один крутой облом.
Здесь холодно и гадко,
Здесь вовсе не в умат.
Еще по одной,
И пора назад.
И барышни в полисе
Не выполнят на нас,
Они не любят звезд панк-рока,
И тут сплошной отказ.
Меня динамит телеграф,
Не выдавая перевод.
Мне некуда укрыться,
Когда болит живот.
Из порванной штанины
Глядит мой голый зад.
Еще по одной,
И пора назад.
Нам стремно в магазинах,
Там все не как у нас,
Там не достать портвейн,
В продаже только квас.
Народ там озверевший,
Он бьет друг другу фейс.
Никто не слышал "Stranglers",
А в моде только "Space".
От этой всей достачи
Так и тянет на мат.
Еще по одной,
И пора назад.

Майк Науменко

18.04.1955 - 27.08.1991

http://community.livejournal.com/chtoby_pomnili/29950.html
взято тут
сообщество "Чтобы помнили" в Живом Журнале
[419x464]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
02-09-2007-23:45 удалить
Спасибо огромное!Масса новой информации!Майк forever!
Xek 03-09-2007-00:52 удалить
не за что...Майк того стоит...


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Майк Науменко (часть 2) | Майк_Науменко - Дневник Майк_Науменко | Лента друзей Майк_Науменко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»